Распознавание трехмерных изображений

Как же будут формироваться и сохраняться знания в эмоционально-ориентированных суперкомпьютерах искусственного Интеллекта будущих поколений, не желающих уступить Человеку в оперативности и содержательной логике использования знаний? Прежде всего, проследим как работает аналитический механизм головного мозга Человека при обработке основных зрительных и звуковых образов, представляющих наши индивидуальные знания. Предварительный анализ и построение таких образов выполняется автоматически без мысленного сопровождения отдельных этапов восприятия образов.

Теперь уже нельзя сослаться на рефлекторные дуги, поскольку и зрительная и звуковая информация предварительно обрабатывается, а в последующем и осознается головным мозгом, состоящим из: левого и правого больших полушарий коры, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга, соединенного со спинным мозгом. Функции каждого из них недостаточно ясны, но имеются предположения об их назначении, которые мы уточним на основе методов структурного и метапсихоанализа. Для последующего пояснения места и роли зрительного и слухового анализаторов приведем обобщенную структурную схему головного мозга Человека, которая представлена на рис. 1.

Рис. 1. Обобщенная структурная схема головного мозга Человека

Каждая из представленных подсистем головного мозга симметричны, т.е. имеют левую и правую стороны и половины, и соответственно, левые и правые видео (глаза) и аудио (уши) рецепторы. Обратимся, прежде всего, к зрительной информации, которая передает Интеллекту более 80% всех накапливаемых Человеком знаний. В анализе, построении и коррекции зрительной информации, по некоторым клиническим сведениям, принимают участие промежуточный мозг (зрительные бугры), средний мозг и затылочная часть больших полушарий головного мозга. Зрительная информация воспринимается Человеком в форме:

- пространственных зрительных образов;

- плоско рисованных зрительных образов.

- знаковых символических зрительных образов;

- смутных наведенных зрительных образов (видений, сновидений).

Наиболее интенсивный поток информации поступает в мозг Человека в форме пространственных динамически изменяющихся зрительных образов внешнего Мира. Но увы! Сознательно воспринимаются лишь сотые или тысячные доли этой информации.

«Казалось видят все одно и тоже.

Но, все увы не так! Похоже,

Что каждый видит то, что может

Или таким, как кто-нибудь поможет!

Все в механизмах зрения дробится

И если диво в страхе нам явится,

То видим мы лишь то, что знаем

Или хотя бы как-то представляем».

[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 6]

Обратимся кратко к анализу того, что и как дробится в зрительных образах.

Изображение воспринимается от двух органов зрения, которые надо буквально: «беречь как зеницу ока». Два глаза - видеорецептора являются предпосылкой построения и восприятия пространственных трехмерных изображений, но первоначальные «младенческие» образы оказываются размытыми и плоскими. Не будем вдаваться в подробности оптического построения изображений глазами - это известно. Однако отметим некоторые важные особенности. Основой видеорецептора является сетчатка, покрывающая дно глазных яблок, с химико-электро-механическими преобразователями двух типов: около 7 млн «колбочек»-фотонейронов на основе светочувствительного йода - йодопсина восприятия цветных точек - пиксель изображений, которые расположены в круговой центральной области (желтом пятне) с высоким разрешением и соответственно высокой плотностью размещения, и примерно 130 млн. высокочувствительных «палочек»-фотонейронов на основе светочувствительного родона - родопсина восприятия черно-белых пиксель зрительных образов. «Палочки» образуют значительную периферийную горизонтально-эллиптическую область бокового обзора, которая дает возможность даже в темное время отслеживать перемещающиеся объекты.

Мозг работает в основном с центральной областью высокого разрешения, но быстро фиксирует резкие смещения в области бокового обзора как опасные, рефлекторно порождающие Страх. Судя по плотности восприятия зрительных образов в одной центральной области, которая составляет примерно 3000 * 2500 пиксель, глаза превосходят даже очень хорошую видеокамеру, а если учесть все видео окно нейро-экрана, то оно впечатляет: 45000 * 30000 пиксель. Однако среди них присутствуют очень много не контролируемых сознанием пиксель - почти 95%. Этот недостаток компенсируется рефлекторной подвижностью самой нейро-видеокамеры, но общей проблемой зрения Человека остается слишком большой процент того, что можно определить как: «показалось!»

Как же работает микровибрационная нейро-видеокамера? Немного о структуре. Оба глаза - видеорецептора непрерывно координируют свои области обзора и фокусировку на объекты наблюдения, которые при этом всегда оказываются в центре системы координат сведенной воедино пространственной области обзора. Этим занимается соматическая нервная система и ее рефлекторные дуги. От видеорецепторов сигналы возбуждения передаются по зрительным нервам - многомиллионным магистралям нейрофибрилл от каждого фотонейрона к нейронам серого вещества затылочной части головного мозга, причем пиксели, формируемые левым и правым глазами взаимно смешиваются путем переброса половины нейрофибрилл левого глаза, например, четных концентрических окружностей, считая от центра глаза, в правую магистраль, а половины нейрофибрил четных окружностей правого глаза в левую магистраль, такой же «перекрест» можно сделать в оптоволоконных системах отображения информации, как это показано на рис. 2.

Формирование изображений выполняется одновременно в затылочной части правого и левого полушария на соответствующих многослойных нейро-экранах со многими миллионами пиксель. Непрерывные микровибрации от каждого фотонейрона несут в себе информацию об освещенности (амплитуда микровибраций), о цветности (частота микровибраций) и о пространственном положении освещенных точек объекта (фаза микровибраций). Уровень освещенности сетчатки глаз регулируется путем аккомодации (сужения-расширения) зрачков-диафрагм, а восполнение энергии для фотонейронов сетчатки реализуется за счет периодического моргания век с интервалом 2-3 сек. Необходимо отметить, что непрерывные микровибрации при передаче зрительных изображений используют более 80% энергетических можностей головного мозга, что требует обязательного пребывания с закрытыми глазами не менее 8 часов в сутки. Непрерывно возбужденные магистрали фотонейронов для передачи изображений на нейро-экран являются открытыми визуальными каналами в мозг Человека!

Рис. 2. Общая схема бинокулярной системы сведения и измерения дальности на основе «перекреста» зрительных нервов.

Собственно кора (серое вещество) головного мозга состоит из многих «выделенных слоев» нейронных структур с пространственным распределением в каждом слое возбуждения - микровибраций от свето- или других чувствительных нейронов, воспринимающих конкретную точку-пиксель возбуждения того или иного типа образа. Выделенные слои - это достаточно независимые, отделенные друг от друга разделительной тканью, многопленочные нейронные структуры, представляющие собой сильно связанные многоуровневые нейронные сети. Можно с высокой вероятностью утверждать, что удаление одного, двух или даже нескольких выделенных слоев коры головного мозга Человека не приведет к катастрофической потере работоспособности всей системы анализа и распознавания образов и принятия решений.

Восприятие тех или иных типов образов обеспечивается возбуждением соответствующих чувствительных (рецепторных) нейронов, невриты-аксоны которых, объединенные в магистрали рецепторных нервов, пронизывают все слои головного мозга и имеют непосредственные связи-переплетения в узлах-синапсах с теми или иными пленками соответствующих выделенных слоев. От большей или меньшей амплитуды, частоты и/или временной фазы микровибраций невритов-аксонов рецепторных нейронов глаза или уха зависит интенсивность возбуждений передаваемых в узлах-синапсах на дендриты воспринимающих нейронов первого уровня соответствующих пленок выделенных слоев головного мозга, которые в совокупности и образуют так называемый рецепторный слой нейронов (не путать с выделенными слоями) или нейро-экран головного мозга. В отличие от регистрирующих нейронов рецепторного слоя, нейроны второго и более высоких уровней нейросетей могут выполнять определенные преобразования возбуждаемых образов и называются эффекторными, а соответсвующие уровни нейросетей называются эффекторными слоями.

Зрительное видео-окно нейро-экрана состоит из первых воспринимающих нейронов рецепторного слоя многих пленок выделенных слоев затылочной части головного мозга, непосредственно связанных с фотонейронами глаз и обеспечивающих непосредственное восприятие в каждой «тонкой пленке» амплитуды, частоты и/или временной фазы возбуждений-микровибраций, представляющих конкретный пиксель зрительного образа.

Одной из задач, навыки решения которой приобретает ребенок в первый год жизни, является задача сведения изображений от левого и правого глаза и получение стереоэффекта в нейросетях-пленках каждого выделенного слоя на нейро-экранах левого и правого полушарий коры головного мозга (см. ранее рис. 2). Решение ее достигается за счет управления мышцами сведения глаз специальной рефлекторной дугой среднего мозга. Для приобретения навыков фиксации зрения (сведения изображений) необходима информация о дальности, которую ребенок получает путем прикосновений к погремушкам, наблюдения и прикосновений к лицу говорящего, т.е. путем включения и использования других органов чувств и, в первую очередь, осязания. Сведение обеспечивает совпадение областей одинаковых возбуждений в цветовоспринимающих пленках каждого из выделенных слоев нейро-экранов в каждом полушарии и формирование четкой (не размытой) картины контуров возбуждений. Организационная структура анализатора и построителя многоцветных объемных изображений, воспринимаемых мозгом Человека, например, может иметь вид, представленный на рис. 3.

Рис. 3. Структура нейросетевого построителя многоцветных объемных зрительных образов на нейро-экране головного мозга Человека.

Совпадение частот и фаз опорных микровибраций, например, трех цветов: «к» -красного, «с» - синего и «ж» - желтого, с частотой и фазой микровибраций конкретного пикселя позволяет локализовать пик возбуждения в конкретной пленке и в конкретном слое по глубине, что обеспечивает построение трехмерных цветных картин, одинаковых в каждом полушарии головного млзга. В случае дальтонизма у Человека нарушаются либо функции пленок или связей в нейронных слоях головного мозга, либо функции фоточувствительных нейронов глаз, например, при формировании нервных возбуждений (частотной модуляции). Отсутствие фазовой настройки нервных возбуждений в отдельных пленках и выделенных слоях приведет к «плоскому» восприятию зрительных образов, вследствие чего Человек не будет способен к пространственному видению и инженерной конструкторской деятельности.

Количество пленок-нейросетей и нейросетевых выделенных слоев в коре головного мозга превышает потребности «пространственного видения» и при хорошей освещенности энергия микровибраций фотонейронов достаточна для возбуждения значительного количества выделенных слоев-регистраторов зрительных образов, причем «глубинные» выделенные слои обладают более стабильными настройками-следами образов при «запоминании» и распознавании образов, которые становятся все более «четкими» при многократных восприятиях одного и того же образа (в процессе обучения или трудовой деятельности) и «стираются» со временем, если следы образа не восполняются (не реставрируются) самим Человеком. «Глубинные» выделенные слои коры головного мозга образуют память Человека или так называемый нейро-стек.

Первые несколько выделенных слоев головного мозга, например, до 8-10 выделенных слоев, считая их от внутренних, глубинных, т.е. самых близких к источникам световых, звуковых, вкусовых и др. возбуждений-микровибраций, способны выполнять достаточно сложные линейные и вращательные преобразования настроек-следов образов всех типов в процессе анализа и распознавания воспринимаемых образов. Эти выделенные нейросетевые слои-процессоры выполняют и многие другие преобразования следов образов, в том числе обратные преобразования-возбуждения темнового нейро-экрана (сновидения и грезы), а также реализуют соответствующие логические функции сознания, надсознания и подсознания Человека (разделы 2.5, 2.6 и глава 3).

Собственно запоминание конкретного зрительного образа в самой простой интерпретации заключается в настройке проводимостей дендритов воспринимающих нейронов нейро-экрана и эффекторных уровней нейросетей в соответствующих пленках на восприятие множества і-тых точек контрастных границ контуров различных элементов-объектов зрительного образа в полярных координатах: rі-модуля вектора і-той точки и qi-угла поворота этого вектора относительно вертикали при совмещении центра системы координат с центром центральной области обзора глаз. Контуры таких элементов отслеживаются и распознаются в некоторой последовательности. Например, при взгляде на лицо встречного Человека мы в первые доли секунды исследуем нижнюю часть лица: подбородок и губы, затем верхнюю треть лица, т.е. прическу, лоб и уши, и уже окончательно устанавливаем признак: «Узнаю!» или «Не знаю!» после внимательного взгляда на центральную часть лица: глаза и нос.

На каждом этапе распознавания подсознательно производится отбор возможных знакомых лиц с подобными типами: подбородка и губ, прически, лба и ушей, носа и глаз. Распознавание не зависит от угла видения объекта и размеров его зрительного образа на нейро-экране, поскольку в процессе распознавания, т.е. сравнения со следами образов, производятся аффинные преобразования «увеличения-уменьшения» и «ограниченные повороты» элементов следов образов всех известных объектов.

Преимущественное совпадение элементов следов образов одного их известных объектов со зрительным образом воспринимаемого объекта на нейро-экране воспринимается как ощущение «Узнаю!». Такие «аффинные и поворотные» преобразования следов образов эквивалентны вычислению круговой свертки-корреляции в полярных координатах точек контуров элементов воспринимаемого зрительного образа и «эталонных» следов образов, сохраняемых за счет настройки нейросетей. Реально наше зрение воспринимает и распознает зрительные образы лишь при их ограниченном повороте относительно следа эталонного образа, например, в пределах от -45 град, до +45 град, при отсчете углов от вертикали. При повороте на 180 град зрительный образ уже не воспринимается как «подобный» и классифицируется как принципиально другой объект, например известные картинки лиц - перевертышей, литер А, Е и их перевернутых изображений для представления кванторов и др.

Особую роль в восприятии информации о внешнем Мире играет распознавание знаковых зрительных образов, с помощью которых представлены коллективные знания всего Человечества. Это символы алфавитов естественных языков общения, математические знаки и условные обозначения, формирование, распознавание и интерпретация комбинаций которых является важной функцией сознания и надсознания Человека.

Кроме видео-окон на нейро-экране, т.е. в рецепторном слое, имеются также звуковые (аудио) окна в правой и левой височных долях коры головного мозга, а также осязательные и двигательные (способов действий) окна в теменной области правого и левого полушарий. В осязательных окнах кроме тактильных образов формируются вкусовые и обонятельные образы, а также образы ощущений от различных органов тела Человека. Особое место в двигательных окнах нейро-экрана занимают восприятия образов способов действий, т.е. фаз движений руками, ногами, речевым механизмом, всем телом или отдельными его органами.

Обратимся к вопросам анализа и восприятия звуковой информации, которая занимает важную роль в выработке и принятии решений. В коре головного мозга Человека звуковая информация также порождает определенные образы, распределенные в многослойных нейронных структурах, составляющих достаточно четко выделенные аудио окна общего нейро-экрана. К звуковым образам относятся:

- интонационный звуковой образ;

- речевой звуковой образ;

- музыкальный звуковой образ.

Звуковые образы воспринимаются с большей эмоциональной реакцией, чем зрительные, однако количество получаемой информации в единицу времени на основе звуковых образов оказывается существенно меньшим. Основные знания накапливаются и представляются в знаковых зрительных образах, а формируются и отображаются в речевых звуковых образах.

«Что зрение?! Наш слух система подревнее

И в жизни ее роль существенно живее.

Весь организм на звук до клеток отзываясь,

За сокращенье мышц в ответе не скрываясь.

Не зря ведь тонкий слух как орган страх-агента

Был так давно учтен в системе комплимента.

И речь становится помощницей-увязкой

И важных сложных дел, и нам в Любви развязкой!»

[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 18]

Определяющее влияние звуковой информации на поведение и координацию движений Человека очевидно из общей блок-схемы головного мозга, в которой аудиорецепторы непосредственно связаны с продолговатым мозгом пространственной координации и средним мозгом оперативного анализа интонационной окраски звуковых образов и стереофонической ориентации. Содержательная обработка, распознавание и классификация речевых и музыкальных звуковых образов и их конструкций производится височными долями коры головного мозга, т.е. в отдельных окнах единого нейро-экрана, представленного сведением (наложением) нейро-экранов левого и правого полушарий головного мозга. Очевидно единство механизмов восприятия и обработки зрительных и звуковых образов, причем «перекрест» слуховых нервов левого уха в височную долю правого полушария коры головного мозга и наоборот, на наш взгляд, осуществляется в среднем мозге, непосредственно воспринимающим интонационные звуковые образы.

Обратим внимание на значительную сложность аудиорецепторов, содержащих наружное, среднее и внутреннее ухо. Они берут на себя значительную долю задач анализа звуковых образов, и в частности задачу спектрального разложения звуковых сигналов. Специальный кортиев орган улитки внутреннего уха находится в жидкости, так называемой эндолимфе, и имеет вид спиральной арфы, содержащей множество волосковразличной длины - дендритов чувствительных нейронов, на которых воспринимаются гармоники соответствующих частот от 500 гц до 20 Кгц. Особое значение для жизнеобеспечения приобретает выделение низкочастотных составляющих звуковых образов, свидетельствующих о силе и свирепости внешнего Мира, в том числе и природных явлений. Частоты от 20 гц до 500 гц воспринимаются непосредственно из воздушной среды окончаниями осязательных высокочувствительных нейронов, расположенных в барабанной перепонке среднего уха. Жидкостная среда улитки с арфой представляет собой спектральный анализатор высокочастотных составляющих звукового образа, которые вместе с низкочастотными составляющими передаются в средний мозг и используются для выделения угрожающих и других эмоциональных иероглифов естественного языка интонаций всего живого Мира.

Микровибрации с амплитудным и, возможно, фазовым представлением отдельных гармоник (обертонов) общего спектра звуковых образов от левого и правого уха по своим слуховым и улитковым нервам через средний и продолговатый мозг и очевидно через ряд коммуникационных узлов с перекрестом передаются в височные отделы коры головного мозга для возбуждения в специальных окнах нейро-экрана многослойных стереофонических картин звуковых образов. Структура анализатора звуковых образов имеет также многопленочную и многослойную организацию, подобную представленной на рис. 4.

Прежде всего, отметим отличия зрительных и звуковых образов в их общей информативности. Если зрительный образ на нейро-экране представляется примерно 140 млн пиксель, то звуковой образ может представляться спектром, например, в 1 тысячу гармоник-обертонов или 1 тысячу пиксель по отношению к нейро-экрану, принимая во внимание самую низкую гармонику f0 = 20 гц и тысячу обертонов fi до 20 Кгц. Звуковые образы в нейронных структурах головного мозга фактически запоминаются своими спектрами {fi}, причем возбуждения от левого и правого уха создают в каждом выделенном слое стереофонический образ звукового сигнала с возможным выделением громкости (силы давления звука), высоты (частоты fосн основного тона), окраски (тембра), темпа и интервалов музыкальных звуков, а также пространственного расположения (направления) источника звука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: