Прообраз» Российского парламентаризма – вече

Следует отметить, что вече возникает в период ранней феодальной монархии (IX-XI вв.). Вече являлось народным собранием и своим появлением оно обязано племенным сходам. С течением времени данное народное собрание обретает организованный характер, в частности, для вече готовится «повестка дня», выдвигаются кандидатуры для выборных должностей. В качестве организационного центра действуют старейшины («старцы градские»). Говоря о компетенции вече, следует сказать, что в нее на первоначальном этапе входили все государственные вопросы (законодательство, суд и т.д.), а впоследствии компетенция вече ограничивается в определенных рамках (призыв-приглашение князя княжить, заключение договоров с князьями, контроль за государственном управлением, высший суд и т.д.).

При участии всех свободных жителей города и примыкающих поселений на вече решались вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов. Исполнительным органом вече был Совет, состоявший из «лучших людей» (имущие слои населения, старейшины).

Позднее вопросы суда и вопросы управления на вече не решались, и впоследствии оно созывалось от случая к случаю. Текущее управление осуществлялось городскими либо местными общинами, или это делала княжеская администрация. Именно по инициативе вышеперечисленных органов вече и собиралось.

Исключительными полномочиями являлись: призвание и изгнание князей, вопросы войны и мира. Вооруженные силы (народное ополчение) собиралось также по решению вече, народное ополчение возглавлял тысяцкий, назначаемый князем.

Сфера деятельности вече распространялась на постоянных членов общины, в то время как пришлое население (изгои, холопы и др.), также ближайшее княжеское окружение (двор, дружина, челядь и т.д.) попадали под правовую защиту князя и имели особый правовой статус.

Следует сказать, что нет единого мнения относительно сущности вече, поскольку его различные исследователи рассматривают по-разному, а именно, как: совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет.

Таким образом, вече был не только представительным органом, и учреждением, контролирующим князя, но и органом компромисса между имущими слоями населения и князем.

Следует отметить роль вече в Новгороде (XII-XV вв.), учитывая фактически сложившуюся там республиканскую форму правления. Новгород также называли боярской республикой, поскольку реальное управление Новгородом находилось в руках бояр (в меньшей степени у духовенства в лице митрополита). Для своего времени Новгород считался довольно развитым государством. Он поддерживал торгово-экономические отношения с такими государствами как Венеция, Генуя, Ганза и другими итальянскими республиками. Новгород в меньшей степени пострадал от монголо-татарского нашествия, но также как и многие русские княжества платил дань Орде.

В силу того, что вече занимало особое положение в Новгороде, он отличался от многих других русских княжеств, в том числе и «приниженной» ролью князя, ролью бояр и духовенства в управлении Новгородом. Особая роль вече выражалось в том, что юридически оно считалось высшим органом власти. Вече представляло собой собрание свободных полноправных граждан мужского пола. Приниженная же роль князя заключалась в том, что вече обладало полномочиями пригласить его на княжение, и могло также и изгнать. Роль бояр заключалась в том, что именно они могли осуществлять вышеназванные процедуры с князем. Структурно новгородское вече можно разделить на:

· Боярский совет («оспода») – осуществляли контрольные функции, созыв вече, подготовку законопроектов и т.д.;

· архиепископ – председательствовал на Боярском совете, был главой новгородской церкви, был хранителем казны и контролировал торговые меры и весы (церковь в то время объявила себя покровителем торговли);

Князь не входил в состав вече, однако он мог созвать вече, а также избирался или изгонялся решением вече. Наличие республиканской формы правления в Новгороде не ликвидировало князя как фигуру, но механизм выбора князя на вече во многом аналогичен процессу избрания президента в парламентской республике. Князь не имел право приобретать землю и раздавать ее своим приближенным, и не мог отнять землю у ее владельцев.

Полномочия вече заключались в следующем: утверждение законов, заключение договоров с князем (грамоты, в XIII-XV вв. было известно 80 договоров), выбирать и снимать высших должностных лиц Новгорода, принятие решения по вопросам войны и мира, назначение послов, установление различных повинностей и т.д.

Вечевые грамоты скреплялись печатью «Господина Великого Новгорода». Решения принимались на основе единогласия.

Хоть вече и в целом государственный строй Новгорода считались демократическими, объективно это было ширмой, поскольку реальная власть принадлежала боярам, духовенству и меньшей степени князю. Вечевой строй, как и сама независимость Новгорода, прекратила свое существования в период объединения русских княжеств и централизации русского государства во второй половине XV века. В 1475 году после покорения Новгорода московским князем Иваном III вечевой колокол Новгорода был вывезен в Москву и тем самым был положен и символический конец вечевому правлению в Новгороде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: