Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 4 страница

Об истории становления и развития парламентаризма в России писали и пишут многие авторы, такие как Дементьев А В, Жмыхова Л В, Ковлер А И, Кравец И А, Лысенко В Н, Лукоянов И В, Миронов О О, Полнер Л С, Пляйс Я А, Ржевский В А, Соколов К Н, Черменский Е Д, Чистяков О И, Чичерин Б Н идр

Отдельного внимания заслуживают работы ученых-юристов, занимающихся исследованиями конституционных основ деятельности Федерального Собрания РФ Основу диссертационного исследования составили работы современных авторов Авакьяна С А, Автономова А С, Богдановой Н А, Бега-зяна А Г, Васецкого Н А, Вихарева А А, Евзерова Р Я, Карапетяна Л М, Краснова Ю К, Мамонтова А Г, Маслова Н Н и других

Серьезное влияние при работе над диссертацией оказали труды, посвященные влиянию основ конституционного строя РФ на динамику развития парламентаризма таких ученых-правоведов, как Дмитриева Ю А, Доброхотова Л Н, Евзеров Р Я, Егорова С А, Заславского С Е, Зражевской Т Д, Коргу-нюка Ю Г, Лапаевой В В, Николаева А М, Окунькова Л А, Румянцева О Г, Саликова М С, Умновой И А и других

Вопросы, связанные с проблемам парламентаризма в России, приобрели особую актуальность в современный период По этому поводу появляется множество публикаций в журналах, газетах, интернет-сайтах В этой связи следует отметить работы Астафичева П А, Барциц И Н, Глигич-Золотаревой М В, Исакова В Б, Керимова А Д, Котляревского С А, Мндоянц С А, Редички-

ной О А, Романова Р М, Строева Е С, Ткаченко В.Г, Чернышова В В и многих других

Специально отметим работы Алипулатовой И И, Бацева Ю Н, Булако-ва О Н, Волковой Н С, Вырыпаева О В, Гасанова Г А, Горобец В Д Гранки-на И В, Золотаревой М В, Ивановой В И, Могуновой М А, Овсепяна Ж И, Любимова А П, Рыбкина И П, Степанова И М, Хабриевой Т Я, Чиркина В Е, Шеховцова В А и других авторов, непосредственно исследующих и раскрывающих проблемы парламентаризма в России

Нормативную основу исследования конституционно-правовых основ становления парламентаризма в России составили международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты

К числу внутригосударственных актов следует отнести Конституцию РФ 1993 г, Федеральный закон от 8 мая 1994 № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 5 августа 2000 № 11 З-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 20 декабря 2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 11 июля 2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральный закон от 10 января 2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и ДР

Стремление России обеспечить права человека, соответствовать высоким нормам демократии, установленным в цивилизованном мире, поддерживать стабильные мирные отношения с иностранными государствами, а так же, желание установить высокий уровень престижности государства в целом, диктуют необходимость опираться на положения таких международно-правовых актов как Всеобщая Декларация прав человека ООН (1948 г), Европейская

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г) и иные международные документы

В историческом аспекте проанализировано развитие законодательства в данной сфере, в частности, уже утратившие силу акты Российской империи и СССР Исследованы современные источники указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Постановления палат парламента России, законы и подзаконные акты Союза ССР, действующие в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судебная практика, законопроекты, находящиеся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания России

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения Их применение позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1 Обзоры, разъяснения, статистические данные Фонда «Общественное мнение» за период 1998 —2005 гг

2 Анализ сведений о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за период 1993-2006 гг, результатов выборов предыдущих лет.

3 Анализ нормативных и рабочих материалов, материалов парламентских слушаний комитета и комиссий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы, Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, Комиссии по противодействию коррупции, комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комиссии по

Регламенту и организации парламентской деятельности, Комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации

4 Результаты социологических опросов с применением методов интервьюирования, свободного рассказа и разведывательного опроса (Агентство региональных политических исследований) с целью выявления особенностей организации парламента в России, а также отношения к нему в 2003 -—2006 гг 852 государственных служащих федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти сотрудников аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

5 Аналитические материалы государственных и негосударственных научных центров, результаты социально-правовых и иных исследований

а) мониторинга политических партий в России Мониторинг проводился с 2002 по 2006 гг по следующим разделам электоральные предпочтения россиян, изучение деятельности партий, политических блоков, движений, исследование тенденций развития многопартийности в России,

б) деятельности федеральных органов государственной власти Оценка направлений повышения эффективности государственного управления Информационные технологии в деятельности федеральных органов государственной власти Итоги контрольной деятельности федеральных органов государственной власти в связи с возможностью коррупции в 2005 г,

в) мониторинга законодательства и правоприменительной практики в деятельности верхних палат парламентов Мониторинг проводился 14-15 ноября 2003 г в г Москве

6 Участие в научно-исследовательском проекте «Федерализм и представительная власть в России новые перспективы для Совета Федерации» в течение 2001-2003 гг Предмет изучения проекта — процесс развития верхней па-

латы российского парламента, законодательного органа, состоящего из представителей исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов Российской Федерации

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем в монографической форме предложена концепция развития российского парламентаризма и его современная конституционно-правовая характеристика, выявлена зависимость степени развития парламентаризма от уровня развития социально-экономических и политических отношений в стране

Показано влияние на развитие парламентаризма таких конституционно-правовых институтов как разделение властей, федерализм, многопартийность и ДР

Определен конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации и его палат, предложены пути дальнейшего их развития и совершенствования порядка формирования

На защиту выносятся следующие выводы, отражающие позицию диссертанта по теоретическим проблемам концептуальных основ парламентаризма в России

1 Дано определение парламентаризма как социально-правового явления в широком и узком смысле слова

В широком смысле парламентаризм — это политический режим, характеризующийся наличием демократии, разделением властей, их балансом между собой при доминирующей роли избираемого населением одно или двухпалатного парламента

В узком смысле парламентаризм — это порядок и результаты деятельности избираемых народом высшего и иных представительных органов публичной власти, не образующих единую соподчиненную систему органов, но входящих в единую ветвь законодательной (представительной) власти

2 Вывод о том, что парламентаризм — это исторически обусловленный этап развития общественных отношений в государстве, наступление которого знаменуется формированием следующих совокупных факторов

— превращение народного представительства в способ формирования сословного или общенародного коллегиального органа государственной власти,

— разделение государственной власти, по меньшей мере, на две, а в перспективе на три и более ветви публичной власти,

— возникновение независимого парламента, обладающего установленными законом или коронной властью неотчуждаемыми полномочиями, осуществляемыми им единолично или в совокупности с главой государства

3 Заключение о том, что парламентаризм возникает по мере развития в стране товарно-денежных отношений и появления социальных групп населения, не зависящих в экономическом и социальном отношении от коронной власти

4 Объектом концепции парламентаризма являются общественные отношения, определяющие Россию как демократическое федеративное правовое социальное государство с республиканской формой правления, не имеющее устойчивых традиций парламентаризма

Предметом концепции выступают конституционно-правовые нормы, устанавливающие в России республику смешанного типа, тяготеющую к президентской и не имеющую реальных возможностей перехода к республике парламентского типа

Содержание концепции сводится к характеристике парламентаризма как конституционно установленной форме противодействия установлению в стране авторитарного недемократического государства с персональной формой правления Содержание концепции парламентаризма базируется на следующих принципах

— независимости парламента от коронной власти,

— наличия системы «сдержек и противовесов»,

— двухпалатности в федеративном и полинациональном государстве,

— максимального приближения парламентской республики (монархии) к правовому государству

Выводы и предложения, характеризующие процесс становления парламентаризма в России

5 Авторская характеристика этапов развития российского парламентаризма, включающая

первый этап — теоретический (П пол ХУШ — начало XX в), характеризующийся формированием под воздействием либеральных западноевропейских идей теоретической концепции российского национального парламентаризма,

второй этап — практический (5 августа 1905 г — 6 октября 1917 г), характеризующийся формированием в России на собственной идейно-теоретической основе дуалистической монархии, с ограниченными элементами народного представительства,

третий этап — либеральный (2(15) марта 1917 г — 6(19) января 1918 г), характеризующийся избранием на основе широкого народного представительства и многопартийности Учредительного Собрания, оппозиционного существующему политическому режиму,

четвертый — антипарламентский (1917 г — 1989 г), характеризующийся господством теории «буржуазного парламентаризма» и формированием антиподов парламента в лице Советов,

пятый — реставрационный (1989 г — 1993 г), характеризующийся сочетанием идей парламентаризма с рудиментами советской социалистической демократии,

шестой — постсоциалистический или современный (1993 г - 2007 г), характеризующийся формированием па основе смешанной мажоритарно-пропорциональной и кооптационной избирательных систем двухпалатного парламента демократического типа,

седьмой — неолиберальный (с 2007 г), характеризующийся восстановлением 100% пропорциональной системы формирования нижней палаты и планируемыми прямыми выборами избирателями депутатов верхней палаты парламента

Заключение о том, что причиной слабого развития парламентских традиций в России является отсутствие исторической и политической преемственности между перечисленными этапами и смена их революционным путем

6 Характеристика современной модели парламентаризма в России как обеспечивающей переход от республики смешанного типа к президентской, от смешанной системы избрания нижней палаты парламента к пропорциональной, от технического правительства к партийному

7 Определение парламентского права как подотрасли конституционного процессуального права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности представительных органов публичной власти

Структура парламентского права включает в себя

— регламентацию порядка формирования и структуры парламента,

— правовые основы деятельности парламента и его структурных подразделений,

— правовое регулирование законодательного процесса и порядка принятия парламентом и его звеньями индивидуальных решений,

— порядок исполнения решений парламента, конституционно-правовая ответственность парламента и его членов,

— определение места парламента в системе органов государственной власти и порядок взаимоотношения с ними

Выводы и предложения, касающиеся развития парламентаризма в России

8 Авторский вывод о фактическом формировании в рамках системы разделения властей в Российской Федерации новой ветви государственной власти — президентской, оказывающей значительное влияние на объективное развитие всех остальных ветвей государственной власти и в первую очередь — законодательной

9 Заключение о том, что участие только одного субъекта избирательного процесса — федеральных политических партий — в формировании нижней

палаты и неучастие региональных избирателей в формировании верхней палаты Федерального Собрания противоречит федеративному устройству России и снижает эффективность деятельности Парламента в развитии региональных и межнациональных отношений

10 Вывод о том, что искусственное сокращение числа федеральных политических партий в России путем юридически неоправданного повышения требований к их численному составу, фактический запрет на создание региональных политических партий лишают избирателей реальной возможности участия в формировании Государственной Думы с использованием возможностей, предоставляемых им многопартийной политической системой

Выводы и предложения, касающиеся современных проблем деятельности Федерального Собрания Российской Федерации

11 Вывод о том, что в результате конституционных реформ в России сформировался двухпалатный Парламент, включающий ярко выраженную партийную по составу, «сильную» по набору полномочий и характеру принимаемых решений нижнюю палату с доминирующей в ней ролью профильных комитетов, и «слабую» по составу и набору полномочий верхнюю палату, не в полной мере отвечающую своему предназначению, — представлять и защищать интересы населения субъектов Федерации

12 Заключение о неполноте определения конституционного статуса Федерального Собрания Российской Федерации действующим Основным Законом Пробелы нормативно-правового регулирования статуса палат восполняют их Регламенты, подменяющие в ряде случаев нормы отсутствующих федеральных законов

13. Вывод о том, что Федеральное Собрание Российской Федерации, по набору статусных полномочий, определенных ей Конституцией России, выполняет функции федерального законодательного (представительного) органа государственной власти При этом оно не обладает всеми полномочиями, необходимыми для эффективного участия в системе сдержек и противовесов

14 Заключение о том, что Российская Федерация, конституционно определенная как республика смешанного типа, неуклонно приближается фактически и юридически к президентской республике, при отсутствии в обозримой перспективе каких-либо реальных возможностей превращения в республику парламентскую

Законодательные предложения, явившиеся результатом проведенного исследования

15 Предложение о том, что для того, чтобы избежать развития авторитарности, необходимо ограничить некоторые полномочия главы государства, усилить роль федерального правительства, сделать правительство реально ответственным перед парламентом Тем самым, независимый парламент страны должен стать противовесом фактическому президентскому абсолютизму

16 Предложение о том, что в рамках конституционной реформы необходим переход к реальной практике формирования «правительства большинства» путем устранения Президента РФ от подбора кандидатов на должность Председателя Правительства РФ и полной передачи вопроса формирования Правительства РФ в компетенцию нижней палаты российского парламента, либо необходимо, как минимум, повышение ответственности Правительства РФ перед парламентом путем закрепления процедуры назначения и освобождения от должности ряда ключевых министров (министерства иностранных дел, министерства экономики и др) только с согласия Государственной Думы Это повысит роль премьер-министра и парламента РФ и позволит сбалансировать чрезмерные полномочия Президента РФ

17 Предложение о том, что в целях повышения роли верхней палаты парламента необходимо введение выборного принципа его формирования Для этого возможно взять на вооружение уже использованную в переходный период схему, когда Совет Федерации формировался путем выборов по двухман-датным региональным округам Для чего, в свою очередь, необходимо принятие нового Федерального закона «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания»

18. Вывод о том, что в России необходимо ввести институт делегированного законодательства Это позволило бы Президенту РФ, а также Правительству РФ при издании нормативно-правовых актов, явно входящих в компетенцию парламента РФ, оставаться в правовых рамках, не подвергаясь критике и не опасаясь признания таких актов недействительными судом Парламент РФ же, учитывая, что издание подобных актов является формальным отступлением от принципа разделения властей, получил бы контроль за действиями исполнительной власти в правотворческой деятельности Тем самым, баланс властей был бы соблюден

19 Заключение о том, что первоочередными задачами, решение которых способствовало бы повышению роли парламентских структур в российской политической системе, являются

— повышение эффективности законодательного процесса,

— прогнозирование дальнейшей «работы» вновь принимаемого нормативно-правового акта,

— развитие взаимных связей между различными ветвями власти,

— всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями,

— дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства

20. Предложения об изменении и дополнении ряда норм Конституции РФ В частности, предлагается

а) Изложить ст 94 в следующей редакции

«1 Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации

2 К исключительным предметам ведения Федерального Собрания относятся вопросы, отнесенные Конституцией РФ к компетенции Государственной Думы и Совета Федерации, а также обязательства Российской Федерации, вытекающие из договоров или соглашений политического, военного или финансового характера, влекущие отмену или принятие законодательных мер для их исполнения, затрагивающие территориальную целостность государства»,

б) изложить ч 3 ст 100 в следующей редакции

«Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств, а также для решения вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерального Собрания РФ»,

в) дополнить ч 4 ст 117 Конституции РФ предложением следующего содержания

«Если Государственная Дума выразит Правительству Российской Федерации недоверие, а Президент Российской Федерации не согласится с решением Государственной Думы, то Председатель Правительства Российской Федерации не вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации»,

г) термины, относящиеся к региональным парламентам, используемые в Конституции РФ заменить единым «законодательные (представительные) органы» Для этого внести изменения в Конституцию РФ, а именно, в ч 3 ст 66, в ст 77, в ч 2 ст 95 и ч 2 ст 97, ст 125 и 137

21 Предложение о принятии Федерального конституционного закона «О Федеральном Собрании Российской Федерации», который будет содержать нормы, определяющие правовой статус и структуру российского парламента, определять основы взаимоотношений данного органа в системе органов государственной власти Российской Федерации и содержать конечный перечень функциональных обязанностей российского парламента

Теоретическая значимость исследования состоит в научном осмыслении важных аспектов правового регулирования парламентской системы

Полученные в ходе исследования выводы, развивают и дополняют понятийный материал, сопутствующий формированию концепции понимания научного содержания категорий «парламентаризм», «парламентское право», «фе-

дерация», «федерализм», «многопартийность», «политическая система», «разделение властей», переосмысливают важные аспекты правового регулирования парламентской системы

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой и нормотворче-ской практике федеральных и региональных органов государственной власти и управления, создать теоретико-методологическую базу нормотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства, закрепляющего и развивающего статус парламента России

Положения диссертации могут послужить базой для разработки учебных и методических материалов в преподавании курсов теории государства и права, конституционного, международного права, основанных на них спецкурсов и семинаров. Кроме того, диссертация может быть использована в дальнейших государствоведческих исследованиях Материалы диссертации могут представлять интерес для депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и региональных парламентов

Апробация результатов исследования происходила в форме обсуждения диссертационных материалов на научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях, опубликовании 38 научных публикаций и методических рекомендаций общим объемом более 150 п.л, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс и практическую деятельность Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Московской городской думы, Мэрии г Москвы, иных федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации

Основные положения и выводы диссертации доложены соискателем на международных семинарах «Бикамерализм в Европейских парламентах учет интересов и согласование позиций» (г Москва, 22-23 мая 2003 г.), «Конституционный статус верхних палат парламентов» (г Москва, 15 декабря 2004 г),

семинаре-совещании на тему «О создании и внедрении специализированной информационной системы «Парламентский портал» в сети Интернет» (г Москва, 24 июня 2005 г.), всероссийской научной конференции «Сравнительное изучение парламентов и опыт парламентаризма в России Выборы, голосование, репрезентативность» (г Санкт-Петербург, 15-16 декабря 2005 г), международной конференции «Европейский парламентаризм история и современность» (г Санкт-Петербург, 28 апреля 2006 г)

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в монографиях и научных статьях

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе и научной деятельности Московского гуманитарного университета, Международной Академии Предпринимательства, Российской академии наук, имеются акты о внедрении их в практическую деятельность федеральных и региональных органов государственной власти и управления

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативно-правовых актов

Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, описываются методологические и методические основы диссертации, раскрывается научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту, дается характеристика теоретического и практического значения работы, приводятся сведения об апробации полученных результатов

Первая глава диссертационного исследования «Концептуальные основы становления парламентаризма как политико-правового явления» носит историко-теоретический характер

В первом параграфе первой главы «Сущностные и функциональные аспекты существования парламентаризма» основное внимание уделяется проблемам практического функционирования парламентской системы, требующих глубокого и всестороннего научного и практического анализа

Выделяя аспекты существования данного явления, диссертант концентрирует внимание на парламентаризме как идейно-теоретической концепции, служащей научным обоснованием необходимости парламента как института и его общественных функций

Этот наиболее общетеоретический аспект предъявляет необходимость анализа парламентаризма с самых его истоков, учитывая как момент зарождения явления, так и исторический этап первых попыток его осмысления. Здесь доминирующими являются суждения таких мыслителей Ж Ж Руссо, Ш Монтескье, позиции которых и их осмысление учеными современности легли в основу дальнейших рассуждений автора относительно необходимости парламентаризма как института представительства Помимо этого коренного вопроса, автор касается таких проблем как формы проявления данной стороны парламентаризма, проблема разделения властей и ее роль в формировании парламентаризма в сегодняшней России (при этом диссертант отмечает, что для российской правовой мысли, скорее, свойственно было подчеркивать именно момент единства власти, а не ее разделение)

Диссертант обращает внимание на определенный дисбаланс мнений относительно трактовки исследуемого понятия и также останавливается на этом вопросе Здесь, исследуя мнения современных ученых, депутатов, юристов, диссертант отмечает, что в подавляющем большинстве случаев парламентаризм отождествляется с верховенством или привилегированным положением центрального представительного учреждения по отношению к иным политическим институтам, обобщая определения парламентаризма, он приходит к выводу, что это есть особая система государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений со-

циальной справедливости и правопорядка Таким образом, на сегодняшний день именно парламентаризм становится средоточием приоритетных ценностей представительной демократии, способом ее организации, инструментом функционирования — в сочетании с ценностями, формами и методами непосредственной и прямой демократии.

Диссертант выделяет и анализирует в рамках темы следующие функции парламента законодательную, представительскую (включающую в себя функцию политической гласности), финансово-бюджетную (объединяющую бюджетную и налоговую функции), контрольную (включающую в себя функцию привлечения к ответственности), властную, функцию обратной связи, стабилизационную, легитимизационную (включающую в себя функцию по ратификации международных договоров), идеологическую

При этом автор разделяет указанные функции на формализованные в законе (представительная, законодательная, контрольная, легитимизационная и финансово-бюджетная) и вытекающие из сущности парламентской власти (стабилизационная, идеологическая, функция обратной связи и властная)

В итоге, диссертант приходит к выводу, что главным предназначением парламентского органа в современном обществе следует признать подчинение представительства жизненным интересам общества, а также — отражение в своей деятельности интересов народа и воплощение их в принимаемых законах, а указанные задачи современный парламент решает посредством реализации своих основных функций, среди которых ведущее положение занимают представительская и законодательная функции Остальные функции современного парламента играют вспомогательную роль, в связи с чем, представляется продуктивным сведение парламентских функций к необходимому и достаточному минимуму

Во втором параграфе первой главы «Социально-экономическая обусловленность парламентаризма как политического режима и формы организации» рассматриваются социальные и экономические основы данного феномена

Становление и эволюция парламентаризма осуществляется под воздействием ряда факторов, обусловленных идеологическими, социально-историческими и экономическими условиями, предопределяющими специфику конкретной политико-правовой системы

С учетом того, что большая часть исследований по обозначенной проблеме посвящена конституционно-правовому или политологическому аспектам существования парламентаризма, вполне обоснованно было бы провести узко специализированное исследование, направленное на установление социально-экономической обусловленности парламентаризма, причем, в двух его проявлениях как политического режима и как формы организации государственной власти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: