Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 1 страница

Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы (далее - Регламент).

Согласно Регламенту деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть одновременно, являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Право избирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Государственной Думой.

Государственная Дума является постоянно действующим органом.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Государственная Дума заседает раздельно от Совета Федерации.

Заседания Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, члены Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместители Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Государственная Дума проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Государственная Дума принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Государственная Дума и Совет Федерации образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии. Комитеты Государственной Думы:

а) вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;

г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

д) рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;

е) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

ж) решают вопросы организации своей деятельности;

з) рассматривает иные вопросы, отнесенные к его ведению Государственной Думой.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

· Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

· Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

· Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов;

· Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

· Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;

· Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству;

· Комитет Государственной Думы по вопросам собственности;

· Комитет Государственной Думы по промышленности;

· Комитет Государственной Думы по международным делам;

· и другие Комитеты Государственной Думы.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций.

Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации [28. Ст.28].

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции в Государственной Думе.

Для подготовки согласованных предложений по совершенствованию законодательства, выработки согласованных решений по иным вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы, могут образовываться межфракционные рабочие группы.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты, может создаваться Совет Государственной Думы.

Государственная Дума может иметь свои печатные и электронные издания.

В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации, к ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст.105 Конституции Российской Федерации Государственной Думой принимаются Федеральные законы. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы, за исключением стенограмм закрытых заседаний, подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о распорядке работы депутатов Государственной Думы на очередную сессию, проект которого вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, принимается на одном из последних заседаний текущей сессии палаты.

Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях, а также с избирателями. Как правило, две недели каждого месяца в этот период предназначаются для проведения заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, одна неделя - для работы депутатов Государственной Думы в комитетах, комиссиях и во фракциях, одна неделя - для работы депутатов Государственной Думы с избирателями. В период проведения выборов депутатов Государственной Думы нового созыва (со дня назначения выборов до дня выборов) для работы депутатов Государственной Думы с избирателями предназначаются две недели каждого месяца.

Заседания Государственной Думы проходят по вторникам, средам и пятницам. По решению Совета Государственной Думы в иные дни могут проводиться дополнительные заседания Государственной Думы. В случаях, предусмотренных Регламентом, проводятся внеочередные заседания Государственной Думы. Время проведения заседаний Государственной Думы устанавливается Регламентом.

На заседаниях Государственной Думы в 17 часов проводится "час голосования". По решению Совета Государственной Думы либо по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, может быть определено иное время проведения "часа голосования". На "час голосования" выносятся законы, законопроекты и проекты постановлений Государственной Думы, которые уже были предметом обсуждения палаты.

Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни:

а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут;

б) вечерние - с 16 до 18 часов.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы.

Депутатам Государственной Думы принадлежит право законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее - законопроект);

б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

в) поправок к законопроектам.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась на позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Истории известны разнообразные сочетания форм государства и политических режимов, многочисленные системы государственных органов и их полномочия, различная степень участия народа в государственно-общественных делах. При этом следует отметить, что на протяжении длительного времени, начиная с древнейших времен и заканчивая настоящим временем, темой исследований многих ученых-правоведов, а также политических деятелей была идеальная модель государственного устройства, при которой соблюдался бы баланс всеобщего и личного блага, общенациональных и индивидуальных интересов. Одной из таких форм являлась парламентская форма представительного правления. Она сложилась по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры, когда прямая и плебисцитарная демократия стали неэффективными.

Термин «парламент» латинского происхождения и означает «говорильня», «собеседование». Ранние формы парламентов появились в XII-XIII вв. и назывались испанские кортесы и английский парламент [18, c. 9]. В юридической литературе упоминаются также исландский Альтинг, Народное собрание и Совет пятисот в Афинах, «трибутные собрания представителей» в Риме. «Первые ростки народного представительства и образцы представительных органов, статус, порядок формирования и распределение полномочий которых были взяты за основу парламентского строительства многих стран мира, зародились именно там» [11]. В.Е. Чиркин утверждает, что парламент, в современном понимании слова, появился в Великобритании в XIII–XIV вв. [19, c. 103]. Несколько позже возникли сословные и сословно-представительные учреждения, ставшие неотъемлемой частью государственного механизма почти во всех странах Западной и Центральной Европы, где они в процессе эволюции и революций развились в представительные учреждения современного типа или были ими заменены [17, c. 95].

В настоящее время понятие «парламент» означает избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя. К примеру, В.Е. Усанов рассматривает парламенты как представительные, коллегиальные, выборные органы власти, наделенные непосредственными и исключительными полномочиями законодательной деятельности [18, c. 10-11]. Другими словами, современный парламент – это общегосударственный, представительный орган, чья главная функция в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Парламент представляет собой высший представительный орган, состоящий из одной или двух палат, одна из основных задач которого состоит в принятии законов [19, c. 192].

Наряду с законодательной функцией, парламенты имеют ряд других функций: утверждают годовой бюджет и осуществляют контроль органов исполнительной ветви власти. При этом парламент и его палаты не могут не участвовать в решении вопросов внутренней и внешней политики страны, что собственно предполагается их представительной природой.

Таким образом, парламент – это сложный многоэлементный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими институтами власти в механизме государства, отражающий представительную природу своего формирования в принятии законов, регулирующих отношения внутренней и внешней политики страны, а также осуществляющий контроль за реализацией законов исполнительной властью, в том числе и в международных отношениях.

С понятием «парламент» тесно связано понятие «парламентаризм». В связи с этим интересна точка зрения С.А. Авакьяна, который подчеркивает, что наличие парламента, представляющего интересы народа, осуществляющего законодательную функцию, участвующего в верховном руководстве делами государства указывает на наличие парламентаризма [2, c. 385]. Для констатации парламентаризма необходимо чтобы: во-первых, депутаты должны иметь определенный социальный статус (профессионально заниматься представительской деятельностью, имея депутатское жалованье); во-вторых, парламент должен иметь четко фиксированные задачи и полномочия (принимать законы, утверждать бюджет государства, определять его доходы и расходы, влиять на осуществление внутренней и внешней политики государства, участвовать в формировании органов государственной власти и осуществлять парламентский контроль в отношении этих органов); в-третьих, для парламента должны быть установлены определенные формы, методы и стиль работы (коллегиальное осуществление задач в рамках пленарных заседаний, в комитетах, фракциях, комиссиях и т. п. с использование процедур прений, запросов депутатов, дискуссий, дебатов) [1, c. 26-29].

При этом нельзя не отметить тот факт, что в политологической и правовой литературе понятие «парламентаризм» понимается неоднозначно в силу его дуалистической политико-правовой природы и содержательной структуры. В парламентском праве парламентаризм рассматривается как особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка [13, c. 5, 385]. В Большом энциклопедическом словаре: «парламентаризм – это система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента» [5, c. 469]. Один из ведущих специалистов по конституционному праву М.В. Баглай определяет парламентаризм как государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государства [4, c. 469]. И.П. Рыбкин определяет парламентаризм более широко: политическая система, «где суверенная воля народа находит свое воплощение в избираемом на основе всеобщего и тайного голосования, в условиях многопартийности и разделения властей высшем представительном учреждении, которое осуществляет законодательную деятельность и контроль за органами исполнительной власти и гарантирует защиту интересов как большинства, так и меньшинства граждан» [15, c. 4]. Н.Г. Аванесова определяет «парламентаризм как организацию государственной власти, в которой структура, полномочия парламента, его роль и место в системе государственных органов определяется особенностями истории развития страны» [3, c. 148]. Но что примечательно – в Конституции Российской Федерации (важнейшем законе государства) термин «парламентаризм» вообще не упоминается.

Из изложенного видно, что при толковании понятия «парламентаризм» употребляются различные характеристики: система управления обществом; форма представительной демократии; демократический механизм реализации интересов определенных групп населения и другие [9, c. 83-94]. Данное понятие отображает, с одной стороны, положение парламента в механизме разделения властей, а с другой – принципы функционирования и устройства парламента.

Следует подчеркнуть, что парламент и парламентаризм – понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, отвечающего определенным характеристикам. Парламентаризм возникает и существует только тогда, когда парламент наделен законодательными полномочиями, полномочиями избрания правительства, контроля за его деятельностью и деятельностью нижестоящих органов исполнительной власти, их отставки, а также отставки президента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность [12, c. 4-5].

Если попытаться дать развернутое и всеобъемлющее определение парламентаризма, то оно будет выглядеть следующим образом. Парламентаризм – это система политической организации государства, складывающаяся как результат соответствующей конституционно-правовой практики, элементами которой являются: верховенство закона; разделение властей при четком распределении законодательных и исполнительных функций; высшее представительное и законодательное учреждение –парламент – избираемое на основе всеобщего и тайного голосования в условиях многопартийности; привилегированное положение парламента по отношению к другим органам государственной власти, проявляющееся, в частности, в исключительных законодательных полномочиях, а также полномочиях избрания правительства, контроля за его деятельностью и деятельностью органов исполнительной власти; высокая политико-правовая культура граждан государства.

Подытоживая вышесказанное, необходимо обратить внимание на то, что в работах российских ученых исследуется, прежде всего, его содержание и варианты его воплощения в российскую действительность.

По мнению О.И. Бурлакова, парламентаризм можно рассматривать в трех аспектах:

Во-первых, это идейно-теоретическая концепция, лежащая в основе научного обоснования необходимости парламента как института и его основных функций.

Во-вторых, это реальный политико-правовой институт, характерный для государства с разделением властей и воплощающий в себе единство представительной и законодательной власти в обществе.

В-третьих, это еще и расширение власти парламента, и образование парламентского правительства, в случае парламентской республики с соответствующим видом исполнительной власти[6].

Рассмотренные аспекты тесно взаимосвязаны, при этом понятие парламентаризма следует рассматривать с учетом исторической обусловленности. Представляется сомнительным утверждение, что «парламентаризм существует лишь в государствах, где имеется парламент, наделенный не только законодательными, но и органообразующими и контрольными полномочиями» [7, c. 19]. При наличии парламента может не быть парламентаризма как системы правления.

Иначе говоря, парламентаризм возникает и существует лишь тогда, когда парламент наделен полномочиями принятия законодательных актов, избрания правительства, контроля над его деятельностью и другими органами исполнительской власти, их отставки, а также отставки президента [14, c. 213].

Таким образом, лишь при верховенстве парламента как основного признака парламентаризма можно говорить о самом парламентаризме, где исключается соперничество между законодательной и исполнительной ветвями власти и обеспечивается единство народного представительства на государственном уровне, как при решении внутригосударственных задач, так и во внешнеполитической сфере.

На современном этапе глобализация международной жизни предполагает эффективность управления международными процессами для всеобщего блага и, прежде всего, по обеспечению международной безопасности, на основе базовых принципов и императивных норм с участием всех государств мирового сообщества. Российская Федерация не исключение. Она является активно действующим субъектом в управлении международными отношениями в лице соответствующих компетентных высших органов государственной власти. Более того, за последнее время в сфере международной деятельности роль российского парламента значительно усилилась. В.Н. Лихачев указывает, что российские парламентарии, преследуя национальные интересы страны, осуществляют свою деятельность с учетом международных потребностей и запросов других государств [10, c. 213-308]. Помимо ежегодной ратификации до полусотни международных договоров парламентарии России активно сотрудничают с парламентами других стран через официальные парламентские делегации Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, участвуют в работе межпарламентских организаций, а также в работе специальных комитетов, комиссий и Межпарламентской группы Российской Федерации.

При этом в отличие от законодательной как важнейшей внутригосударственной функции во внешнеполитическом сфере представительная функция национального парламента является весьма важной, поскольку именно через нее народ (суверен) имеет возможность менее опосредованно, чем через государственные органы исполнительной власти, общаться с другими народами. Следовательно, международная деятельность национального парламента является формой народного представительства в сфере международных отношений [8, c. 3].

Также следует отметить, что парламенты современных государств являются и внешнеполитическими органами, поскольку наряду с выполнением традиционных функций участвуют и в международной деятельности, влияя на внешнюю политику страны через законотворческую деятельность (принятие бюджета и законов, регламентирующих внешние сношения), ратификацию международных договоров и участие в назначении должностных лиц государства, прямо или опосредованно выполняющих внешнеполитические задачи [16, c. 5].

Учитывая вышеизложенное, можно надеяться, что после выборов в Государственную Думу российского парламента его деятельность будет осуществляться во всем спектре представительских, законотворческих, контрольных функций, а также и в международной сфере, что является важным связующим звеном между народом России и народами других стран.

По мнению И.М. Степанова, "парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка"*(1). А.А. Мишин считает, что парламентаризм - "это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента"*(2). В Юридическом энциклопедическом словаре утверждается, что парламентаризм - "система организации и функционирования верховной государственной власти буржуазии, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента"*(3). Авторы монографии "Общая и прикладная политология" полагают, что парламентаризм - это "система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам"*(4).

Отвергая трактовку парламентаризма как разновидности формы правления, М.А. Могунова рассматривает его как разновидность государственного режима, при котором обеспечено не только юридическое, но и фактическое верховенство высшего представительного учреждения, подчиненность и подконтрольность ему правительства*(5). Она, в частности, пишет: "В действительности парламентаризм - это не форма, а метод осуществления государственной власти, особый режим, определяемый реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве, при котором ведущую роль играет парламент"*(6).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: