Парламент Великобритании

Парламент Англии прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. В 1066 году Вильгельм Норманнский принес в Англию феодализм. При нём существовал совет крупных землевладельцев и иерархов церкви. В 1215 году крупные землевладельцы добились от Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей, согласно которой король не мог назначать новых налогов (кроме некоторых старых феодальных налогов) без согласия королевского совета (англ. royal court), который постепенно эволюционировал в парламент. В 1265 году Симон де Монфор, 6-й граф Лестерский, собрал первый выборный Парламент. Имущественный ценз на парламентских выборах в графствах был одинаковым по всей стране: голосовать могли те, кто владел участком приносившим ежегодную ренту в 40 шиллингов. В городах имущественный ценз различался, разные города имели разные правила. Это подготовило место для так называемого «Модельного парламента» 1295 года принятого Эдуардом I. К правлению Эдуарда III Парламент был разделен на две палаты: одну, где заседала высшая аристократия и высшее духовенство, и другую, где заседали рыцари и горожане. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и суверена. остав парламента в средние века, Парламент в XIV веке можно рассматривать как собрание государственных штатов или чинов: вместо курии вассалов, созванных сеньором, он является собранием сословий королевства. Крепостные в его состав не допускаются; не все свободное городское и сельское население в нем представлено. Первым чином считалось духовенство. Епископам, аббатам и приорам важнейших монастырей посылались личные приглашения, и эти иерархи довольно аккуратно посещали собрания чинов, но не в качестве правителей церкви, а в качестве баронов. Мелкое духовенство приглашалось прислать депутатов, но оно предпочитало не являться в парламент и настаивало на своем праве обсуждать предложения короля относительно налогов на своих соборах или конвокациях. Духовенству действительно удалось выделиться, до некоторой степени, из совокупности государственных чинов; оно добилось права платить особые подати и обсуждать их отдельно от других сословий. Тем самым оно отказалось от права участвовать в общем законодательстве и, за исключением прелатов, т. е. крупной духовной аристократии, выступило из П. Второй чин составляли бароны, т. е. светская титулованная аристократия, в ее подразделениях (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны). Члены этой аристократии получали личное приглашение прибыть в королевский совет в П. De facto роль этой группы в средние века была очень велика, потому что она представляла внушительную боевую силу, всегда готовую отстаивать свои интересы, а также и интересы остальных сословий, поскольку они не противоречили ее собственным. De jure разграничение между баронами и простыми рыцарями в течение долгого времени было проведено не резко и подвергалось колебаниям. Мало-помалу, однако, порядок вызова в П. привел к тому, что за известными домами утвердились титулы и привилегия "пэрии". Число пэров было очень ограниченное (около 50 в XV в.). Случалось, что король созывал их вместе с прелатами на особый "великий совет", в котором, в отличие от П., не принимали участия другие сословия. На этих великих советах обсуждались многие вопросы внешней и внутренней политики, но, как только заходила речь о денежных средствах и субсидиях, приходилось обращаться к П. А так как финансовый вопрос играет важную роль при осуществлении каких бы то ни было крупных мероприятий, то силой вещей "великие советы" светских и духовных магнатов стали выходить из употребления и аристократия стала проводить свое влияние главным образом в П. и через П. Третьим чином являлись общины (communitates, li comuns, the commons). Этим общим названием уже в XIII в. стали обозначать две группы лиц, вызывавшихся в П. — представителей графств и представителей городов. В феодальную эпоху рыцари тесно примыкают к баронам: это — мелкие вассалы короля, которые, ввиду многочисленности и сравнительно второстепенного положения, не получали личного приглашения явиться в П., а вызывались по графствам общими приглашениями, переданными через шерифов. Когда Монфор и Эдуард III стали вызывать в П. депутатов от графств (рыцарей графства — Knights of the shire), последние представляют уже не одних мелких вассалов короля, даже не одно рыцарское сословие разных степеней вассальной зависимости, а всех свободных собственников графства (фригольдеров). Переход к этой новой системе обусловливался тем, что в Англии не исчез класс свободных, хотя и незнатных землевладельцев, и сохранили жизненность областные самоуправляющиеся деления графства. Землевладельцы графства привыкли собираться для общих дел раз в месяц, а иногда и чаще: естественно было обращаться к этим организациям и при созвании П. Группа рыцарей графств, по 2 от каждого (всего 74 человека), особенно характерна и важна в истории английского П., потому что она опирается на начало земского всесословного представительства, предполагает солидарность между различными классами, населяющими графство, и тем самым выступает из тесных рамок системы государственных чинов. Городское население также посылало депутатов, но депутаты эти представляли не все классы этого населения и не все города. Избирались они так называемыми бургами (boroughs), т. е. городами, получившими корпоративные права, в силу королевской грамоты. И такие "бурги" далеко не все посылали депутатов во все П. Список "бургов" составлялся в королевской канцелярии; в одних случаях вызывалось больше, в других — меньше депутатов. Сами города мало интересовались включением в парламентский список и, напротив, старались отделаться от тягостной обязанности снаряжать и содержать депутатов.

Когда Елизавете I в 1603 году наследовал король Шотландии Яков VI, который также стал Яковом I Английским, обе страны находились под его личным управлением, но каждая сохранила свой Парламент. У наследника Якова I, Карла I возник конфликт с Парламентом, который после Войны трех Королевств перерос в Английскую гражданскую войну. Карл был казнен в 1649 году, и при правлении Оливера Кромвеля Палата Лордов была отменена, а Палата Общин подчинена Кромвелю. После смерти Кромвеля была восстановлена монархия и Палата Лордов.

В 1688 году во время Славной революции был свергнут король Яков II, и установлено совместное правление Марии II и Вильгельма III. Их согласие с английским Биллем о правах означало создание элементов конституционной монархии. После договора об объединении 1707 года, парламентами Англии и Шотландии были приняты одинаковые Акты об объединении, которые создали новое Королевство Великобритании. Согласно этим актам оба парламента были распущены и был создан Парламент Королевства Великобритании, помещенный на прежнем месте английского парламента. Хотя в Шотландии оставались свои законы, с ними теперь работал новый парламент.

После того как на престол в 1714 году взошёл Георг I из Ганноверской династии, власть стала постепенно переходить от монарха к парламенту, и к окончанию его правления утвердилось положение министров, которые в свою очередь опирались на поддержку Парламента. К концу XVIII века монарх по-прежнему имел значительное влияние на парламент, в котором преобладала английская аристократия. На Выборах право голоса имело только земельное дворянство, с таким распределением избирательных участков, что во многих гнилых местечках можно было купить место в парламенте, в то время как крупные города не имели своих представителей. Реформаторы и радикалы стремились к парламентской реформе, но с началом Наполеоновских войн правительство стало более репрессивным, и продвижение к реформе было остановлено.Состоит из 100 палат. Права Парламента в средние века. Влияние П. на законодательство и управление было в XIV веке весьма значительно. Его расширению содействовали, главным образом, обширные предприятия внешней политики, особенно войны с Францией, отвлекавшие внимание энергичных королей и принуждавшие их постоянно обращаться к П. за субсидиями. В царствования слабых и непопулярных королей — Эдуарда II и Ричарда II — парламентская организация давала общественным классам возможность ограничивать корону и присваивать себе руководящую роль в государстве. Демократизация Парламента. История приучила английский народ упорно и последовательно стремиться к достижению намеченных политических целей. Неудачи первых попыток добиться парламентской реформы не обескуражили прогрессистов: они чувствовали за собой силу вполне определившегося общественного мнения. В 1832 г. удалось, наконец, не только собрать в пользу проекта реформы большинство в палате общин, но также подавить сопротивление палаты лордов. Избирательная реформа 1832 г. устранила самые вопиющие недостатки системы выборов. В Англии 515 мст. совершенно потеряли право посылать депутатов; у 32-х число депутатов было уменьшено.

[править]Современная эпоха

Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века. В 1909 году, палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной аристократии, отклонила этот бюджет. Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в 1910 году выборы выиграла Либеральная партия. Используя результаты выборов, либеральный премьер-министр Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство Консервативной партии в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в 1949 году), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.

Ирландское Свободное государство обрело независимость в 1922 году, и в 1927 году Соединённое Королевство было переименовано в Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии.

В XX веке были проведены дальнейшие реформы: в 1958 году акт о пожизненных пэрах разрешил периодическое создание пожизненных пэров. В 1960-е, создание наследуемых пэров было прекращено, и с тех пор почти все новые пэры были только пожизненными. Акт о палате лордов 1999 года отменил автоматическое право наследственных пэров на место в высшей палате, за исключением 92 пэров.

Парламент Шотландии был создан как однопалатный законодательный орган Шотландии согласно Акту о Шотландии, и первое заседание состоялось 12 мая 1999 году.

Двухпалатный парламент США

Соединенные Штаты Америки являются государством, в котором установлено разделение властей, поэтому высшим представительным и законодательным органом страны является парламент. В конституции США принято разделение парламента на две палаты: верхнюю и нижнюю. Первая называется Сенатом, вторая – Палатой представителей. Смысл разделения парламента США на две палаты состоит в том, что инициируемые и принимаемые нижней палатой законопроекты проходят обязательное согласование у членов верхней палаты, которая намного чаще встает на сторону позиций, отстаиваемых правительством страны. Выборы в верхнюю палату парламента (Сенат) проходят менее демократическим путем, чем в Палату представителей.

История парламента США начинается с собравшегося в 1774 году Континентального конгресса. На этот конгресс съехались делегаты из 13 британских колоний в Северной Америке, которые впоследствии сформировали руководящий орган США на время прохождения Американской революции. Впервые двухпалатный парламент США был собран в 1789 году, а уже на следующий год он переехал на Капитолийский холм в Вашингтоне. Конгресса США обязано своим появлением, прежде всего, революционной идеологии, а уж затем традициям, сложившимся все в той же Европе. Колониальная британская власть не только не поспевала за социально-экономическими изменениями в американских колониях, но и нередко сознательно их тормозила. В результате в 1775 г. началась война за независимость Соединенных Штатов, продолжавшаяся до 1783 г. В самом начале этой войны 4 июля 1776 г. в Филадельфии тринадцать штатов приняли «Декларацию независимости» нового государства. Особое внимание молодое государство уделяло политическому строительству, а поскольку большинство держав того периода были монархиями, как и Великобритания, и этот опыт воспринимался негативно, то надо было обосновать необходимость республиканского строя новой страны. Как и в революционной Англии, обоснование было найдено в Библии. Каждый человек греховен по своей природе, поэтому нельзя отдавать всю власть одному человеку, должна быть создана республиканская система, где бы законодательная, исполнительная и судебная власти были разделены и сдерживали монархические аппетиты друг друга. Каждый человек греховен, поэтому новое государство должно быть федеративным, где штаты ограничивали бы экономические и политические аппетиты центральной власти. Каждый человек греховен, поэтому в основе соблюдения прав всех и каждого в этой стране должна лежать писаная Конституция. Все это объяснимо, так как изначально государство возникло как союз тринадцати независимых штатов, разных по величине, населению, экономическим потенциалам. Ряд политологов называют создание двухпалатного американского Конгресса «великим компромиссом». Были удовлетворены интересы малых штатов: каждый штат в верхней палате отныне был представлен двумя сенаторами, но в Палату представителей, которая изначально получила право законодательства в сфере налогообложения, конгрессмены избирались пропорционально количеству населения штата. Сначала сенаторов выбирало законодательное собрание каждого штата, но после 1913 г. все население штата получило право выбирать сенаторов. Сенаторы выбираются сроком на шесть лет, но каждые два года происходит ротация - треть состава верхней палаты обновляется. Членов Палаты представителей выбирают на два года, и их перевыборы происходят для всех одновременно. Американская парламентская система оказала существенное влияние на формирование новых парламентов в различных уголках земного шара, так как в большей степени соответствовала духу времени.

В Палате представителей парламента Соединенных Штатов Америки состоит 435 участников, каждый из которых представляет собственный избирательный округ. Переизбираются члены нижней палаты парламента США один раз в два года.

Сенат США состоит из 100 членов, срок действия полномочий которых после избрания составляет шесть лет. Каждый штат, независимо от своей территории и численности населения, имеет двух сенаторов. Полномочия

Согласно Конституции США, Конгресс имеет следующие полномочия:

устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;

занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;

регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;

устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;

чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;

предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;

создавать почтовые службы и почтовые пути;

содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;

учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;

определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;

объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;

формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;

создавать и содержать военно-морской флот;

издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими;

предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;

предусматривать меры по организации, вооружению и обучению полиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки полиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом;

осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не больше квадрата со стороной десять миль), каковой, будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединённых Штатов; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретённых с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений;

издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединённых Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.

Двухпалатная система в федеративных государствах

Актуальность темы исследования. Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является ее федеративное устройство. Федеративные начала во многом определяют организацию и порядок деятельности всей системы органов государственной власти РФ, применительно к законодательной власти они нашли свое отражение в установленной Конституцией РФ двухпалатной структуре российского парламента, которая призвана с одной стороны, представлять интересы всего многонационального народа России, а с другой - интересы образующих федеративное государство субъектов. Данная модель парламента характерна для большинства демократических федеративных государств.

Особая роль верхней палаты федерального парламента, как палаты представляющей интересы субъектов федерации и вместе с тем являющейся неотъемлемой частью высшего законодательного (представительного) органа страны, решения которого носят обязательный характер для всего союзного государства, обуславливает множество проблем, связанных с поиском эффективного сочетания этих двух элементов при решении вопросов о порядке формирования, организации и деятельности верхней палаты. Взвешенное и адекватное решение данных вопросов является одной из действенных гарантий целостности и стабильности существования всего федеративного государства, поскольку оно обеспечивает конструктивный диалог с субъектами, в котором последние наделяются реальными правами влияния на центральные власти.

верхние палаты парламентов таких государств как, например, США, Германия, Индия не только доказали свое право на существование временем, но и являются стабильными и влиятельными органами федеральной власти, в которых должным образом учитываются интересы формирующих их субъектов федерации. Появление бикамеральных структур парламентов в федеративных государствах было обусловлено различными причинами: укреплением нового федеративного государства и созданием прочной системы органов федеральной власти, основанной на принципе разделения властей (США, Бразилия, Мексика, Аргентина и др.); собственный парламентский опыт, модифицированный под потребности нового времени (Германия, Австрия, Швейцария и др.); воспринятый извне парламентский опыт, доказавший свою эффективность как в процессе управления, так и в процессе укрепления федеративного государства (Индия, Канада, Австралия и др.). государства исповедуют различные правовые и политические доктрины, имеют разные формы государственного правления. Так, американская модель, реализованная в рамках президентской республики, основывается на неукоснительном соблюдении принципа разделения властей, при котором формирование, организация и порядок деятельности палат парламента являются элементами общей системы сдержек и противовесов. Американская модель применяется в большинстве федеративных государств Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика, и др.). В таких странах как, например, Индия, Канада, Австралия были воплощены в жизнь основные принципы англо-саксонской правовой доктрины с ее чисто британской концепцией верховенства парламента. Основополагающие элементы этой доктрины, модифицированные под потребности федеративного государственного устройства, нашли отражение в организации и порядке деятельности верхних палат федеральных парламентов. Что касается европейских государств, то здесь на базе континентальной правовой доктрины, действуют модели двухпалатных парламентов, в которых органично соединились основные достижения правовой и политической мысли современности (принцип федерализма, разделение властей и т.п.) и собственный уникальный парламентский опыт (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия и др.).

На примере верхних палат парламентов федеративных государств можно увидеть какие правовые решения отвечают потребностям федеративного устройства государства и способствуют эффективной работе всего союзного парламента, а какие, напротив, приводят к ущемлению интересов субъектов федерации и негативно сказываются на деятельности высшего законодательного органа страны. Содержание конституционно-правового регулирования отношений, связанных с формированием, организацией и деятельностью верхних палат парламентов в федеративных государствах различно. Так, в Германии оно ограничено рамками Основного закона, федеральных законов, регламентом и внутренними актами палаты. В Индии и США, нормы регулирующие предмет нашего исследования содержатся не только в вышеперечисленных актах, но и в подзаконных актах высших органов исполнительной власти, в большом числе решений Верховных судов, а также в существующих десятки лет конституционных обычаях, традициях и соглашениях. Классическим примером двухпалатного парламента, где одна палата представляет аристократию и духовенство, а вторая - электорат, до сих пор является парламент Великобритании.

Эволюция парламента сопряжена с развитием общества и государства и отражает тенденции их развития в разные эпохи в различных странах, соотношение социальных сил в политических, экономических, военных сферах.

На смену сословно-представительным учреждениям эпохи феодализма в результате буржуазных революций приходят качественно новые органы - парламенты демократических государств. С конца XVIII века происходит их повсеместное распространение. Вопрос о целесообразности и необходимости существования палат парламента приобретает иное содержание. Опыт политико-государственного строительства Соединенных Штатов, закрепленный в Конституции 1787 г., открыл для всего мира принципиально новый подход к формированию, организации и деятельности высшего представительного и законодательного органа страны.

История бикамерализма на североамериканском континенте насчитает четыре столетия. Первый двухпалатный парламент появился здесь в 1619 году на территории Виргинии. Одна палата этого парламента была выборной, а члены второй назначались губернатором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: