Педагогические методы

В педагогике существуют методы, направленные на изуче­ние ребенка, разработку и апробацию содержания, форм и технологий образования, и педагогические методы как спо­собы воспитания и обучения детей.

Исследовательские методы, применяемые в основном в научных целях,— это общая стратегия, общий путь получе­ния фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями ис­следователя. Исследовательские методы могут применяться и в практических целях.

Основными исследовательскими методами педагогики раннего возраста являются:

наблюдение,

педагогический эксперимент,

беседа,

анкетирование,

интервью,

изучение документации,

анализ процесса и результатов детской деятельности,

видеосъемка.

Метод наблюдения помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их от­дельные поведенческие проявления. Наблюдение может быть скрытым и включенным, сплошным и выборочным, од­норазовым (срезовым) и длительным (пролонгированным). Этот метод позволяет исследовать ребенка в естественных ус­ловиях жизни; незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребен­ке. Наблюдение проводится и научными работниками, и вос-


питателями детских садов, обобщающими свой опыт. Дан­ные наблюдения тщательно записываются, что впоследствии составляет материал для анализа и обобщающих выводов.

Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в области обучения и воспитания, наблюдения исследуе­мого явления в созданных и контролируемых исследователем условиях. Педагогический эксперимент может быть как констатирующим, так и формирующим. В исследованиях, связанных с определением нового содержания образования, разработкой новых методов обучения, а также с выявлением эффективности уже внедренных в практику педагогических способов и приемов, широко используется дидактический экс­перимент, который ставится с целью доказательства преиму­щества одной программы или метода обучения перед другими; основное значение при этом имеет объективная оценка его ре­зультатов. Педагогический эксперимент проводится в специ­ально организованных, но привычных для ребенка условиях. Он требует особенной осторожности и такта, чтобы устранить предвзятость и обеспечить объективность исследования.

В целях решения некоторых педагогических проблем ис­пользуются комплексные исследования, осуществляемые объединенными в научный коллектив специалистами, изу­чающими различные аспекты развития детей раннего возра­ста,— психологами, социологами, физиологами, педиатра­ми, дефектологами и др.

Беседа с воспитателями, родителями дает возможность исследователю использовать их наблюдения за поведением и развитием ребенка или группы детей, выявить ценный пе­дагогический опыт и ошибки в воспитании. Беседы с детьми помогают определить их интересы, особенности речи, отно­шения к окружающему и т.п.

Метод анкетирования достаточно широко используется в педагогике, поскольку является сравнительно экономичным и дает возможность охвата большой группы людей. Материал, полученный с его помощью, хорошо формализуется. Анкети­рование может проводиться педагогами-исследователями и пе­дагогами детского учреждения, практическими психологами, методистами, руководителями детских учреждений, работни­ками органов управления образованием и др. С помощью анке­тирования родителей можно получить сведения о ребенке и его семье, узнать о его особенностях, привычках, предпочтениях,


48 I. Введение в педагогику раннего возраста


2. Педагогика раннего возраста на современном 49
__ этапе развития образования _________



взаимоотношениях с близкими, выявить родительские запро­сы к детскому учреждению, их возможности в помощи педаго­гам. Анкетирование воспитателей может выявить их отноше­ние к собственной деятельности, запросы к руководству учреж­дения, особенности психологического климата в группе и др.

Метод интервью дополняет анкетирование и беседу. Ин­тервью обычно проводятся по заранее намеченному плану. Полученные ответы фиксируются и обрабатываются. Иногда опрос проводится повторно по одной и той же программе че­рез определенные промежутки времени с целью проверки до­стоверности полученных данных и выявления изменений в исследуемой сфере.

Изучение документации — это изучение планов, отчетов, методических разработок детских учреждений и отдельных воспитателей, которое дает материал для характеристики ор­ганизационной работы, некоторых приемов воспитания. Большое значение имеют записи наблюдений воспитателей, если они ведутся систематически и квалифицированно, и дневники развития ребенка.

Анализ процесса и результатов детской деятельности дает возможность судить об индивидуальных особенностях ребенка, его интересах, предпочтениях, эмоциональном со­стоянии, умениях и пр.

Метод видеосъемки в последние годы приобретает все боль­шее распространение. Он дополняет методы наблюдения и изу­чения документации. С помощью видеосъемки можно полу­чить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Некоторые эпизоды из жизни детей в группе, игровые ситуации, праздни­ки и др. можно демонстрировать самим детям для решения разнообразных педагогических задач (поддержания положи­тельного самоощущения, формирования представления о себе, доброжелательных взаимоотношений в группе, обучения и пр.). Видеосъемка служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям.

Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка.

Словесные методы — объяснения, указания, рассказы об окружающем и т.п. играют важную роль в обучении детей раннего возраста. Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выра-


зительности, образности. Чтобы слово нужным образом по­влияло на маленького ребенка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения.

Наглядные методы включают в себя непосредственное оз­накомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, диапо­зитивов и др. Наглядность в обучении должна опираться на все виды чувственного опыта ребенка: зрение, слух, осязание. Последнее особенно важно для обучения самых маленьких.

Практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педа­гога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практичес­ки действовать с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преоб­разуя их.

Методы прямого воздействия включают в себя поста­новку перед ребенком той или иной практической задачи (на­пример, собрать пирамидку, построить из кубиков домик и т.п.), показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. Использование методов прямого воздейст­вия эффективно не только для овладения ребенком предмет­но-практической деятельностью, но и в других сферах его развития — художественно-эстетической, речевой, физичес­кой, социально-личностной. При этом методы прямого воз­действия не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность.

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит пе­ред детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет пря­мо способы ее решения. Он дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности. Очень важ­но в практической работе с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздейст­вия незаменимы при организации творческих видов деятель* ности детей — игры, рисования, лепки, конструирования и др.

Метод проблемного воспитания и обучения направлен на стимулирование познавательной активности, мышления,


50 '■ Введение в педагогику раннего возраста


2. Педагогика раннего возраста на современном gi

этапе развития образования



самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возмож­ность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи (например, открыть коробочку с секретом, собрать ма­шинку из конструктора, выложить узор из мозаики и т.п.). Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребен­ку явлений (например, притягивание магнитом металличес­ких предметов, окрашивание воды разными красками и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: