Физическое развитие

В

раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка, меня­ются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствует­ся работа дыхательной системы (увеличивается ее объем), ор­ганов пищеварения (они приобретают способность перевари­вать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ре­бенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным ус­ловиям внешней среды.

На протяжении второго — третьего годов жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребен­ка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается дли­на рук и ног, объем груди становится больше объема головы. К 3 годам появляется более или менее характерная конфигу­рация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Парал­лельно с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количест­во в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и крово­снабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы — мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом,

К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возмож­ным привитие ребенку навыков опрятности.


Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быст­рому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети стано­вятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4—4,5 часов, многие переходят на одноразовый сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повыша­ется, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

На третьем году жизни нервная система ребенка становит­ся более выносливой, однако вследствие повышенной возбу­димости подкорковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ре­бенка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоцио­нальностью. К концу раннего возраста деятельность цент­ральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже спосо­бен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосре­доточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

На третьем году жизни начинает функционировать долго­срочная память, активно идет формирование второй сигналь­ной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста сво­бодное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тес­но связано с развитием двигательного анализатора: дети, хо­рошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Большое значе­ние для совершенствования речевого центра и артикуляцион­ного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на двигательный анализатор.

Развитие движений в раннем возрасте. В конце перво­го — начале второго года жизни ребенок овладевает самосто­ятельной ходьбой. В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений: он неуверен, часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овла­девая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, посколь-


56 II- Особенности развития ребенка раннего возраста


1. Физическое развитие 57



ку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет са­мостоятельно останавливаться, менять направление движе­ния, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно про­изводить одновременно движения ногами и руками, напри­мер, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора го­дам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, по­ворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое пре­пятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как миш­ка», «прыгать как зайчик» и т.п.

На втором—третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную активность.

К концу второго года ребенок может:

• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске шириной 20—25 см;

• перешагивать чередующимся шагом через препятствие, положенное на пол (веревку, палку), или приподнятое на 5—10 см;

• подниматься и спускаться по наклонной доске, припод­нятой на 10—15 см от пола;

• подниматься на невысокие горки, спускаться с них;

• подлезать под скамейку, веревку и пр.;

• перелезать через перекладину;

• подниматься и спускаться по лестнице и др.

На третьем году жизни ходьба еще более совершенствует­ся. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и на­правление движения. К 3 годам они могут:

• бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;

• кружиться на месте;

• ходить на четвереньках по дорожке;

• подниматься по лестнице и спускаться по ней;

• влезать на стул, скамейку, спускаться с йих;

• бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;

• подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,

• спрыгивать с невысоких предметов (10—15 см);

• перепрыгивать через ручейки, канавки и др.


По мере того, как ходьба ребенка становится все более автома­тизированной, создаются условия для более сложной деятельно­сти, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предмета­ми. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, но­сить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мя­чом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.; может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, что­бы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

Влияние двигательной активности на развитие детей. Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мы-шечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двига­тельная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как сти­мулирует положительные эмоции, повышает общий жизнен­ный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатле­ний и активной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной ак­тивности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: вре­мени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуаль­ных особенностей. Летом потребность в движениях увеличива­ется, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее ак­тивны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй — с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной ак­тивностью, у других она выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни. Например, в семьях, где физическо­му развитию детей уделяется должное внимание, они растут бо­лее подвижными, ловкими и выносливыми, чем там, где роди­тели предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают их активность во время прогулок из-за излишнего стремления к соблюдению чистоты и опасения травм.

Развитие действий с предметами. На протяжении всего раннего возраста развиваются и совершенствуются действия детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с на­выками самообслуживания, с игровой деятельностью.


58 II- Особенности развития ребенка раннего возраста


2. Специфика психического развития 59

ребенка в раннем возрасте



Уже в конце первого года жизни дети пытаются повторять некоторые бытовые действия, которые совершают с ними взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расчес­кой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задви­гать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо после умывания, с помощью взрослого снять колготки, бо­тинки и пр. Пока еще эти действия далеки от совершенства: малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на пол, облиться соком, причесываться тыльной стороной рас­чески, надевать штанишки задом наперед, плохо вытереть руки и т.п. Подобные недочеты связаны и с недостаточным осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий, и с несовершенством движений, двигательных умений.

На третьем году действия детей по самообслуживанию ста­новятся более осознанными и ловкими. Малыши могут само­стоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр.

Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как коор­динация движений рук и пальцев.

Развитию движений служат занятия детей с различными предметами, которыми пользуются взрослые, а также с иг­рушками. Дети любят листать книжки, выдвигать и задви­гать ящики шкафов, открывать и закрывать кастрюли, «пи­сать» папиной ручкой и т.п. Игры с дидактическими игруш­ками (пирамидками, кубиками, вкладышами), сюэкетными игрушками, действия с использованием предметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки и лопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием, лепкой также включают в себя самые разнообразные движе­ния, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Нормально физически развиваю­щийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и лю­бознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в до­школьном учреждении должно быть предметом особого вни­мания педагогов.


Итоги

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем дет­ского организма. В этот период увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов, совершенствуется работа дыхательной системы, органов пи­щеварения, укрепляется иммунная система, развиваются скелет и мускулатура.

К концу раннего возраста деятельность центральной нерв­ной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция.

На втором—третьем году совершенствуются основные движения малыша, он все лучше координирует свою двига­тельную активность, овладевает разнообразными действия­ми с предметами, бытовыми навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: