Современные организационные формы образования детей раннего возраста

В настоящее время существуют разнообразные формы образования детей раннего возраста. Это государственные до­школьные образовательные учреждения, включающие груп­пы для детей раннего возраста, образовательные учреждения, в которых действуют только группы для детей ясельного воз­раста. Также существуют аналогичные частные образователь­ные учреждения.

В некоторых из них имеются группы круглосуточного пре­бывания детей (пятидневки) и кратковременного (группы не­полного дня). Первые — посещают дети, родители которых имеют сменный график работы и не могут забирать ребенка домой каждый день, вторые — посещают дети, основное вре­мя живущие в семье под присмотром родителей, других род­ственников или няни. В эти группы малыши приходят на занятия и прогулки.

В системе дошкольного образования существуют также учреждения дополнительного образования для детей раннего возраста (центры творчества и развития, клубы и пр.). В них дети занимаются несколько раз в неделю.

Для детей-сирот и детей, лишенных родительского попече­ния, от рождения до 3 лет организованы дома ребенка, кото­рые находятся в ведомстве Министерства здравоохранения.

В последние годы все более широкое распространение полу­чают новые модели образования для детей раннего возраста, ориентированные на интересы и потребности семьи. Они пред­ставляют собой варианты кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении и предъявляют особые требо­вания к сотрудничеству воспитателей, педагогов, медицинско­го персонала, которые должны постоянно координировать


свои действия, чтобы дети за короткий срок пребывания в группе могли получать полноценное образование. Существу­ют разные модели групп кратковременного пребывания детей.

Группы кратковременного пребывания детей в специаль­но оборудованном помещении предполагают свободный ре­зким пребывания в них малышей. Родители приводят ребен­ка в удобное для них время на 2—3 часа в течение рабочего дня. Здесь воспитательно-образовательная работа с детьми проводится индивидуально.

Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп. В этом случае дети приходят в дет­ский сад к определенному времени на короткий срок, например, с 8.00 до 11.00, с 11.00 до 14.00, с 15.00 до 18.00. При таком варианте работа проводится с подгруппой детей. Кроме воспита­телей к педагогическому процессу могут привлекаться музы­кальный руководитель, педагог по физическому воспитанию, специалист по изобразительной деятельности и др.

Кратковременное пребывание детей в закрепленной груп­пе детского сада. Эта модель не требует специально выделен­ного помещения и закрепленных за группой воспитателей. Детей распределяют по постоянно действующим группам, со­ответствующим возрасту каждого ребенка. Малыши включа­ются в жизнь группы на тот промежуток времени, на кото­рый родители оставляют его в дошкольном учреждении.

Группы выходного дня. В такую группу могут включаться дети, не посещающие дошкольное учреждение, а также те малыши, которые ходят в ясельные группы постоянно.

Адаптационные группы кратковременного пребывания детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению прово­дится в специально оборудованном помещении. Эта модель предполагает работу с детьми тех воспитателей, которые в дальнейшем примут их в свою группу на постоянное пребы­вание. Воспитатель занимается с такой группой в ту смену, когда в его постоянно действующей группе работает другой воспитатель. На следующий день воспитатели меняются.

Семейные группы кратковременного пребывания детей. Группы такого типа организуются в специально оборудован­ных (так называемых «семейных») комнатах. В них имеется удобная мебель для взрослых и для детей, библиотека с науч­но-популярной литературой для родителей, с дидактически­ми материалами и игрушками для совместных игр малышей


52 I. Введение в педагогику раннего возраста


2. Педагогика раннего возраста на современном 53

этапе развития образования



с воспитателем, родителями, сверстниками, а также со стар­шими братьями и сестрами. Задачей таких групп является создание особого микроклимата, способствующего адапта­ции ребенка к условиям дошкольного учреждения, реализа­ции личностно-ориентированной модели воспитания.

Группы кратковременного пребывания детей по обслужи­ванию их специалистами и медицинским персоналом до­школьного учреждения не требуют отдельного помещения и специалистов. Их обслуживают специалисты, работающие в данном учреждении. В рамках данной модели родители мо­гут выбрать тот вид занятий или процедур, который они счи­тают целесообразным для своего малыша. Например, могут приводить его только на музыкальные или физкультурные занятия, или на физиопроцедуры, или массаж. Режим посе­щения ребенком дошкольного учреждения регулируется родителями вместе с воспитателями и специалистами.

Организация патронажных услуг на дому для детей-инва­лидов в сочетании с их кратковременным пребыванием в до­школьном учреждении предполагает индивидуальный резким работы с каждым ребенком и индивидуальную программу его развития (выбор занятий и процедур, которые проводятся с ним дома и в детском саду). Часть занятий проводится с ре­бенком дома, а часть — в дошкольном учреждении в те часы, когда данный вид занятия проводится с соответствующей воз­растной группой. Таким образом, воспитатель выступает в качестве «социального педагога», поочередно обслуживая несколько детей на дому и в группе.

Итоги

Основными понятиями педагогики являются объект и предмет педагогики, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педа­гогический процесс.

Главными целями образования в раннем возрасте высту­пают охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальных спо­собностей и склонностей каждого малыша.

Личностно-ориентированная педагогика предполагает следо­вание принципам самоценности возраста, единства воспитания и обучения, индивидуализации и вариативности образования.


Основными задачами образования детей в раннем возрасте являются: обеспечение их эмоционального благополучия; приобщение к ценностям здорового образа экизни; создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка; поддержка ини­циативности и творческого самовыражения каждого.

Содержание образования детей раннего возраста диффе­ренцируется по четырем сферам, в которых происходит раз­витие ребенка: физическое, познавательно-речевое, социаль­но-личностное, художественно-эстетическое развитие.

Педагогические методы подразделяются на исследова­тельские методы и методы воспитания и обучения. Исследо­вательские: наблюдение, педагогический эксперимент, бесе­да, анкетирование, изучение документации, анализ процесса и результатов детской деятельности. Методы обучения и вос­питания: словесные, наглядные, практические, методы пря­мого и косвенного воздействия, проблемного воспитания и обучения.

Существуют разнообразные формы образования детей раннего возраста:ясельные группы в дошкольных образова­тельных учреждениях, учреждения, специально предназначен­ные для детей раннего возраста, учреждения дополнительного образования. Большое распространение получили разные моде­ли кратковременного пребывания детей в детском образователь­ном учреждении.

Вопросы и задания

1. Что является объектом и предметом педагогики ранне­го возраста?

2. Каковы основные направления реформы дошкольного образования?

3. Перечислите принципы личностно-ориентированной педагогики.

4. Как соотносятся в личностно-ориентированной педа­гогике принципы развития и самоценности детского возраста?

5. Каковы цели образования детей раннего возраста.

6. Перечислите задачи образования детей раннего возраста?

7. Охарактеризуйте основные педагогические методы.

8. Опишите современные организационные формы обра­зования детей раннего возраста.


1. Физическое развитие 55


U

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: