Специфика психического развития ребенка в раннем возрасте

К

аждый возраст характеризуется особыми и неповторимы­ми взаимоотношениями между ребенком и окружающим его миром, которые реализуются в разных формах его жизне­деятельности, но прежде всего — через ведущую деятель­ность, свойственную тому или иному возрасту, и общение с другими людьми.


60 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


2. Специфика психического развития gj

ребенка в раннем возрасте



Ведущей называется такая деятельность, в рамках кото­рой происходят основные психологические изменения в лич­ности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды деятельности, формируются или перестраиваются отдельные психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде всего — взрослыми, так как именно через них осуществляет­ся трансляция подрастающему поколению общечеловеческо­го, культурного опыта.

Поэтому, характеризуя тот или иной возраст, следует прежде всего заострять внимание на содержании соответст­вующей ему ведущей деятельности и общения, а также на обусловленных ими центральных линиях психического раз­вития ребенка. Но прежде, чем перейти к их анализу, остано­вимся на отличительных особенностях психики ребенка в раннем возрасте, которые в значительной мере обусловле­ны особым характером его отношения к окружающей дейст­вительности, и проявляются в его поведении.

Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу 1—2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко все­му, что находится в поле его зрения. Как образно говорил не­мецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь или коробочка — чтобы он закрыл или открыл их, колокольчик — чтобы позвонил в него, круг­лый шарик — чтобы покатил его. Каждая вещь заряжена для него аффективной притягивающей или отталкивающей си­лой, которая «провоцирует» его на действие, направляет его. Л.С. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией наглядным полем отражает своеобразие деятельности созна­ния ребенка раннего возраста.

Господство наглядной ситуации определяет многие осо­бенности поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребенком инструкции взрослого. Так, в опытах А.Р. Лурии перед ребенком раннего возраста размещались игрушки, экспериментатор просил его «взять рыбку», которая была расположена либо дальше дру­гих предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сра­зу же фиксировал взором названную игрушку, тянулся


к ней, но по пути ему встречалась другая, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Таким образом, непосред­ственно более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие. В экспериментах Л.С. Славиной, изучавшей способность ребенка отвлечься от ситуации, сказать не то, что он видит перед собой, обнаружи­лось, что двухлетний малыш может вслед за взрослым без труда повторить фразы: «Курица идет», «Собака бежит», но сказать: «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на стуле, он не может. В ответ на просьбу взрослого повторить за ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все де­ти, участвовавшие в опытах, говорили: «Таня сидит». Толь­ко к концу раннего возраста у ребенка возникает способность абстрагироваться от ситуации, говорить не то, что есть на са­мом деле.

Связанность предметной ситуацией определяет и содержа­ние общения ребенка со взрослым. Главные поводы для обще­ния — практические действия, приуроченные к данному ме­сту и времени. Эта особенность взаимодействия ребенка со взрослым, а также практический, «деловой» характер его протекания, послужил основанием для определения обще­ния на данной ступени как ситуативно-делового.

Ситуативность поведения ребенка раннего возраста обус­ловлена особым строением его сознания, которое характери­зуется «единством между сенсорными и моторными функци­ями»1. Восприятие в этом возрасте практически неотрывно от действия. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, повертеть в руках, разобрать, собрать и пр. В этом возрасте он еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то. Его мышле­ние протекает в наглядно-действенной форме: действуя с предметами, ребенок во всей доступной ему полноте позна­ет окружающий мир.

Своеобразие сенсомоторного единства в этом возрасте заключается в ярко выраженной аффективной окрашеннос­ти восприятия ребенком окружающего мира. Отсутствие эмоций или их слабая выраженность являются одним из при­знаков неблагополучия в развитии. Эмоции малыша чаще и ярче всего проявляются в момент восприятия предметов.

1 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 342.


62 N. Особенности развития ребенка раннего возраста


3. Развитие предметной деятельности 53



Известно, что ребенка раннего возраста можно успокоить, показав ему интересную игрушку, и он тут же отвлечется от того, к чему только что так настойчиво стремился.

Лишь к концу раннего возраста сенсомоторное единство начинает «расшатываться» благодаря развитию речи, кото­рая «разбивает ситуационную связанность ребенка»1.

Подводя итог, можно сказать, что своеобразие отношения ребенка раннего возраста к действительности состоит в един­стве эмоционального и действенного отношения к непосред­ственно воспринимаемому окружающему миру.

Итоги

Специфика возраста проявляется в характере ведущей дея­тельности и общения ребенка со взрослыми. В раннем возрас­те ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная деятельность и ситуативно-деловое общение. Детям данного возраста свойственны ситуативность и эмоциональность вос­приятия окружающего мира, действенное отношение к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: