Определение общения. Основные параметры общения

Наиболее полно проблемы онтогенеза общения детей со взрослыми разработаны в концепции генезиса общения М.И. Лисиной, в рамках которой общение рассматривается


как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и до­стижения общего результата.

Важной характеристикой общения является обоюдная ак­тивность людей. Одностороннее воздействие одного человека на другого является не общением, а всего лишь воздействи­ем. Критерием отличия общения от других видов взаимодей­ствия может служить адресованность людей друг к другу в расчете на получение ответа, отклика. Так, если малыш, слушая взрослого, смотрит ему в лицо, улыбается в ответ на его слова, можно быть уверенным, что между ними развора­чивается общение. Если же, привлеченный шумом в сосед­ней комнате ребенок отвернулся или отвлекся на какое-то занятие, общение прервалось и сменилось познавательной деятельностью. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, дейст­виями с ними. Общение только тогда может выполнять свою развивающую функцию, когда оно осуществляется как лич-ностно-ориентированное взаимодействие, в котором каждый из его участников выступает как субъект, а не как объект воздействия или манипулирования.

В концепции М.И. Лисиной общение интерпретируется как коммуникативная деятельность, имеющая свою струк­туру и содержание.

Подход к общению как к деятельности позволяет вычле­нить из общего потока взаимодействия его основные моменты, понять, как оно развивается. В качестве важней­ших параметров коммуникативной деятельности выделя­ются:

• место общения в системе общей жизнедеятельности ре­бенка и его значение для психического развития на каж­дом возрастном этапе;

• содержание потребности в общении;

• ведущий мотив общения;

• основные средства общения.

На разных этапах развития ребенка эти структурные ком­поненты в совокупности составляют целостные образования, которые определяются как этапы онтогенеза общения или как «формы общения».

Выделяются четыре формы общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет.


72 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


4. Развитие общения ребенка со взрослыми




1. Ситуативно-личностное общение, которое длится от
рождения до 6 месяцев.

2. Ситуативно-деловое общение — основной вид общения в раннем возрасте.

3. Внеситуативно-познавательное общение, которое скла­дывается в младшем дошкольном возрасте.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее
в старшем дошкольном возрасте.

Каждая форма общения характеризуется особым, специ­фическим для нее содержанием параметров.

Последовательное появление в онтогенезе все более слож­ных форм составляет развитие коммуникативной деятельно­сти. При этом ранее сложившиеся формы не исчезают, а со­храняются, уступая ведущее место новым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: