Влияние речи на психическое развитие ребенка

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуа­цией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями — знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную пер­спективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в про­шлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам не­посредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углуб­ление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрос­лому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к об­разцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограничен­ность ситуативного общения и перейти от чисто практическо-


88 II- Особенности развития ребенка раннего возраста


6. Развитие процессуальной игры




го сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теорети­ческому» — внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающе­го: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте де­ти узнают и называют изображения предметов, людей, жи­вотных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата нагляд­ной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, де­лает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предмета­ми или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о сво­их переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, пла­нировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произ­вольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собира­ется построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом бу­дем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контро­ля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам. себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом пе­редвигая нагруженную игрушечную машину, он напряжен­но произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взросло­му. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизыва­ния колечка, говорит себе: «так...так...так» или «не так...»

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, вы­полняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.


Итоги

Речь первоначально возникает и развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средст­вом мышления и овладения своим поведением.

Условиями возникновения ее у ребенка являются установ­ление эмоционального контакта со взрослым, насыщение слышимой речью и организация сотрудничества.

В своем развитии речь проходит несколько этапов.

Первыйподготовительный, или довербалъный, ког­да ребенок понимает речь взрослых, но еще не умеет гово­рить.

Второйпереходный, или этап возникновения речи.
Характерной особенностью его является появление автоном­
ной детской речи. Первые детские слова имеют ряд особенно­
стей: они отражают ситуативные признаки предметов,
не имеют постоянного значения отличаются особым звуко­
вым составом. i

Третийэтап активной речи, когда появляются настоя­щие слова, происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка, быстро увеличивается словарный запас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: