Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе

 

адачи психологической диагностики в образовательном

процессе. В образовательном процессе, помимо педагогиче­ского наблюдения, используются методы психологической диагностики развития детей. В отличие от педагогического на­блюдения, которое осуществляется воспитателем в процессе повседневной жизни в группе, психологическая диагностика проводится психологом и предполагает, помимо наблюдения, использование специальных методик.

Психологическая диагностика помогает воспитателю выст­раивать педагогический процесс наиболее эффективно, твор­чески подходить к обучению и воспитанию детей, обеспечи­вать условия для личностного развития каждого. Использует­ся она как для оценки актуального состояния ребенка, так и для выявления зоны ближайшего развития, которая дает представление о его потенциальных возможностях. Проведе­ние такой диагностики при поступлении ребенка в детское уч­реждение помогает определить пути и методы воспитательной работы педагогов и родителей в период адаптации.

Психологическая диагностика используется также как средство текущего контроля психического развития ребенка и для индивидуального консультирования по запросу родите­лей; помогает своевременно выявить задержки и отклонения в этой сфере, определить их причины и при необходимости вы­брать соответствующие методы коррекции, предполагающие создание адекватных психолого-педагогических условий.

Важность такой работы связана с быстрым темпом разви­тия в период раннего детства, так как незамеченные вовремя или показавшиеся незначительными отклонения от нормаль­ного развития могут привести к выраженным сдвигам на последующих возрастных этапах. В раннем возрасте имеются более широкие возможности коррекции за счет большей плас­тичности детской психики, чувствительности ребенка к воспи­тательным воздействиям.

Подходы к диагностике развития ребенка раннего воз­раста. Существуют разные модели психологической диагно­стики, которые различаются по способу и цели получения информации о ребенке, процедуре проведения диагностики,


254 41. Содержание и методы педагогической
_________ работы с детьми раннего возраста

способу анализа полученных данных. Условно их можно раз­делить на две категории: стандартизированные измери­тельные методы (тесты) и «клинические».

Тестологическая модель диагностики строится на исполь­зовании стандартизированных заданий, характер выполне­ния которых соотносится с определенной шкалой значений. Целью тестирования является измерение уровня развития определенного психического явления (например, когнитив­ных функций, функциональных состояний, поведенческих черт личности) как у отдельного индивида, так и у группы. Метод тестирования предполагает стандартизированную процедуру обследования: специальные материалы и оборудо­вание, временной регламент, жесткую систему оценок. Вы­вод об уровне развития делается на основании соответствия результатов выполнения тестовых заданий с заранее опреде­ленной нормой.

«Клиническая модель» диагностики опирается на качест­венное дифференцирование психических явлений, а не на их количественное измерение. В ней отсутствует жесткая ди-рективность и регламентация, что позволяет максимально приблизить процедуру диагностирования к естественной си­туации, позволяет определить не только актуальный уровень развития, но и зону ближайшего развития базовых характе­ристик психической деятельности, выявить динамику разви­тия личности.

В зарубежной психологии широко применяются методы тестирования, построенные на основе оценки ряда поведен­ческих проявлений, соотносимой с нормативным показате­лем, характерным для здоровых детей в определенном возра­сте, например шкалы умственного развития Бине-Симона (1905), Станфорд-Бине (1916), включающие определенный круг нормативов-критериев для оценки психического разви­тия ребенка в различных сферах — сенсорного, моторного развития, эмоционального общения; речевого развития и т.д. Оценка уровня развития основана на успешности выполне­ния ребенком нормативного задания или обнаружении у него той или иной способности (например, движение по направле­нию к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности в репрезентатив­ной выборке детей. На основе сопоставления данных психи­ческого и хронологического (паспортного, биологического)


9. Психологическая диагностика развития детей раннего 255
________________ ВОЗРАСТА в образовательном процессе ____

возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития ребенка.

Наиболее известными в истории психологической диагно­стики шкалами для исследования детей первых лет жизни являются «Таблицы развития» А. Гезелла (1925). Они вклю­чают показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: моторика, язык, адаптивное поведение, лично-стно-социальное поведение. Диагностика основана на стан­дартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обы­денной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых его матерью. Проведению обследования помога­ет подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного воз­раста. Данная шкала предназначена для исследования малы­шей от 4 недель до 6 лет.

Опыт, накопленный школой А. Гезелла, был положен в ос­нову разработки распространенной в 30—40-е годы XX в. ме­тодики Ш. Бюллер и Г. Гетцер «Тесты нервно-психического развития детей 1—6 лет жизни» (1932). На основе тестов А. Гезелла была разработана «Шкала психомоторного разви­тия в раннем детстве», предложенная О. Брюне и И. Лезин (1951), предназначенная для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев. Шкала содержит 160 заданий, касающих­ся проявлений поведения ребенка в четырех областях: мото­рики, зрительно-моторной координации, речевого развития, социального развития. Нормативные критерии развития расположены в соответствии с возрастными уровнями (всего выделено 16). При оценивании результатов за каждое выпол­ненное ребенком задание начисляется определенное количе­ство баллов, сумма которых делится на 10. Итоговый показа­тель отражает «глобальный возраст» развития исследуемого ребенка. В соотношении его с хронологическим определяется показатель коэффициента развития. Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдельности. Результаты могут быть выражены в виде про­фильных оценок.

В «Шкале развития», предложенной Д. Лешли, разрабо­тана схема наблюдения, которая позволяет составить представление о развитии ребенка на момент наблюдения. Периодические наблюдения на протяжении всего раннего возраста позволяют судить о динамике развития ребенка в


256 N1. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

этот период. В карточках Лешли отражены следующие сфе­ры развития:

• физическое развитие (развитие движений, локомоций и

моторики);

• общение и развитие речи (внимание к взрослому, пони­мание речи и пр.);

• социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками);

• самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя);

• особенности поведения ребенка (непоседливость, концен­трация внимания, легкость включения в игру и пр.).

Методическая особенность процесса наблюдения по Леш­ли, названного «методом повременных проб», состоит в регу­лярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из вариантов состоит в наблюдении за ребенком в течение 30 мин с записью впечатлений через каж­дые 30 с. Информация, полученная о ребенке, оценивается сравнением: 1) показателей ребенка со средними показателя­ми детей данного возраста; 2) полученной информации о ре­бенке с его же результатами в более раннем возрасте.

В последнее время за рубежом широкое применение нашли «Шкалы развития» Н. Бейли (1969)— результат мно­голетних научных исследований Н. Бейли и ее коллег по уни­верситету в Беркли. Данная методика предназначена для об­следования детей в возрасте от 2 до 30 месяцев. Набор тестов состоит из трех частей:

1. Умственная шкала направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков разви­тия речи; результатом измерения является «индекс умствен­ного развития».

2. Моторная шкала измеряет уровень мышечной коорди­нации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (PDI).

3. Запись о поведении ребенка предназначена для регист­рации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т.д.

Индексы развития, определяемые с помощью шкал умст­венного и моторного развития, выражаются в шкале оценок стандартного показателя IQ. Шкальные оценки устанавлива­ются для каждой возрастной группы, которые составлены


9. Психологическая диагностика развития детей раннего 257
ВОЗРАСТА в обр азовательном процессе ______________

с интервалами в полмесяца для детей в возрасте от 2 до 6 ме­сяцев и в один месяц для детей от 6 до 30 месяцев. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности данных шкал. Шкалы Бейли позволяют вовремя обнаружить сенсор­ные и неврологические нарушения, эмоциональные расст­ройства, выявить негативные влияния социальной среды на развитие ребенка, но они более пригодны для оценки уровня текущего развития, но не для прогноза будущего развития.

Большой вклад в развитие методов диагностики развития ребенка внесли методики, построенные на основе теории Ж. Пиаже. Стержневой линией его теории является пред­ставление о последовательном характере интеллектуального развития ребенка, которое представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Методи­ки Пиаже являются качественными и не были стандартизи­рованы для целей диагностики. Однако некоторые из них послужили основой для создания стандартизированных шкал. Одна из них создана И. Ужгирис и Дж. Хантом и пред­назначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соот­ветствует периоду, который Пиаже называет сенсомотор-ным, выделяя в нем шесть стадий.

Шкала состоит из 6 тестов нарастающей сложности — от простого слежения глазами за движущимся предметом и отыскивания его (тест на постоянство объекта) до выявления схемы действия с. объектами (нанизывание бусин, вождение игрушечной машинки и пр.). Авторы допускают использова­ние разработанной ими шкалы для исследовательских целей, в частности, для выяснения влияния условий воспи­тания на ход развития детей. Проведенное ими исследование показало, что от условий воспитания во многом зависит тот средний возраст, в котором ребенок достигает разных ступе­ней развития.

В отечественной науке первые диагностические методи­ки разрабатывались в 20—30-е годы и были нацелены на диагностику развития детей младенческого возраста. Психические проявления ребенка трактовались с позиции рефлексологического подхода как отражение определенных этапов созревания нервной системы. Н.М. Щелованов впер­вые сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга создает воз­можность появления тех или иных реакций, а факт их воз-

9'/2 1246


258 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА _________________________________

никновения обусловливается соответствующими воспита­тельными воздействиями.

Одной из первых работ, посвященных диагностике разви­тия младенца, является «Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И.Л. Фигурина и М.П. Денисовой (1926). В 40-е годы XX в. Н.М. Щеловановым были разработа­ны «Показатели нервно-психического развития детей в пер­вый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. Данный комплекс нормативных критериев был дополнен Н.С. Аксариной (1969). Возрастной диапазон иссле­дования был расширен на детей от рождения до 3 лет. Позднее на кафедре физиологии развития и воспитания детей Цент­рального института усовершенствования врачей была создана «Методическая разработка*, рекомендуемая для использова­ния в домах ребенка или яслях (по материалам Н.М. Щелова-нова, М.Ю. Кистяковской, Э.Л. Фрухт, Г.В. Гридневой и др.). Эти методики разрабатывались путем накапливания банка данных, устанавливающих соответствие между реакциями ребенка и возрастом их появления, на основании чего выноси­лось суждение об особенностях психического развития ребен­ка в категориях соответствия или несоответствия норме развития.

Сходные основания были положены для диагностики нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанной К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной и Л.Г. Голубевой (1986). При выявлении уровня нервно-психи­ческого развития ребенка раннего возраста оцениваются сле­дующие линии развития: понимание речи и активная речь; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самосто­ятельности и (на третьем году жизни) формирование изобра­зительной и конструктивной деятельности.

Авторами разработаны показатели этих направлений раз­вития помесячно на первом году жизни, поквартально на втором году и по полугодиям на третьем году.

Перечень показателей представляет собой формализован­ные требования к умениям и навыкам ребенка в каждом возрастном микропериоде. Например, в сфере сенсорного развития ребенок в 1 год 1 месяц должен улавливать разли­чия величин предметов с разницей в 3 см. В 1 год 7 меся-


9. Психологическая диагностика развития детей раннего 259
_________________________________ ВОЗРАСТА в образовательном процессе ______________

цев—1 год 9 месяцев он должен различать 3 контрастных величины предметов, а в 2,5 года подбирать по образцу пред­меты 4 основных цветов. При диагностике игровой деятель­ности и понимания речи выявляется умение детей выпол­нять игровые действия по инструкции взрослого («покорми куклу», «положи куклу в кроватку» и т.п.).

По уровню развития дети распределяются на четыре ос­новные группы:

1-я группа — нормальное развитие, когда все показатели со­ответствуют календарному возрасту ребенка.

2-я группа — первоначальная задержка в развитии на один эпикризный срок.

3-я группа — более глубокая задержка на два эпикризных срока.

4-я группа — глубокая задержка на три эпикризных срока.

Результаты оценки уровня развития и поведения заносят­ся в индивидуальные карты психического развития, состав­ленные на основе «Показателей нервно-психического разви­тия детей второго и третьего года жизни».

Данная диагностическая методика получила широкое рас­пространение в детских учреждениях в нашей стране. Она достаточно удобна для использования как психологами, так и педагогами; представляет собой вариант тесто логической модели диагностики, опирается на богатый эмпирический материал, включает стандартизированные методики оценки знаний, умений и навыков ребенка в разных областях разви­тия ребенка.

Вместе с тем при таком парциальном подходе трудно составить представление о целостном личностном развитии ребенка, выявить особенности его мотивационной сферы, взаимоотношений с окружающими людьми, других личност­ных качеств.

Диагностика целостных форм психической активности, в которых реализуется и развивается личность ребенка, требу­ет качественно иного подхода при разработке как показателей психического развития, так и самой процедуры диагностики. Для решения этой задачи необходима адекватная теоретичес­кая позиция, которая, во-первых, позволяет представить в диагностической'методике психическое развитие ребенка как процесс, имеющий собственную логику и закономерности, не выводимый из того, что составляет его необходимые предпо-


9'/а*


260 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


9. Психологическая диагностика развития детей раннего 261
___________________ ВОЗРАСТА в образовательном процессе _____________



сылки и условия (как, например, созревание функциональ­ных структур центральной нервной системы); во-вторых, выделить в качестве предмета диагностики собственную ак­тивность ребенка в наиболее значимых для психического раз­вития видах деятельности на каждом возрастном этапе.

Вариантом диагностики детей раннего возраста, построен­ной с учетом закономерностей их психического развития, является «Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой (1994). Эта диагностика создана для выявле­ния нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработку методов коррекции. Исходной теоретической ос­новой автора являются положения культурно-исторической концепции о ведущей деятельности и о зоне ближайшего раз­вития. За основу принято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте выступает предметная дея­тельность, а основным способом усвоения общественного опы­та — совместная деятельность со взрослым.

Диагностика Е.А. Стребелевой представляет собой серию из 10 методик, направленных на определение уровня умст­венного развития детей от 2 до 3 лет. В качестве основных па­раметров выделяются:

• принятие задания: согласие ребенка выполнить предло­женное задание независимо от качества выполнения;

• способы выполнения задания: самостоятельное выпол­нение — выполнение с помощью взрослого (если ребенок не может справиться сам) — выполнение задания после обучения;

• обучаемость в процессе диагностического обследования (виды помощи — прямой показ и действие вместе с ребенком; показ с помощью жестов; выполнение подра­жания с помощью речевой инструкции);

• отношение ребенка к результату своей деятельности. Заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для ребенка раннего возраста. Безразличие к ним характерно для ребенка с нарушени­ями интеллекта. v

Все методики являются невербальными и могут приме­няться для детей с любым уровнем речевого развития. Зада­ния предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня сложности типа перемещения предметов в пространстве, со­отнесения предметов по форме, величине, цвету. Ребенку


предлагается поймать шарик, собрать и разобрать пирамид­ку, сложить картинку из частей, построить по образцу взрос­лого домик из палочек, нарисовать дорожку или домик и пр. Каждое задание оценивается по четырехбалльной шкале. При оценке учитывается зона ближайшего развития: любое зада­ние предлагается выполнить ребенку сначала самому, в слу­чае затруднений — вместе со взрослым. Взрослый обучает ма­лыша тому или иному действию, затем проверяет, может ли он действовать по подражанию, воспроизводить образец взрослого.

Данная методика является более надежным инструмен­том определения уровня психического развития, в том числе и умственного, по сравнению с выявлением актуального состояния той или иной его сферы. Определение зоны бли­жайшего развития дает возможность психологу наметить конкретные пути коррекционной работы с ребенком, вы­явить наиболее уязвимые области в его интеллектуальном развитии. Однако область применения данной методики ог­раничена: она охватывает только одну сферу — умственное развитие и довольно узкий возрастной диапазон — только третий год жизни.

К числу диагностических разработок, созданных на осно­ве культурно-исторической концепции психического разви­тия Л.С. Выготского, относится «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» (авторы — Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, СЮ. Меще­рякова). В ней предпринята попытка реализовать целостный личностно-ориентированный подход к оценке психического развития ребенка с позиций теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И. Лисиной. В рамках данного подхода уро­вень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психическо­го развития ребенка и выступает адекватным предметом пси­хологической диагностики. В соответствии с выдвинутыми положениями методики, предлагаемые в пособии, направле­ны на диагностику уровней развития соответствующей ран­нему возрасту формы общения ребенка со взрослым — ситуа­тивно-делового общения и предметной деятельности как ведущей на этом этапе.


262 N1. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


9. Психологическая диагностика развития детей раннего 263
___________________ ВОЗРАСТА в образовательном процессе ______________



Основными параметрами, характеризующими уровень развития общения, выступают:

1. Уровень инициативности в общении как показатель стремления ребенка к общению.

2. Уровень чувствительности к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу другого челове­ка, ответить на нее и перестроить свое поведение в соот­ветствии с воздействиями взрослого.

3. Уровень владения средствами общения — конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение, и речью.

Первые два параметра характеризуют потребностно-моти-вационную сторону общения, третий — его операциональ­ную составляющую.

Выделенные параметры оцениваются соответствующими показателями.

В качестве основных параметров уровня развития пред­метной деятельности выделяются:

1. Операциональная сторона предметной деятельности, показателями которой выступают различные виды дей­ствий с предметами.

2. Потребностно-мотивационная сторона предметной деятельности — уровень познавательной активности ребенка. Показателями познавательной активности являются интерес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними, настойчивость, эмо­циональная вовлеченность в деятельность.

3. Включенность предметных действий в общение со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на само­стоятельные действия ребенка являются важнейшими показателями потенциальных возможностей самого ребенка.

На третьем году жизни ребенка диагностируется уровень развития отдельной ветви предметной деятельности — процессуальной игры, которая ложится в основу развития ведущей деятельности на последующем возрастном этапе — сюжетно-ролевой игры. Основными параметрами процессу­альной игры выступают:

1. Операциональная сторона игры — характер игровых действий.


2. Потребностно-мотивационная сторона игры — инициа­тивность в игре, длительность игры, эмоциональное со­стояние ребенка в ходе игры.

3. Воображение как способность использовать в игре сим­волические замещения.

4. Принятие ребенком игровой инициативы взрослого.

Характерной чертой диагностических ситуаций, разрабо­танных в данном пособии, является их включенность в ре­альный контекст жизни ребенка — его свободную индивиду­альную и совместную со взрослым деятельность.

Оценка результатов диагностики производится на основе комплексного качественного анализа поведения ребенка, что позволяет определить актуальный уровень его психического развития, своевременно выявить задержки и отклонения, определить зону его ближайшего развития.

Правовые, этические и профессиональные аспекты при­менения психологической диагностики в практике образо­вания связаны с рядом серьезных проблем правового, этиче­ского и профессионального характера.

Изначально диагностика психического развития создава­лась с гуманными целями — помочь детям с аномалиями или трудностями в развитии — и по своему назначению была при­звана служить индивидуализации воспитания и обучения. Однако в связи с широким распространением психологичес­кой диагностики (особенно тестирования) в практике образо­вания произошла подмена этих целей. Диагностика стала ис­пользоваться преимущественно для селекции и сегрегации детей — отбора в образовательные учреждения и распределе­ния на группы (с замедленным и ускоренным темпами разви­тия, с уклоном в то или иное направление развития и др.). Такая практика фактически нарушает право ребенка на обра­зование и право родителей на выбор образовательного учреж­дения для своих детей, закрепленные в Законе РФ «Об образо­вании» и в Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9). В соответствии с этими зако­нами и «Международной конвенцией о правах ребенка» все дети признаются равными в своих правах, и учреждения об­разования не должны ущемлять права ребенка.

Как с правовой, так и с этической точки зрения, результа­ты диагностики недопустимо использовать для определения одних детей в группу способных, а других в группу слабых.


264 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


9. Психологическая диагностика развития детей раннего 265
____________________ ВОЗРАСТА в образовательном процессе ______________



Это может привести к устойчивым искажениям в их личност­ном развитии, формированию «комплекса непригодности» или «привилегированности».

Помимо правовых существуют научно обоснованные огра­ничения на применение психологической диагностики с це­лью отбора детей в образовательные учреждения и их распре­деления на группы.

Одно из них связано с проблемой надежности диагности­ческих методов. Доказано, что результаты тестирования не могут достоверно прогнозировать дальнейшее развитие ребенка и успешность его обучения. Особенно это касается отрицательных результатов, так как при благоприятных психолого-педагогических условиях «неспособный» может достигнуть такого же успеха в обучении, как и дети, полу­чившие высокие баллы при тестировании. Кроме того, при проведении диагностики часто не учитывается, что тесты очень чувствительны к уровню социализации испытуемого. Так, при использовании тестов, направленных на диагности­ку интеллекта, диагностируется не столько уровень интел­лектуального развития, сколько уровень социализации ребенка. На результаты тестирования также могут оказы­вать негативное влияние условия проведения диагностики (незнакомая обстановка, незнакомый взрослый, отсутствие матери и пр.) и такие особенности ребенка, как тревожность, застенчивость и пр.

Другое ограничение связано с опасностью ранней специа­лизации детей в ущерб их целостному всестороннему разви­тию. Например, помещение малыша в образовательные учреждения (мини-школы, прогимназии и пр.) с уклоном в интеллектуальное обучение может препятствовать развитию его гуманитарных способностей.

Правовой и этический аспекты использования психологи­ческой диагностики в сфере образования тесно связаны с про­блемой профессиональной компетентности специалистов, проводящих диагностику в детских учреждениях. Квалифи­цированный специалист должен иметь базовое психологиче­ское образование, пройти специальное обучение по использо­ванию диагностических методов, иметь опыт практической работы. В противном случае неизбежны серьезные ошибки, которые приводят либо к бесполезности диагностической ра­боты, либо к ее вредным последствиям для ребенка. К таким


ошибкам относится некритическое использование зарубеж­ных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты. Применение их без проверки на валидность, надежность и репрезентативность в других социо­культурных условиях может привести к неадекватным выво­дам, равно как и применение валидизированных методик, если их использует недостаточно квалифицированный спе­циалист. Вредные последствия могут иметь «доморощен­ные», не прошедшие серьезной проверки диагностические методики, которые самостоятельно изобретаются людьми, не имеющими необходимого уровня профессиональной под­готовки.

Психолог должен не только хорошо владеть диагностичес­кими методами, но четко представлять себе цель их проведе­ния, понимать, каким образом будут использованы их результаты. Диагностика, проводимая в детском учрежде­нии, не должна быть бесцельной, превращаться в форму от­четности, не приносящей практической пользы.

Психолог обязан соблюдать при этом этические и правовые нормы, нести личную ответственность за результаты диагнос­тики, препятствовать их использованию в качестве инстру­мента манипуляции ребенком или родителями, основания для негативной характеристики ребенка в беседах с ними, а тем более — для исключения его из детского учреждения.

Диагностическое обследование ребенка не должно прово­диться без согласия родителей. Они должны знать, что будет проводиться с детьми, зачем и как будут использоваться ре­зультаты. Информация о ребенке, полученная в ходе диагно­стического обследования, должна быть конфиденциальной и в то же время результативной — послужить основанием для создания благоприятных условий развития ребенка в семье и в детском учреждении.

Особые правила должны соблюдаться в отношении самой процедуры диагностики. Принципы ее должны быть подчи­нены законам взаимодействия взрослого с ребенком, в кото­ром оба выступают в качестве равноправных партнеров, а не­обходимым условием — эмоциональный комфорт ребенка, установление с ним доверительных отношений. Диагности­ческие пробы следует проводить в привычной для малыша обстановке, включать их в контекст интересных для него видов деятельности.


266 HI Содержание и методы педагогической

_______________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ______________________________________________

Недопустимо делать вывод об уровне развития ребенка по результатам только одного наблюдения или одной пробы. Выводы, основанные на данных диагностики, должны подкреп­ляться сведениями, полученными от педагогов, родителей, дру­гих близких взрослых. В случае отрицательных результатов диагностики психолог должен или проверить их повторно, или использовать дополнительные методы обследования.

При прослеживании динамики развития ребенка, выявле­нии эффективности корригирующих мер показатели дости­жений данного ребенка следует сравнивать не с показателя­ми других детей, а с его собственными достижениями на предыдущих этапах диагностики.

Беседу с педагогами и родителями о результатах диагности­ческого обследования необходимо проводить в отсутствие \ ребенка. Психолог должен уметь «переводить» полученную в результате диагностики информацию с профессионального языка на язык, доступный родителям и педагогам. При нали- '] чии проблемы в развитии ребенка следует максимально под­черкнуть его позитивные качества, избегая негативных харак­теристик, отрицательных этических оценок, использования терминов «отставание», «задержка», «нарушение развития». Родителей и педагогов необходимо подвести к пониманию про­блемы, создать установку на ее позитивное разрешение. Наилучшим способом для этого является формулирование пси­хологически обоснованных рекомендаций, совместная выра-,' ботка оптимального пути для разрешения возникших проблем.;

Итоги

Психологическая диагностика используется с целью индиви­
дуализации педагогического процесса, обеспечения оптималь­
ных условий для личностного развития каждого ребенка; при­
меняется для текущего контроля психического развития ребен­
ка и для индивидуального консультирования по запросу педаго­
гов и родителей; помогает своевременно выявить задержки и от­
клонения в психическом развитии ребенка, определить их при­
чины, выработать соответствующие методы коррекции. '

Для диагностики развития детей раннего возраста исполь­
зуются как стандартизированные измерительные методы
(тесты), так и «клинические» методы, основанные на наблю- '>
дении за поведением детей в естественных условиях. >'


10. Организация совместной работы 267
____________________________ педагогов и семьи ________

Применение психологической диагностики в образова­тельном процессе имеет ряд ограничений, связанных с пра­вовыми, этическими и профессиональными проблемами. К ним относятся запрет на применение неапробированных методик, недопустимость проведения диагностики неквали-цированными специалистами и использование психологиче­ской диагностики в целях селекции и сегрегации детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: