Примерная индивидуально-групповая карта развития общения со сверстниками

(третий год жизни)

  л 1-о я       X CR S
S S л S о X я ш 1-1- <2 К Ф 1- S се W s о Ч К О. «1 ED U If ф s се са «X Is и X ее 2
х о- к х   1- Ь- °- 2 s о с
ш ф т о ш » я s s X с
О) ю к а. ч се «0 g 1 я 1- ><
=1 о ое »° - Q. а° а. &> о а.
VD о о. о Св S СГ Jfc о X ь.
О о с= ч X S S 5 О С ч О m
Катя В. Да Да Да Изредка Да Да
Саша А. Да Изредка Изредка Нет Изредка
Денис И. Нет Изредка Нет Нет Нет
Ваня М. Изредка Изредка Изредка Изредка Изредка Да
Маша С. Да Да Изредка Да Да Да
и т.д.            

На основании данной карты воспитатель делает вывод о том, что в целом в группе преобладают доброжелательные от­ношения между детьми, но при этом интерес к сверстникам развит недостаточно. Благополучнее всего общение со сверст­никами развивается у Кати и Маши. Следует обратить внима­ние на воспитание у Дениса эмоционально-положительного отношения к ровесникам, вовлекать его в эмоциональные иг­ры с детьми. А по отношению ко всей группе — чаще органи­зовывать совместные игры и занятия с малышами.

Аналогично составляются карты и по другим направлени-


8. Организация планирования педагогической деятельности 251
_________________ :______________ и наблюдения за развитием детей ______

ям развития. Ведение их особенно полезно начинающему пе­дагогу, поскольку это нацеливает его на умение систематизи­ровать свои наблюдения, позволяет увидеть группу в целом и индивидуальные особенности каждого. Сравнение карт, за­полненных в разные периоды времени, позволит педагогу выявить динамику развития группы и отдельных детей, оце­нить качество своей работы.

Карты наблюдения за развитием «проблемных» детей

Некоторые дети могут вызывать у воспитателя особую тре­вогу. В группе может оказаться, например, гиперактивный ребенок, ребенок с невропатией, очень агрессивный или за­стенчивый и т.д. Наблюдение за такими детьми особенно важно. Необходимо выявить частоту проявлений «труднос­тей» в течение дня, недели, подобрать ситуации, в которых они проявляются наиболее ярко, постараться понять их при­чины. Содержание карт наблюдения лучше всего разрабо­тать вместе с психологом для каждого случая в отдельности. После того, как психолог сделает свое заключение по поводу ребенка и даст необходимые рекомендации, воспитатель по ходу коррекционной работы заносит свои наблюдения в ин­дивидуальную карту малыша. В этом случае частота запол­нения карты может быть увеличена.

Общее значение наблюдений состоит в том, что они помогают взрослым лучше узнать каждого ребенка, приобрести собствен­ный опыт понимания детей, дают возможность конструктивно взаимодействовать с родителями, осуществлять индивидуаль­ный подход к детям и планировать жизнь группы в целом.

Итоги

Планирование деятельности педагога необходимо для эффективной реализации педагогического процесса. С его помощью воспитатель ведет подготовку к реализации образо­вательной программы: определяет педагогические задачи, распределяет их во времени, намечает, когда и какие следует провести мероприятия, продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и игрушки. Планирова­ние должно быть долгосрочным и краткосрочным. Первое дает возможность наметить основные мероприятия на год или на



III. Содержание и методы педагогической

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


9. Психологическая диагностика развития детей раннего

___________________ ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ процессе



несколько лет. Второе производится еженедельно и ежеднев­но; включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах. Планирование должно строиться на принципах полноты, интеграции, координации, индивидуализации.

Для отслеживания процесса развития ребенка и планиро­вания своей деятельности педагогу необходимо систематиче­ское наблюдение за поведением детей. Оно позволяет осуще­ствлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить груп­пой в целом, дает возможность конструктивно взаимодейст­вовать с коллегами и родителями.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмыслен­ным, систематическим. Для большей эффективности необхо­димо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Существуют разные формы фиксации наблюдений, что зависит от характера наблюдений и педагогических це­лей. Для ежедневных наблюдений используются карточки, в которые заносятся ситуативные неструктурированные наблюдения, характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей. Для структурированной фиксации информа­ции используются тематические карты-схемы, в которые заносятся данные, полученные у воспитателя в ходе ежеднев­ных наблюдений за неделю или месяц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: