Благословляет ли Церковь войну?

Ответ: Несомненно, война есть зло, и убийство есть грех, и Библия об этом говорит недвусмысленно. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4:3-12). Первая война произошла не среди людей на земле, а на небе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них]…» (Откр.12:7). В результате этой брани ангелы, восставшие против Бога, были побеждены и сброшены с неба. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12). Война есть следствие греха, грех есть духовная болезнь. Православная Церковь не благословляет войны, но «признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством [114]». Церковь чтит православных воинов, так как: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Некоторые из них даже канонизированы, например, святой благоверный князь Александр Невский. При этом заповедь «Не убивай» (Исх.20:13) никто не отменяет. Православный воин, убивая, совершает грех, за что на него накладывается епитимия (от слова «запрещение») – дела благочестия, цель которых – врачевание духовное. Воин после сражения не допускается до участия в таинстве Евхаристии. Церковь помнит слова Иисуса Христа: «взявшие меч, мечом погибнуть» (Мф.26:52).

Церковь помнит, что сказал Иисус Христос, когда к Нему обратились воины: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук.3:14). Иисус Христос не призывает их бросить оружие и стать пацифистами. К тому же, как мы помним, защищая Иисуса Христа, апостол Петр отсек ухо одному из нападавших (Мф.26:51). Мы помним, что сказал на это Христос: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52).

Пример христианского поведения в случае нападения врага дают нам такие великие святые, как преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Когда на преподобного Серафима Саровского напали в лесу бандиты, он, несмотря на то, что был физически сильным человеком, и к тому же в тот момент держал в руках топор, не стал сопротивляться, и был тяжело избит и потом долго болел. Но когда к преподобному Сергию Радонежскому перед битвой с татаро-монголами пришел Дмитрий Донской, он не только получил благословение на битву, но и отправил с ним двух иноков Пересвета и Ослябю. И во время самой битвы, как сам преподобный, так и весь монастырь молились за воинов. Христианин должен терпеть обиды, наносимые ему лично, но защищать своих ближних.

В благословление оружия нет благословения зла, оружие не должно быть использовано на неправое дело. Как перед сражением воин молится Богу: «Прими оружие и щит…» [115], так и Церковь, благословляя оружие, молится, чтобы меч навсегда остался в ножнах, но если уж он используется, то только для защиты от агрессора и никогда для нападения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: