Вечный вопрос теодицеи: Бог – Любовь и зло в мире

Ответ: Тема теодицеи возникла не сегодня. Мысль о том, что благой Бог не мог сотворить зло, а раз зло существует, то и Бога нет, не нова, и при этом несостоятельна. Бог сотворил людей и ангелов по Своему образу[132], даровав им свободу воли. Свобода воли подразумевает свободный выбор: принять Бога и быть с Ним или отречься от Него. «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). В истинной любви нет насилия, нет страха: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин.4:18). Мог ли Бог лишить человека свободы воли? По Своему всемогуществу - мог, но если бы Он это сделал, то перестал бы быть Богом Любви. Если бы Бог это сделал, Он перестал бы быть Благим, Он стал бы носителем зла, что противоречит самой природе Бога Любви. Вот что мы находим по этому вопросу в трудах православных богословов: «…сердце человека, его любовь, его благодарность, и его благоговение во власти самого человека, и никто, даже Бог, не в силах заставить человека любить, благоговеть, быть благодарным. Потому что любовь и все, что из нее рождается – это предельная свобода» [133]. В.Н.Лосский писал: «Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтом воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяние любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать» [134].

Откуда же появилось зло? Святой Антоний Великий так ответил на этот вопрос: «Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злыя же страсти рождаются уже от нерадения и безпечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли, демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей» [135].

Любить можно только свободно; дар свободы воли - это дар любви Божьей человечеству. Поэтому, говоря о зле, мы не можем говорить о том, что зло обладает собственной вечной природой. Такого зла не существует. Зло не есть существо или субстанция[136], это скорее извращение воли. Зло подобно ране на человеческом теле, болезни. Оно может только паразитировать на благой природе, созданной Богом, самостоятельной же природы оно не имеет. Святой Антоний продолжает: «Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди, и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту; так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку» [137].

Сатана не антитеза Бога, так как Бог и дьявол не равноприродны, зло может быть абсолютным только в нравственном отношении, как болезнь воли. Зла как природы не существует, поэтому уничтожить его как природу нельзя, сатана и бесы стали таковыми не потому, что их такими сотворил Бог, а потому, что они сами избрали путь богоотступничества. Святой Авва Дорофей пишет: «Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое либо существо и не имеет никакого состава. Но душа, уклонившись от добротдетели, делается страстною и рождает грех, и потом томится, не находя себе в нем естественного упокоения» [138].

Можно ли зло уничтожить? Без уничтожения свободы воли – нет. Зло можно исцелить, его можно преодолеть, что в конце веков и будет осуществлено Богом: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

§4.. Бог- Любовь и существование ада

Ответ: Свобода воли человека подразумевает, что он сам делает выбор быть ему с Богом или нет. Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16), но что же делать, если сам человек не хочет быть с Богом. Учение об апокатастасисе (всеобщем восстановлении, спасении) не было принято как учение Церкви. Суть его такова: Бог, будучи Любовью, не может осудить на вечные мучения Свою тварь; поэтому Он всех простит и все войдут в Царство Небесное. И здесь мы не должны забывать следующее: «Зло не может просто потому войти в Царство Божие, что Господь скажет: Я тебя прощаю… Человек, сотворивший зло, должен перемениться для того, чтобы войти в Царство Небесное. Если вы в Царство Небесное введете человека, которому чуждо все содержание этого Царства, он будет в аду; так же как если человека, который ненавидит музыку, посадить в концерт, он будет ерзать от страдания, и ваша доброта в том, что вы его туда пустили, ему ничем не поможет» [139]. Заставив человека, не принимающего, ненавидящего, отвергающего Его Самого и Его Слово, постоянно созерцать Себя, Бог действительно превратился бы в мучителя. Ад (в буквальном переводе с греческого - место, где нет света) – это состояние отвержения человеком Света; это согласие Бога на свободное решение творения отвергнуть своего Творца. О причине, порождающей адские мучения великий подвижник св. Исаак Сирин писал: «Мучимые в геене поражаются бичом любви. И как горячо… это мучение любви… Неуместна никому такая мысль, что грешники в геене лишатся любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины… Но любовь… мучит грешников. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами» [140]. Согласно учению Православной Церкви, после смерти человек предстает перед Богом на частный суд, где предварительно определяется его посмертная участь. До Страшного Суда участь грешников, мучающихся в аду, может быть, по молитвам Церкви, изменена, поэтому Церковь молится об упокоении душ почивших православных христиан «со духи праведных». Однако после Страшного Суда, на который предстанут и живые, и мертвые участь и тех, и других будет решена уже окончательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: