О почитании святых мощей

Ответ: Как и в случае с почитанием святых, нужно сразу отметить, что для православного христианина почитание святых мощей и служение Богу – не одно и то же. Апостол Павел писал: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19). Если на святых почивает Святой Дух, то почему же нельзя Его почитать? Как в святых, так и в мощах мы почитаем Того, Кто обожил их, т.е. Бога. Через мощи и даже вещи святых Господь прославляет Себя. Этому есть немало примеров в Священном Писании, например: «…и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4Цар.2:14) или «...услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Мк.5:27-29); «…так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:12). То, что Господь проявляет свою милость через мощи можно увидеть хотя бы в данном стихе: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:21). Господь проявляет Свою волю через мощи праведников, показывает, что они освящены Им, призывает всех христиан последовать их примеру.

Основные места Священного Писания подтверждающие почитание мощей таковы: «…ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян.2:27); «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1Кор.15:47-49); «…открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2Тмф.1:10); «…и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27:52).

Какие стихи сектанты используют против почитания мощей? «Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1Пет.1:24). В данном стихе[150] говорится о непрочности славы человеческой. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Их тела стали храмом Святого Духа, Которым они были преображены и освящены. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7:18). Здесь говорится о силе греха, о том, что он есть порочная и грехолюбивая воля[151]. Это плач апостола о греховности человека, но православные христиане почитают Бога, являющего Свою милость через нетленные мощи, а не греховную плоть. «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:50). Этот стих хорошо разъясняется другим стихом Священного Писания: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1Кор.15:47). Как видим православное понимание почитания мощей святых, ни в чем не противоречит Священному Писанию, если его читать непредвзято.

Напоследок перечислим, какие условия[152] требует Православная Церковь для достоверного свидетельства о святости мощей праведника. Первое и главное условие -святость жизни и непорочная кончина усопшего угодника Божия. Второе - совершение чудес по молитве святому. Нетленность[153] останков является одним из условий почитания святого, но отнюдь не главное. Необходимо отметить, что акт канонизации не делает человека святым, он только констатирует обоснованность почитания христианина, как святого, признание земной Церковью того факта, что данный человек прославлен Богом и является примером для подражания христианам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: