О почитании Божьей Матери

Ответ: Зачастую православные христиане сталкиваются с обвинением в том, что они больше и чаще поклоняются Богородице, чем Иисусу Христу. Здесь возникает вопрос: кто подсчитал, кому и сколько православные христиане поклоняются; откуда взяты такие статистические данные? На практике, это обвинение базируется на частном субъективном мнении конкретного человека.

Православный христианин действительно почитает Богородицу, но не считает ее равной Богу. Почитание - не обожествление! Например, «Бог заповедал: почитай отца и мать» (Мф.15:4), но наверное, ни одному сектанту не придет в голову на основании этого заявить, что христианин поклоняется родителям, делая их равными Богу. Века и тысячелетия прошли с тех пор, как Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Единственный раз в истории Дева родила Сына. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Родившийся от нее есть истинный Бог, так как Родившая воплотившегося от Нее истинного Бога – истинная Богородица» [141]. Задолго до этого события пророки предсказали это: «…Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис.7:14). Елисавета, когда ее посетила Дева Мария, воскликнула: «…пришла Матерь Господа моего…» (Лк.1:43). Почтил Божью Матерь и Архангел Гавриил: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами…» (Лк.1:28). О том, что Ее будут почитать, знала и Сама Богородица: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк.1:46-50). Блаженный Феофилакт Архиепископ Болгарский так толкует этот стих: «Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему; ибо Он, говорит, призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И «отныне будут, ублажать Меня все роды», не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. Наименовала Его «Сильным», чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. «Имя Его» назвала «святым», чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает свят. Не ко Мне одной «милость Его», но и ко всем боящимся Его; ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия «в роды родов», указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке; ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более (Мф. 19:29)» [142].

Почему мы молитвенно прославляем Богородицу? Это прославление основано на свидетельствах Священного Писания. Православная Церковь относит к Божьей Матери следующие слова священного Писания: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс.44:10-18). Мы молимся Богородице[143], потому что Она имеет великое дерзновение перед Богом. Если Соломон, находясь на вершине своей славы, не отказал в просьбе своей матери (3Цар.2:20), то тем более Сын Божий исполнит прошение и молитвы Своей Матери. Так же, как Он исполнил Ее просьбу в Кане Галилейской.

Еретики, искажая смысл Священного Писания, пытаются опровергнуть почитание Пресвятой Богородицы православными христианами. Они пытаются это делать, приводя следующие стихи Нового Завета: «И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк.3:33-35). Данный стих утверждает, что близость к Богу основана главным образом на исполнении человеком воли Божьей, но кто исполнил волю Божью в большей степени, чем Богоматерь? Основанием для почитания Богородицы являются и следующие слова Иисуса Христа: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Ин.19:26-27) Апостол Иоанн говорит: «мы теперь дети Божии» (1Ин.3:2) и, по словам Иисуса, Богородица - наша Мать. А разве нельзя почитать собственную мать? Ведь почитание родителей заповедано нам Богом в пятой заповеди Декалога.

Вся ветхозаветная история с ее последовательными избраниями «остатка», который должен был стать очередной ступенью на пути к пришествию Избавителя: начиная с избрания Сифа, Ноя, Сима и т.д. представляет собой путь к последнему и высочайшему избранию – избранию Пресвятой Девы. Она была Единственной по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого[144]. Ее избрание не было лишь внешним, механическим, навязанным свыше одной Божественной волей. Дева Мария могла отказаться от того призвания, о котором возвестил Ей Архангел Гавриил. Она Одна могла послужить великой тайне Боговоплощения, но без Ее воли, оно не было бы осуществлено, ибо «как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле» [145]. В момент Благовещения «вся история мира, все свершение Божественного смотрения зависело от этого свободного ответа человека. Смиренное согласие Девы позволило Слову стать плотью» [146]; в ответ на весть Архангела Гавриила мы слышим Ее слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Как сложилась бы история спасения без этого добровольного согласия Пресвятой Девы Марии? Именно оно, в первую очередь, дает истинным христианам право прославлять Божью Матерь в хвалебных песнопениях, именуя Ее «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: