Достижение принятых стратегических целей предполагает разработку для каждой из них стратегической программы с ее последующей реализацией. Стратегическая программа должна определить, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута, в какие сроки, кто это обязан выполнить и во что это обойдется фирме. Поскольку к цели в принципе могут вести несколько путей, возникают две задачи:
1) генерирование альтернатив;
2) выбор наилучших альтернатив, на которых и будет строиться
программа.
Генерирование альтернатив целесообразно проводить, используя метод «мозгового штурма», привлекая для этого всех менеджеров, участвующих в разработке стратегии.
Перед «мозговым штурмом» в одной из фирм членам команды напомнили, что одним из основных негативных факторов внешней
Получение через три года
ежегодной прибыли в размере...
млн долларов
Уменьшение ежегодных затрат на... тыс. долларов |
Увеличение ежегодного дохода от продаж до... млн долларов
Увеличение ежегодного объема продаж |
Увеличение рентабельности на... ед. техники
|
|
на... ед. техники в среднем на...
Увеличение ежегодного объема продаж существующей номенклатуры в своем регионе на... ед. |
Увеличение продажной цены в среднем на... % |
Уменьшение закупочной цены в среднем на... % |
Увеличение ежегодного объема продаж существующей номенклатуры в соседних регионах на... ед.
t |
Tf
Скупка дешевой техники на вторичном рынке в объеме не менее... ед. |
Увеличение дилерской скидки за счет увеличения объема закупок в среднем на... %
£
Увеличение продажной цены в среднем на... % за счет предоставления дополнительных услуг |
Увеличение продажной цены в среднем на... % путем заключения картельных соглашений |
Увеличение продажной
цены в среднем на... %
за счет установления
монополии на отдельные позиции
Рис. 7.1. Фрагмент «дерева целей»
среды является нестабильность поставок техники и запчастей (речь идет о фирме, занимающейся перепродажей техники). Проведенный.ранее анализ показал:
1) под неудовлетворенностью поставками понимается:
■ несвоевременная отгрузка товара заводами,
■ нехватка оборотных средств для закупки необходимого количества товара,
■ высокие закупочные цены, предлагаемые заводами своим дилерам (при отсутствии вторичного рынка поставок).
■ физическое отсутствие и на заводе; и на вторичном рынке необ
ходимого объема товара (даже при наличии средств на закупку);
2) неудовлетворенность поставками в различных подразделениях выражена в различной степени;.
3) по некоторым продуктам неудовлетворенность поставками отсутствует вовсе.
|
|
Затем членам команды было предложено высказаться по возможным альтернативам, которые могли бы лечь в основу программы, обеспечивающей достижение цели «Обеспечить компанию поставками техники и запчастей в объемах, ассортименте и по ценам, гарантирующим достижение цели № 1 нулевого уровня» (цель № 1 нулевого уровня устанавливала соответствующее требование к величине прибыли).
В результате «мозгового штурма» были высказаны такие альтернативы:
■ нужны «быстрые» кредиты;
■ подразделениям необходимы менеджеры, занимающиеся исключительно закупками;
■ чтобы улучшить поставки, одному из руководителей компании жениться на дочке директора завода;
■ «пробить» проценты по дилерской скидке;
■ ввести должность заместителя генерального директора — координатора по работе с заводами, чтобы заводы знали конкретных представителей фирмы;
■ организовывать презентацию фирмы для руководства заводов;
■ участвовать в инвестиционных проектах заводов;
■ заняться сборкой, капремонтом старых машин;
■ вербовать и мотивировать исполнителей на заводах;
■ использовать опыт «Александрова» (дни рождения, подарки и т.п.);
■ влиять на собственников заводов через госорганы;
■ создать ассоциацию дилеров;
■ оптимизировать товарные запасы;
■ налаживать взаимоотношения с региональными властями, чтобы через них влиять на заводы;
■ разработать для Заводов программы помощи;
■ искать альтернативные товарные группы;
■ сократить долю покупок на «черном» рынке и др.
Всего было внесено около 30 предложений.
При «мозговом штурме» запрещается критика выдвигаемых идей. Поэтому в список могут попасть и такие в некотором смысле экзотические варианты, как «жениться на дочке генерального директора завода».
Анализ вариантов и отбор наиболее привлекательных, чтобы на их основе сформировать программу достижения поставленной цели, — предмет дальнейшего рассмотрения. Руководство фирмы назначает ответственного за разработку программы и по согласованию с ним создает рабочую группу: Программа, рожденная трудами рабочей группы, обязательно должна обсуждаться на пленарном заседании всем | составом команды. И дело не только в том, что при этом, как правило, улучшается качество программы. Менеджеры различных функциональных подразделений после утверждения программы, вполне вероятно, будут обязаны заниматься ее реализацией. Глубокое знакомство с предстоящей работой позволит более осознанно ею заниматься, хорошо представляя себе, какие конечные результаты и для чего должны быть получены.
В структуре программ целесообразно предусмотреть:
■ этапы работы, их содержание и сроки;
■ необходимые мероприятия и методы их проведения;
■ состав рабочей группы, ответственных и исполнителей;
■ оценку затрат на реализацию программы. В качестве примера приводится фрагмент программы по анализу
конкурентов, разработанной одной из фирм (табл. 7.2).
Помимо основных программ, целесообразно разрабатывать и альтернативные программы, к которым фирма будет обращаться при необходимости перехода к другой стратегии (например вследствие реализации той или иной угрозы).
7.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Составной частью стратегического планирования является создание информационного обеспечения этого процесса. Из предыдущего материала нетрудно заметить, что вся процедура выработки стратегии базируется на информации о различных сторонах деятельности фирмы и ее взаимодействии с'внешней средой. Поскольку решение о той или иной стратегии всегда принимается в условиях неопределеннос-| ти, а скорость изменения внешней среды в последние годы резко возросла, информация должна постоянно пополняться и использоваться.
|
|
Таким образом, речь идет о разработке стратегической базы данных (СБД) и управлении ею. СБД — это средство оценки текущего f положения и будущего состояния фирмы.
Стратегическая база данных нужна:
■ для постоянного (планомерного) стратегического планирования;
■ отслеживания индикаторов, формирования предупреждения об
угрозах и принятия соответствующих мер.
Таблица 7.2
В составе СБД целесообразно предусмотреть следующие блоки:
■ допущения и ограничения, принятые при стратегическом планировании;
■ миссия и система стратегических целей фирмы, стратегические программы и планы, обеспечивающие достижение поставленных целей;
■ мнения, установки и предпочтения руководителей фирмы;
■ стратегические области бизнеса, в которых работает или предполагает работать фирма (представляющие интерес для фирмы);
■ наиболее важные факторы внешней и внутренней среды;
■ конкуренты;
■ поставщики;
■ потребители;
■ органы власти;
■ общественные организации и СМИ;
■ производство;
■ материально-техническая база (МТБ);
■ финансы;
■ оргструктура и мотивация;
■ мероприятия по противодействию угрозам.
Из одного перечисления блоков становится очевидным, насколько объемной должна быть информация, представляемая в СБД. Работать с такими массивами информации практически невозможно, поэтому первичную информацию должны оценивать, соответствующим образом отбирать (степень ее достоверности разная), группировать, чтобы сформировать вторичную информацию, уже позволяющую использовать ее для выработки решений.
Важный вопрос: кто этим должен заниматься? Плановые органы с этим не справятся. «Плановики часто не располагают ни знаниями управляющих, ни полномочиями принимать ответственные решения, связанные с оценкой информации, они, как правило, стремятся включить в документы все, что только можно. Стремление ничего не упустить и отказ от попытки отделить самую существенную информацию от менее существенной или бесполезной служат только сохранению существующего положения дел в отношении информационного обеспечения руководителей всех уровней: руководитель тонет в ненужных данных и не в состоянии найти то, что для него существенно».
|
|
Становится очевидным, что в организации сбора информации и особенно в ее оценке и формировании вторичного массива информации должны принимать самое активное участие члены команды менеджеров, занимающейся разработкой стратегии. А координировать
эту деятельность обязан отдел стратегического планирования. Причем содержание каждого блока СБД и оценки наиболее важной информации должны согласовывать на пленарных заседаниях. Таким образом, как мини-команды, так и команда менеджеров в целом становятся в фирме постоянно действующим органом. Отметим также, что процедура обсуждения содержания и оценок информации препятствует проявлению чисто вкусовых взглядов отдельных руководителей подразделений, обусловленных либо желанием угодить начальству, либо, наоборот, нежеланием признать некие слабости фирмы (особенно в части, их касающейся).
Комментарий к содержанию некоторых блоков.
Блок «Конкуренты». В этом блоке должна быть представлена и постоянно отслеживаться следующая информация:
■ перечень конкурентов;
■ образ фирм-конкурентов. При этом состав характеристик, которыми определяется понятие «образ фирмы-конкурента», должен согласовываться между мини-командами на пленарном заседании;
■ параметры, контролирующие изменение образа фирмы конкурента (переключение на новые виды продукции, новую технологию, закрытие старых направлений и т.п.); алгоритмы формирования сигнальной информации руководству об изменении образа фирмы конкурентами; алгоритмы контроля За образами фирм конкурентов;
■ рынки, на которых действуют конкуренты, и их доля на этих рынках. Номенклатура и объемы продаж на этих рынках;
■ характеристика продукции и услуг, отличительные особенности. Должен быть выработан согласованный список параметров и характе-ристик, по которому давать оценку продукции и услуг. Например: качество продукции и услуг (по соответствующим показателям), скорость обслуживания, предпродажная подготовка, послепродажное обслуживание, процент рекламаций по каждому товару, гарантия фир-
I мы, наличие ЗИП, дополнительная комплектация, дополнительные услуги, финансовые схемы (кредит, рассрочка, лизинг);
■ ценовая политика и политика в области сбыта — скидки, оптовые продажи, розничные продажи, дилерская сеть и т.п.;
■ динамика продаж по каждому конкуренту;
■ состояние материально-технической базы, характеристика производственных и складских помещений, оборудования, наличие удобных подъездных путей, отлаженных механизмов погрузки-разгрузки техники, наличие и состояние автопарка для доставки продукции клиентам и т.п.;
■ финансовое состояние конкурентов (параметры оценки согласовываются с финотделом);
■ сильные и слабые стороны конкурентов;
■ наличие инноваций;
■ оценки конкурентов поставщиками и покупателями;
■ организационно-правовые формы собственности, учредители, распределение акций между акционерами;
■ характеристика взаимоотношений с руководством фирм-конкурентов (для принятия решений о заключении картельных соглашений с ними и т.п.).
В этом блоке необходимо отслеживать следующие индикаторы:
■ доля рынка собственной фирмы;
■ доли рынка конкурентов;
■ появление PR-акций, направленных против фирмы;
■ ухудшение имиджа фирмы.
При разработке программы создания СБД согласовываются конкретные параметры по каждому из перечисленных пунктов (включая индикаторы), предназначенные для измерения, периодичность измерений, источники информации. Должны быть указаны те подразделения, на которые возлагается задача отслеживания указанных параметров. Это же замечание относится и к остальным блокам.
Блок «Поставщики». В этом блоке по каждому поставщику необходимо отслеживать следующую информацию:
■ долю своей фирмы и доли конкурентов в общем объеме поставок;
■ финансовое состояние поставщиков (состав измеряемых параметров согласовывается с финотделом);
■ политику поставок; приоритетность в обслуживании потребителей;
■ отношение поставщиков к нашей фирме;
■ местоположение заводов-поставщиков;
■ форму работы;
■ организационно-правовые формы собственности, учредителей, распределение акций между акционерами;
■ перспективы заводов-поставщиков;
■ наличие товаров-заменителей, возможности организации поставок данной продукции;
■ наличие альтернативных поставщиков и их характеристику;
■ цены и условия поставок;
■ надежность поставок.
В этом блоке отслеживают индикаторы по угрозе «нестабильность поставок» (если подобная существует):
а) угроза: поставки прекращаются совсем (завод «сгорел»):
■ резкое снижение объема поставок (скажем, более чем на 50% ежемесячно) в течение трех месяцев,
■ остановка смежных заводов,
■ информация от «своего человека» на заводе;
б) угроза: объем выпуска завода ниже спроса:
■ степень удовлетворения заявок на поставку (своей фирмы и конкурентов) ниже 90%,
■ повышение цен по некоторым товарным группам более чем на 5% (список товарных групп согласовывают с руководите-
N лями отделов),
■ процент вложенных средств, по которым техника не была получена, превышает 10%,
■ информация от «своего человека» на заводе;
в) нестабильность поставок носит скачкообразный характер:
■ задержка поставок по договорам от недели до месяца за квартал по различным товарным группам,
■ остановка смежных и сборочных заводов,
■ изменения в законодательной базе,
■ резкое повышение рыночных цен (более чем на 5%).
Блок «Потребители»:
и характеристика конечных потребителей. Критерии выбора фирмой покупателей;
■ характеристика оптовых потребителей;
■ отношения с потребителями — суть договорных отношений, участие в рекламе, разделение ответственности, продвижение товаров,
стимулирование сбыта, товародвижение, форма оплаты, приоритетность в обслуживании потребителей;
■ ценовые взаимоотношения;
■ цели оптовых покупателей на своих рынках;
■ степень удовлетворенности потребителей продукцией фирмы;
■ наличие альтернативных потребителей и их характеристика;
■ отношение потребителей к инновациям в области товаров и сопутствующих услуг;
■ отношение потребителей к конкурентам;
■ наличие неудовлетворенного спроса.
В данном блоке отслеживают следующие индикаторы:
■ превышение величины затрат на стимулирование сбыта по от--ошению к валовому доходу 10%;
■ снижение удельного веса корпоративных клиентов до 35% и ме-
■ текучесть клиентов.
Блок «Органы власти»:
■ отношения с федеральными, региональными и местными законодательными органами власти (цели, характер отношений, эффективность взаимодействия);
■ то же — с исполнительными органами власти;
■ участие фирмы в мероприятиях и деятельности государственных органов управления;
■ участие фирмы в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;
■ взаимодействие фирмы с другими госструктурами. Блок «Общественные организации и СМИ»:
■ участие фирмы в работе общественных организаций;
■ отношения со СМИ;
■ использование СМИ для пропаганды целей фирмы и для рекламы;
■ участие фирмы в пропагандистских и благотворительных мероприятиях;
■ политика (научная, техническая, социальная), которую фирма проводит через СМИ.
Блок «Производство»:
■ характеристика продукции фирмы;
■ номенклатура и объемы выпускаемой продукции (в натуральном и стоимостном выражении);
■ графики производства;
■ нормирование работ;
■ уровень брака;
■ тенденции производительности;
■ инновационные возможности.
Блок «Мероприятия по противодействию угрозам»:
■ алгоритмы формирования предупреждения о реализации угрозы;
■ план мероприятий по парированию угроз;
■ планы мероприятий по смягчению последствий угроз;
■ планы мероприятий по смягчению последствий, если индикаторы не сработали;
■ планы мероприятий по перманентному противодействию угрозам;
■ реализация разработанных стратегических программ производится в соответствии с планами, представляемыми руководителями рабочих групп (или руководителями функциональных подразделений) на пленарное заседание, где они обсуждаются, а впоследствии утверждаются руководством фирмы. Аналогичный план создается и для стратегической базы данных, пример такого плана приведен в табл. 7.3.
выводы
1. Сформированный стратегический портфель определяет состав СОБ, в которых фирма собирается действовать.
2. Фирме при формулировании стратегических целей желательно установить, какое место она занимает в обществе, в котором она действует, к чему она стремится, какие и чьи потребности удовлетворяет, какие средства она готова использовать, каких норм и ценностей она придерживается.
3. Миссия организации — это сформулированное утверждение, раскрывающее ее основное предназначение в обществе и исповедуемое в ней систему ценностей, отличающих ее от всех других организаций.
4. Миссия формулируется не в терминах производимой продукции, а в терминах реализуемых базовых потребностей. Таким образом, в миссии должно быть отражено, какие конкретно интересы групп людей, с которыми организация взаимодействует, она учитывает.
5. Два вида миссии. Первый — это коротко и емко (весьма часто даже афористично) сформулированное утверждение, слоган, по своему характеру имеющий в основном имиджевую и рекламную направленность, документ для всеобщего пользования. Второй вид миссии — документ для внутреннего пользования, называемый «Положение о миссии организации», редко выносимый на всеобщее обозрение.
6. Миссия может разрабатываться отдельно для каждой СОБ или для организации в целом. Миссия, как и система стратегических целей фирмы, должна периодически пересматриваться.
7. Для построения системы стратегических целей фирмы воспользуемся понятием «дерева целей». Обычное дерево выглядит следующим образом: основной ствол, от него отходят несколько крупных ветвей. От каждой крупной ветви отходят несколько менее крупных. И от них в свою очередь отходят еще более мелкие.
8. Главные стратегические цели (цели нулевого уровня) устанавливаются руководством организации.
9. Важнейшими экономическими целями, безусловно, являются цели, задающие требования к будущей рентабельности, росту, доли рынка, которую фирма предполагает захватить, а также требования, определяющие стабильность деятельности фирмы на рынке.
10. Не менее важными экономическими целями, важными особенно в долгосрочной перспективе, в условиях нестабильной внешней среды являются цели, характеризующие стратегическую гибкость фирмы.
11. Предложена к использованию для оценки диагностики и позиционирования предприятия методика экспертной оценки конкурентного статуса предприятий на основе предложенных авторами моделей конкурентного статуса и гибкости. Конкурентный статус предложено оценивать по следующему уровню основных значений: сильный — свыше 0,64; средний — от 0,0625 до 0,64; слабый — менее 0,0625.
12. Новая экономико-математическая модель определения конкурентного статуса предприятия позволяет учесть функциональную связь между конкурентным статусом и гибкостью предприятия. Эта модель позволяет осуществить экономический диагноз и дать оценку существующему периоду развития предприятия, создать информационную базу для стратегического прогнозирования развития предприятия в данной экономической среде, что является очень важным моментом при постоянно изменяющейся внешней среде. Оценка конкурентного ста-
/ туса может послужить основой при выработке и принятии текущих и перспективных решений по повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий.
13. К внеэкономическим целям относятся филантропические цели и цели, характеризующие социальную ответственность фирмы перед обществом, а также цели, направленные на формирование определенного имиджа фирмы.
14. Достижение принятых стратегических целей предполагает разработку для каждой из них стратегической программы с ее последующей реализацией. Стратегическая программа должна определить, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута, в какие сроки, кто это обязан выполнить и во что это обойдется фирме.
15. В структуре программ целесообразно предусмотреть: этапы работы, их содержание и сроки; необходимые мероприятия и методы их проведения; состав рабочей группы, ответственных и исполнителей; оценку затрат на реализацию программы.
16. Информация должна постоянно пополняться и постоянно ис-' пользоваться, так как решение о той или иной стратегии всегда принимается в условиях неопределенности, скорость измене-
ния внешней среды в последние годы резко возросла, фирма не должна забывать о возможных угрозах своему существованию.
17. Стратегическая база данных нужна: для постоянного (планомерного) стратегического планирования, отслеживания индикаторов, формирования предупреждения об угрозах и принятия соответствующих мер.
18. В организации сбора информации и особенно в ее оценке и формировании вторичного массива информации должны принимать самое активное участие члены команды менеджеров, занимающейся разработкой стратегии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. По каким критериям оцениваются стратегические области бизнеса, входящие в портфель предприятия?
2. Какие концепции развития могут быть выбраны для каждой стратегической области бизнеса? Что они означают?
3. Какие подходы или стратегии возможны, с помощью которых фирма может добиться успеха в каждой стратегической области бизнеса?
4. Раскройте сущность стратегии максимизации прибыли.
5. В чем заключается стратегия роста?.
6. Чем отличается стратегия дифференцирования товаров и услуг от стратегии дифференцирования рынка? Расскажите о них.
7. Что такое миссия организации?
8. Какие два вида миссии существуют?
9. Что такое «дерево целей»? Для чего используется это понятие?
10. Кто устанавливает главные стратегические цели предприятия? Обоснуйте ответ.
11. Назовите цели нулевого уровня. На какие группы оНи подразделяются?
12. Какие цели относятся к экономическим? Обоснуйте ответ.
13. Как провести оценку положения предприятия на рынке, используя гибкость и конкурентный статус?
14. Что такое внеэкономические цели?
15. Что такое конкурентный статус? Как он рассчитывается?
16. Что называют стратегической программой? Чем она отличается от стратегической цели?
17. Что входит в структуру стратегических программ?
18. Какие требования предъявляются к информационному обеспечению стратегического планирования?
19. Какие требования предъявляются к стратегической базе данных и какие блоки должна она включать?
20. Кто должен принимать участие в организации сбора информации для стратегического планирования?
21. Какие данные должны входить в блок «Конкуренты»?
22. Назовите данные, входящие в блок «Поставщики».
23. Что такое блок «Потребители»? Какая информация туда входит?
24. Какая информация входит в блок «Органы власти»?
25. Назовите информацию, входящую в блок «Общественные организации и СМИ».
26. Что входит в блок «Производство»?
27. Какая информация входит в блок «Мероприятия по противодействию угрозам»?
ТЕСТЫ
1. Назовите критерии оценки стратегической области бизнеса:
а) рыночная потребность, которая может быть реализована
с помощью продукции и (или) услуг фирмы;
б) оценки конкурентоспособности технологии производства
товара (услуги), на которую будет ориентироваться
фирма;
в) регионы, в которых фирма ведет или намеревается вести
бизнес;
г) регионы, в которых фирма не ведет или не намеревается
вести бизнес;
д) оценки перспектив роста и рентабельности наряду с оцен
ками достоверности сформулированных выводов;
е) оценки стратегических капиталовложений в данную
СОБ;
ж) оценки соответствия принятой фирмой стратегии выяв
ленным возможностям;
з) оценки уровня управленческого аппарата фирмы и его
способности эффективно реализовать принятую страте
гию и выявленные возможности.
2. Развитие рынка означает:
а) рост фирмы планируется проводить путем увеличения доли фирмы на нынешнем рынке;
б) фирма планирует проводить уменьшение своей доли на
рынке;
в) завоевание своими нынешними товарами некоторой доли
нового рынка;
г) уход с рынка;
д) создание новых товаров и их реализацией на текущем
рынке;
е) диверсификация.
3. Как оценить степень конкурентного преимущества, которое
фирма предполагает получить в каждой СОБ:
а) перемножением оценки, характеризующей конкурентный
статус СОБ, и оценки, определяющей технологические
конкурентные возможности фирмы;
б) перемножением оценки, характеризующей конкурентный
статус СОБ, и оценки, определяющей гибкость фирмы?
4. Оптимальный стратегический портфель СОБ определяется:
а) по максимальному значению произведения итоговой
оценки степени синергизма, стратегической гибкости
и конкурентного преимущества и суммарной оценки на
бора СОБ;
б) по минимальному значению произведения итоговой оцен
ки степени синергизма, стратегической гибкости и кон
курентного преимущества и суммарной оценки набора
СОБ.
5. Стратегия максимизации доли рынка:
а) достигается путем минимизации стоимости производи
мых товаров и услуг и продаже их по ценам, равным или
меньшим, чем соответствующие цены конкурентов;
б) предусматривает географическое расширение рынка сбы
та, сегментирование рынка, стимулирование спроса с по
мощью искусственного устаревания.
6. Стратегия дифференцирования товаров и услуг:
а) направлена на удовлетворение специфических потребностей определенных групп покупателей, обусловленных их статусом, покупательской способностью, вкусами и др. Стратегия предполагает создание таких продуктов и ус-
луг, которые будут их отличать в глазах потребителей от продукции конкурентов;
б) связана с созданием у покупателей положительного имиджа товаров и услуг фирмы.
7. Миссия организации:
а) это сформулированное утверждение, раскрывающее ос
новное предназначение организации в обществе и испо
ведуемое в ней систему ценностей, отличающих ее от всех
других организаций;
б) связана с созданием у покупателей положительного имид
жа товаров и услуг фирмы.
8. Миссия формулируется:
а) в терминах производимой продукции;
б) терминах реализуемых базовых потребностей.
9. Какие конкретно интересы групп людей, с которыми орга
низация взаимодействует, она учитывает в миссии:
а) собственники организации;
б) ее сотрудники;
в) потребители;
г) деловые партнеры и конкуренты;
д) органы власти, средства массовой информации и другие
общественные организации;
е) общество в целом;
ж) местная администрация?
10. Назовите два вида миссий:
а) это коротко и емко (весьма часто даже афористично)
сформулированное утверждение, слоган, по своему харак
теру имеющий в основном имиджевую и рекламную на
правленность, так сказать, документ для всеобщего
пользования;
б) документ для внутреннего пользования, называемый
«Положение о миссии организации», который редко вы
носится на всеобщее обозрение.
в) характеристика рынка — организация определяет основ
ных потребителей.
11. В «Положении о миссии организации» обычно содержатся
следующие разделы:
а) описание продуктов (услуг), предлагаемых компанией;
б) характеристика рынка — организация определяет основ
ных потребителей;
в) стратегические цели на прогнозируемый период (цели ну
левого уровня, непосредственно «замкнутые» на миссию);
г) текущие задачи в настоящий период;
д) технология — характеристика оборудования, технологи
ческих процессов, инноваций в области технологии;
е) философия — базовые взгляды и ценности организации,
служащие основой для создания системы мотивации со
трудников;
ж) внутренняя концепция, в рамках которой организация
описывает собственное впечатление о себе, указывая ис
точники силы, основные слабости, степень конкуренто
способности, факторы выживания;
з) внешний образ, ее имидж, подчеркивающий экономиче
скую и социальную ответственность компании перед
партнерами, потребителями, обществом в целом.
12. На какие группы подразделяются стратегические цели ну
левого характера:
а) экономические;
б) внеэкономические;
в) философские?
13. Экономические цели — это:
а) цели, задающие требования к будущей рентабельности,
росту доли рынка, которую фирма предполагает захва
тить, а также требования, определяющие стабильность де
ятельности фирмы на рынке (например, допустимые от
клонения нормы рентабельности от года к году);
б) цели, характеризующие стратегическую гибкость фирмы;
в) филантропические цели;
г) цели, характеризующие социальную ответственность
фирмы перед обществом;
д) цели, направленные на формирование определенного
имиджа фирмы.
14. Оборонительная гибкость выражается:
а) количеством независимых покупателей, при этом под
независимыми покупателями понимают тех покупате
лей, чьи способности и желание совершить покупку
определяются различными экономическими тенденци
ями;
б) количеством альтернативных поставщиков, к услугам ко
торых фирма сможет обратиться при необходимости;
в) использованием фирмой технологий, в которых постоян
но происходит какое-то движение («плодотворных тех
нологий»);
г) успешными исследованиями и разработками, ведущими
ся в области новых технологий.
д) количеством рыночных сегментов фирмы, расположен
ных в разных экономических средах (например, в различ
ных регионах России);
е) количеством независимых технологий, используемых
в производстве.
15. Гибкость наступательная обеспечивается:
а) использованием фирмой технологий, в которых постоян
но происходит какое-то движение («плодотворных тех-
. нологий»);
б) количеством независимых покупателей, при этом под не
зависимыми покупателями понимают тех покупателей,
чьи способности и желание совершить покупку опреде
ляются различными экономическими тенденциями;
в) количеством альтернативных поставщиков, к услугам
которых фирма сможет обратиться при необходимости;
г) успешными исследованиями и разработками, ведущими
ся в области новых технологий.
д) количеством рыночных сегментов фирмы, расположен
ных в разных экономических средах (например, в различ
ных регионах России);
е) количеством независимых технологий, используемых
в производстве.
16. Какие факторы оказывают существенное влияние на фак
тическую гибкость:
а) устойчивость к обновлению;
б) мобильность;
в) количество работников?
17. Если фирма имеет сильный конкурентный статус, значит,
она является:
а) одной из самых эффективных в измеряемом сегменте
рынка;
б) одной из самых неэффективных в измеряемом сегменте
рынка;
в) средней в измеряемом сегменте рынка.
18. Назовите внеэкономические цели:
а) филантропические цели;
б) цели, характеризующие социальную ответственность
фирмы перед обществом;
в) цели, направленные на формирование определенного
имиджа фирмы;
г) цели, задающие требования к будущей рентабельности,
росту доли рынка, которую фирма предполагает захва
тить, а также требования, определяющие стабильность де-
. ятельности фирмы на рынке (например, допустимые отклонения нормы рентабельности от года к году);
д) цели, характеризующие стратегическую гибкость фирмы.
19. Стратегическая программа должна определить:
а) что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута,
в какие сроки, кто это обязан выполнить и во что это обой
дется фирме;
б) какие конкретно интересы групп людей, с которыми орга
низация взаимодействует, она учитывает.
20. В структуре программ целесообразно предусмотреть:
а) этапы работы, их содержание и сроки;'
б) подэтапы работы, их содержание и сроки;
в) необходимые мероприятия и методы их проведения;
г) состав рабочей группы, ответственных и исполнителей;
д) оценку затрат на реализацию программы.
21. Какие блоки входят в состав стратегической базы данных
(СБД):
а) допущения и ограничения, принятые при стратегическом
планировании;
б) миссия и система стратегических целей фирмы, страте
гические программы и планы, обеспечивающие достиже
ние поставленных целей;
в) мнения, установки и предпочтения руководителей
фирмы;
г) стратегические области бизнеса, в которых работает или
предполагает работать фирма (представляющие интерес
для фирмы);
д) наиболее важные факторы внешней и внутренней среды;
е) конкуренты;
ж) работники предприятия?
22. Какая информация входит в блок «Конкуренты»:
а) перечень конкурентов;
б) образ фирм-конкурентов;
в) параметры, контролирующие изменение образа фирмы-
конкурента (переключение на новые виды продукции, но
вую технологию, закрытие старых направлений и т.п.);
г) рынки, на которых действуют конкуренты, и их доля на
этих рынках. Номенклатура и объемы продаж на этих
рынках;
д) ценовая политика и политика в области сбыта — скидки,
оптовые продажи, розничные продажи, дилерская сеть
и т.п.;
е) финансовое состояние поставщиков;
ж) отношение поставщиков к нашей фирме?
ГЛАВА 8 БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Для предпринимательства наиболее характерны планы и программы реализации отдельной сделки и проведения основ операций, составляющих сделку. Если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, то, планируя их во взаимодействии, приходится иметь дело с планированием предпринимательской деятельности как непрерывного процесса. Поскольку предпринимательство в той его части, которая непосредственно связана с задачей получения прибыли, правомерно отождествлять с бизнесом, планы осуществления предпринимательских проектов получили в зарубежной практике название бизнес-планов. Целью разработки бизнес-плана является:
1) поиск инвесторов:
2) стратегическое представление перспективы развития предпринимателя. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
■ определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках,
■ сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии,
■ выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации,
■ оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей,
■ определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.,
■ оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей,
■ предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана имеет следующие достоинства:
■ заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы;
■ позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
■ устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последнего контроля;
■ заставляет руководителей четче и конкретнее определять свои цели и пути их достижения;
■ делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
■ наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких остроконцептуальных задач, как:
1) подготовка заявок существующих и вновь созданных частных и акционерных фирм на получение кредитов;
2) обоснование предложенной приватизации государственных предприятий;
3) открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
4) перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов направлений способов осуществления коммерческих операций;
5) составление проектов эмиссии ценных бумаг;
6) выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Наличие достаточно ясной цели позволяет охарактеризовать бизнес-план как одноцелевой, программный, бизнес-план, по сути, приближается к целевой программе, своеобразие которой заключено в специфике целей, масштабов и способов действий.
Бизнес-план можно рассматривать как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение целей получения максимально возможной прибыли.
Для упрощения этого определения можно отметить, что в отличие от целевых комплексных программ в бизнес-плане основное вни-
мание сосредоточено на финансово-экономических аспектах достижения успеха, тогда как научно-технические, технологические, социальные стороны представлены в нем менее детально.
При формировании бизнес-плана важно не упустить из виду фактор времени. Кроме величины прибыли, цель должна аккумулировать в себе и привязку этой величины ко времени его получения. Следовательно, наряду с общей массой ожидаемой прибыли необходимо знать, как она будет распределяться во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных ресурсах и воздействии инфляции, умаляющей значение арифметического прироста денег.
При первичной оценке целесообразности предпринимательского проекта необходимо учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую можно получить, помещая затрачиваемые денежные средства в банк (сберегательный).
Иначе есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.
Существует несколько методик составления бизнес-плана. Вот две из них.
Разделы бизнес-плана (по В.И. Бурову):
1. Возможности фирмы (резюме).
2. Виды товаров (услуг).
3. Рынки сбыта товаров (услуг).
4. Конкуренция на рынках сбыта (услуг).
5. План маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
9. Оценка риска и страхование.
10. Финансовый план.
11. Стратегия финансирования.
Методика составления бизнес-плана (по П.В. Липсицу):
1. Принятие решения о создании дела или реализации коммерческого проекта.
2. Анализ собственных возможностей и способностей.
3. Выбор изделия или услуг, которые будут являться целью проекта.
4. Исследование возможного рынка сбыта.
5. Составление прогноза объемов сбыта.
6. Выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности.
7. Разработка плана производства.
8. Разработка плана маркетинга.
9. Разработка организационного плана.
10. Разработка юридической схемы будущий юридической деятельности.
11. Решение вопросов организации бухгалтерского учета.
12. Решение вопросов страхования.
13. Разработка финансового плана.
14. Написание резюме к бизнес-плану.
Наряду с главной, определяющей целью, в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи, достигаемые посредством проведения намечаемой сделки. Среди них в первую очередь нужно отметить социальные цели, связанные с удовлетворением первейших запросов населения, преодолением дефицита товаров и услуг, оздоровлением экологической обстановки, улучшением психологического климата в стране, созданием новых духовных, культурных ценностей, развитием научно-технического и творческого потенциала, расширением деловых контактов, межрегиональных связей.
Рис. 8.1. Схема составления бизнес-плана по П.В. Липсицу
С учетом интересов предпринимателя, кроме чисто финансового эффекта получения денежной прибыли, выдвигаются задачи повышения статуса руководства фирмы в результате успешного осуществления проекта сделки.
Эту цель предпринимательской сделки правомерно видеть в развитии и укреплении экономического, производственного, финансового, технологического,. научного, образовательного, духовного потенциала, что служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок. Столь же значимо будет, по мере роста конкуренции и борьбы за рынки сбыта и за выгодного покупателя, повышение престижа, порождаемого известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг фирмы.
Одновременно с указанными могут преследоваться иные цели и задачи: развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в ассоциации и другие, которые так или иначе учитываются в бизнес-плане. Формулировка целей и задач может находить свое плановое выражение как в количественной, так и в качественной форме в зависимости от их вида.
В числе особых задач предпринимательства нужно выделить благотворительность, проявляющуюся в отчислении части, а иногда и всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, благотворительных организаций и фондов, местного либо государственного бюджета. Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот (хотя и не исключены и «души сердечные порывы»).
Обобщенное резюме или сводный раздел бизнес-плана представляет основные идеи и содержание плана в миниатюре. Так как многие из тех, кто заинтересован в ознакомлении с бизнес-планом, могут ограничиться внимательным чтением только резюмирующего раздела, то его надо сделать наиболее четким, лаконичным и убедительным. Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и неспециалисту, предельно прост и лаконично изложен, минимум специальных терминов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Возможности фирмы (резюме). Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1—2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту. С этой целью в резюме указываются следующие данные:
■ полное название, юридический адрес предприятия-инициатора проекта;
■ описание предприятия, его специфики;
■ краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале предприятия;
■ цель составления бизнес-плана;
■ цели предприятия;
■ краткая характеристика конъюнктуры рынка:
■ суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели);
■ результаты реализации проекта:
■ факторы риска проекта;
■ совокупная стоимость проекта и потребность в финансировании с описанием условий кредитования, гарантии по возврату кредита;
■ объем средств, которые инициатор инвестирует в проект.
Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он
не произведет благоприятного впечатления на инвесторов, то дальше они бизнес-план просто не будут смотреть. В целом резюме должно дать ответы будущим кредиторам или инвесторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса:
1) что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана;
2) каков риск потери ими денег.
Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность во всех остальных разделах бизнес-плана.
Резюмирующий сводный раздел, будучи ядром всего плана, аккумулируя в себе определенные показатели, создается и постоянно уточняется по мере проработки плана и завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.
Виды товаров (услуг). В этом разделе бизнес-плана описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.
Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы.
В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:
1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.
2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).
3. Название товара.
4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги)?
5. Регулярно ли покупаются эти товары (услуги)? -
6. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
7. Дорогие Ли это товары (услуги) или нет?
8. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?
9. Сколь долго эти товары (услуги) будут оставаться на рынке?
10. На каких рынках и каким образом они продаются?
11. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет основное преимущество предлагаемых товаров в глазах потребителей? В чем их недостатки?
12. Каковы особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг?
13. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?
14. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты, которые требуются для их производства? Какова прибыль, которую будет приносить продажа одной единицы каждого товара (услуги)?
15. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?
16. На какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент?
17. Имеются ли предложения о модернизации товаров или услуг и дальнейшем расширении (сокращении) их производства или предоставления?
18. Учитываются ли мнения потребителей при разработке новых товаров или их модернизации?
19. Каковы особенности дизайна товаров?
20. Каковы особенности упаковки товаров?
21. Как организовано послепродажное обслуживание товаров, если это технические изделия?
22. Имеет ли товар фирменную марку?
Для товаров (услуг), реализуемых на внешних рынках, необходимо дополнительно ответить на вопросы:
23. Необходимо ли переходить к другой системе измерения?
24. Необходимо ли вносить конструктивные изменения?
'25. Приемлемы ли для страны-рынка название, цвет, упаковка товаров?
26. Приемлемы ли для страны-рынка язык, содержание и диаграммы в инструкциях, прилагаемым к товарам?
Рынок и конкуренция. Многие российские предприниматели
склонны недооценивать опасности конкуренции, отмечая: «У нас нет
, конкурентов». Отчасти это верно (в узком смысле слова), поскольку
российская, а ранее советская, экономика была сверхспециализирова-
на и, как следствие, сверхмонополизирована.
Однако даже если фирма единственный производитель и продавец в отрасли, она неминуемо сталкивается с конкурентными силами — ими могут быть новые (потенциальные) конкуренты, внедряющиеся в отрасль, конкуренция со стороны товаров-заменителей, поставщиков (продавцов), клиентов (покупателей).
Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одна из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке — иностранные компании, которые привлекают покупателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой и дизайном товара. Эти фирмы не делают скидки на неопытность российских предпринимателей и общее несовершенство рынка, они действуют жестко, подчиняясь собственным стратегическим целям, а не нашим представлениям о конкуренции. Следовательно, в конкурентной борьбе с ними отечественные предприятия должны прибегать не к доморощенным рецептам и отжившим представлениям, а к апробированным в международной практике конкурентным стратегиям, в том числе и в первую очередь к тем, которые были предложены М. Портером: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование. В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение.
Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить:
■ как лучше реализовать ее;
■ нужна ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.);
■ какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии;
■ нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет об уже действующем предприятии). Если традиционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться;
■ возможно ли повышение прибыли без изменения текущей конкурентной позиции фирмы (это также вопрос для уже работающего
предприятия).
Если предприниматель всерьез решил изменить свою стратегию или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:
■ степень вероятности ответных действий;
■ их возможное воздействие на фирму;
■ когда это может произойти;
■ насколько агрессивными они будут;
■ есть ли возможность уклониться от особо агрессивных воздействий.
План производства. Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреб-1 лять применением технического жаргона, так как читать этот раздел скорее всего будут люди без специального инженерного образования.
Вместе с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и их обоснование, все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане.
Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчеты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы:
1. Каковы основные методы производства и технологии?
2. Какова общая структура производственного процесса, операции по выпуску товара? Возможно ли достижение преимущества в операциях? Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков.
3. Какое сырье и материалы необходимы? Кто основные постав-
щики фирмы? Указать их имена и адреса.
4. Выявлены ли критические факторы («узкие места»)? Ими могут быть поставщики, время, затрачиваемое на те или иные операции и т.д.
5. Какие мощности необходимы для организации производства? Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты (издержки), связанные с расширением мощностей, и период расширения?
6. Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба про-
изводства? Какова предполагаемая структура издержек?
7. Как часты случаи дублирования, непредвиденные обстоятель-
ства при выполнении производственных операций?
8. Как осуществляется контроль качества?
9. Описание оборудования, как существующего, так и необходимого, как осуществляется его выбор?
10. Где будет расположено производство? Требования к производству со стороны месторасположения и географических условий.
11. Какова рабочая сила, необходимая для ведения производства сегодня и в будущем? Соответствует ли квалификация работников возможностям и специфике оборудования?
План маркетинга. Чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка содержит маркетинговый раздел бизнес-плана.
Мало просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, т.е. создать платежеспособный спрос на свой товар. В российском предпринимательстве не сложилась маркетинговая деятельность. Среди всех элементов устойчивых традиций маркетинговой деятельности преобладает реклама. Между тем планирование маркетинга насущно необходимо.
Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы:
1. Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т.д. можно выделить? Другими словами, каковы основные сегменты этого рынка? На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?
2. На какое место (долю) в определенном сегменте рынка может претендовать бизнес? Определяя свою позицию на рынке, намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?
3. Какова основная методика расчета цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?
4. Какие каналы распространения товаров будет использовать фирма? Будет ли она прибегать к услугам оптовых и (или) розничных торговцев или предлагать товар потребителю напрямую, без посредников (например, через фирменные магазины-салоны)? Чем обоснован выбор тех или иных посредников?
5. Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своих товаров? Какие из способов продвижения — рекламу, стимулирование сбыта, пропаганду, личные продажи — намерена применять? Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров? Будет ли организован отдел по связям с общественностью?
6. Будет ли фирма применять систему технических гарантий на свою продукцию? Как планирует организовать послепродажный сервис?
Организационный план. В этом разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а также сведения о персонале, работающем на ней.
Рассмотрим содержание раздела «Организационный план». В нем можно выделить следующие группы вопросов.
/. Организационная структура фирмы.
1. Организационная схема управления фирмой.
2. Состав подразделений и их функции.
3. Организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы и др.
II. Рабочая сила, не связанная с управлением.
1. Потребность в кадрах по профессиям.
2. Квалификационные требования.
3. Форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т.д.).
4. Заработная плата по профессиям.
(Следующую группу вопросов желательно представить в виде таблицы.)
5. Наличие квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы и месторасположения фирмы.
6. Вид специальной подготовки, требующейся для работников фирмы.
7. Дополнительные материальные льготы для сотрудников фирмы (страхование за счет фирмы, доплата за использование личного автотранспорта в служебных целях, дотации на питание и т.д.) в сравнении с другими фирмами в том же географическом районе и в той же
отрасли промышленности.
8. Режим труда на фирме и сменяемость рабочей силы.
III. Управленческий персонал.
При описании управленческих кадров фирмы, помимо части вопросов из предыдущей группы, необходимо дополнительно указать общие сведения об исполнительных работниках и руководящем персонале:
1) владение акциями фирмы;
2) функциональные обязанности;
3) права и полномочия;
4) опыт работы;
5) достоинства и слабые места;
6) рекомендации по самосовершенствованию;
7) система стимулирования труда управленческих работников;
8) материальные стимулы;
9) моральные стимулы.
IV. Кадровая политика фирмы
1. Принципы отбора сотрудников.
2. Принципы найма (контрактная система, «пожизненный» найм, испытательный срок и т.д.).
3. Создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
4. Выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников.
5. Система продвижения работников по службе (система «профессионального продвижения», работа с резервом).
Правовое обеспечение деятельности фирмы. В этом разделе приводится вся информация, связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности фирмы.
Рассмотрим содержание раздела «Правовое обеспечение деятельности фирмы». В разделе необходимо осветить правовые аспекты деятельности фирмы:
1) дату создания и регистрации;
2) где и кем она зарегистрирована;
3) учредительные документы;
4) зарегистрированный офис;
5) форму собственности;
6) наиболее значительных пайщиков (акционеров) фирмы;
7) для акционерного общества:
а) количество разрешенных к выпуску акций,
б) количество выпущенных и обращающихся акций,
в) стоимость одной акции;
8) аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям;
9) копии лицензий на виды деятельности, являющиеся предметом рассмотрения в бизнес-плане;
10) копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности;
11) изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы и другие документы (патенты, контракты, договора на аренду, торговые марки и знаки и т.д.).
При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать следующие позиции;
12) как государство, в котором предполагается вести деятельность, защищает интересы зарубежных предпринимателей;
13) наличие в этой стране государственных, частных и общественных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатывающих стандарты на габариты и вес продукции и т.д.;
14) особенности правовой системы страны рынка в части:
а) налоговой системы,
б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающую сре-
ДУ»
в) патентной защиты,
г) правил техники безопасности,
д) правил, определяющих порядок регистрации торговой мар
ки и проведения рекламной кампании,
е) основных прав потребителей и системы их защиты,
ж) правил, запрещающих использование определенных мате
риалов, и т.д.
Оценка риска и страхование. Проблема риска и дохода в производственной и финансовой деятельности предприятия является одной из главных. Для промышленного предприятия риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности.
Современная экономическая ситуация, в которой работают промышленные предприятия, неблагоприятна. Конъюнктура рынка изменяется, и поэтому промышленные предприятия постоянно сталкиваются с риском, так как происходят перемены в положении конкурентов, измеряются условия и формы финансирования, система налогообложения и т.д. Поэтому при разработке бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации.
Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ пред-I полагает определение размера риска, что является более сложной задачей. Количественный анализ риска предприятие может провести, испол