Любая организация является открытой системой. Получая из внешней среды ресурсы, она перерабатывает их в продукцию и услуги, которые предоставляет потребителям для удовлетворения их потребностей. Поэтому фирме при формулировании стратегических целей желательно установить, какое место она занимает в обществе, в котором она действует, к чему она стремится, какие и чьи потребности удовлетворяет, какие средства она готова использовать, каких норм и ценностей она придерживается. На этой основе можно разрабатывать уже конкретные стратегические цели, привязанные к определённым субъектам деятельности и моментам времени. Передовые фирмы так и поступают, выступая с заявлением о миссии своей организации. Передовые, но далеко не все. Некоторые руководители не приучены мыслить в терминах «моя фирма и общество» и серьезно утверждают, что их миссия — «получить прибыль». Печальный опыт таких организаций известен.
Миссия организации — это сформулированное утверждение, раскрывающее ее основное предназначение в обществе и исповедуемую в ней систему ценностей, отличающих ее от всех других организаций. Когда мы говорим об основном предназначении организации, то имеем в виду, что в миссии должно быть указано, чьи и какие интересы реализует организация и за счет каких решений это достигается. Важно, что миссия формулируется не в терминах производимой продукции, а в терминах реализуемых базовых потребностей. Таким образом, в миссии должно быть отражено, какие конкретно интересы групп людей, с которыми организация взаимодействует, она учитывает. К этим группам относятся (V):
■ собственники организации;
■ ее сотрудники;
■ потребители;
■ деловые партнеры и конкуренты;
■ органы власти, средства массовой информации и другие общественные организации;
■ общество в целом.
Возможны два вида миссии. Первый — это коротко и емко (весьма часто даже афористично) сформулированное утверждение, слоган по своему характеру, имеющий в основном имиджевую и рекламную направленность, так сказать, документ для всеобщего пользования.
Из примеров, широко представленных в литературе, можно привести два.
Фирма Derbit International действует на рынке покрытий для крыш и изготавливает битумные пленки. Она формулирует свою миссию следующим образом: «Мы в партнерстве с эксклюзивными дистрибьюторами и квалифицированными кровельщиками продаем решения гарантированной водонепроницаемости крыш». Обратите внимание: компания продает не пленки, а решения водонепроницаемости. Очень грамотно! Четко указано на потребности, удовлетворяемые фирмой, а не на продукцию, которая может претерпевать изменения с течением времени.
Фирма Otis Elevator работает на двух тесно связанных рынках:
1) разработка, изготовление и установка лифтов, эскалаторов и движущихся тротуаров;
2) обслуживание установленного оборудования.
Ее миссия такова: «Наш бизнес состоит в перемещении людей и материалов вертикально и горизонтально на короткие расстояния... и пока наши лифты работают хорошо, люди не замечают их... Наша задача — остаться незамеченным».
И здесь миссия устанавливает позицию фирмы по отношению к рынку, ориентируясь на его запросы. В миссии отражено не только то, чем собирается заниматься компания, но и то, чем заниматься она не предполагает («мы претендуем на организацию перемещений лишь на короткие расстояния»). Кроме того, в миссии закреплена основная идея; формирующая стиль работы компании — мы должны работать так хорошо, чтобы люди не замечали, что мы работаем. Это и есть высший класс.
Второй вид миссии — документ для внутреннего пользования, называемый «Положение о миссии организации», который редко выносится на всеобщее обозрение.
В положении о миссии организации обычно содержатся следующие разделы:
■ описание продуктов (услуг), предлагаемых компанией;
■ характеристика рынка — организация определяет основных потребителей;
■ стратегические цели на прогнозируемый период (цели нулевого уровня, непосредственно «замкнутые» на миссию);
■ технология — характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
■ философия — базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации сотрудников;
■ внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, факторы выживания;
■ внешний образ, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.
К сожалению, довольно часто в миссиях встречаются общие, набившие оскомину фразы, весьма напоминающие заклинания, типа «Мы с потребителями одна семья», «Мы не боимся трудностей, а преодолеваем их...» и т.п. Все это хорошо, если утверждения, содержащиеся в миссии, затем подкреплены соответствующими конкретными целями, достижение которых как раз и подтверждает провозглашенные ло-унги. Скажем, объявляя в миссии трогательную заботу о благополучии сотрудников, неплохо включить в систему стратегических целей и такую, например: «Отказ от массовых сокращений сотрудников». Уверяя общество и партнеров в постоянном внимании к нуждам потребителей, стоит ^записать в числе целей конкретные задания по поддержанию регулярных контактов с корпоративными клиентами. Тогда
миссия действительно станет базой для установления целей организации, определит направленность и допустимые границы ее функционирования.
Отметим еще два обстоятельства. Миссия может разрабатываться отдельно для каждой СОБ или для организации в целом. Это первое. И второе: для миссии должен быть указан определенный временной горизонт, в котором она и имеет смысл. В других временных рамках миссия будет выглядеть по-иному. Последнее означает, что миссия, как и система стратегических целей фирмы, должна периодически пересматриваться.
Осознание важности стратегического планирования порой приводит к таким казусам, когда отдельные руководители требуют разрабатывать свою миссию от цехов и других подразделений фирмы. Нередки и другие картины: многие процветающие фирмы не только не имеют своей миссии, но даже слышать не слышали о том, что это такое.