Миссия организации

Любая организация является открытой системой. Получая из внешней среды ресурсы, она перерабатывает их в продукцию и услу­ги, которые предоставляет потребителям для удовлетворения их по­требностей. Поэтому фирме при формулировании стратегических це­лей желательно установить, какое место она занимает в обществе, в котором она действует, к чему она стремится, какие и чьи потребно­сти удовлетворяет, какие средства она готова использовать, каких норм и ценностей она придерживается. На этой основе можно разрабаты­вать уже конкретные стратегические цели, привязанные к определён­ным субъектам деятельности и моментам времени. Передовые фирмы так и поступают, выступая с заявлением о миссии своей организации. Передовые, но далеко не все. Некоторые руководители не приучены мыслить в терминах «моя фирма и общество» и серьезно утверждают, что их миссия — «получить прибыль». Печальный опыт таких органи­заций известен.





Миссия организации — это сформулированное утверждение, рас­крывающее ее основное предназначение в обществе и исповедуемую в ней систему ценностей, отличающих ее от всех других организаций. Когда мы говорим об основном предназначении организации, то име­ем в виду, что в миссии должно быть указано, чьи и какие интересы реализует организация и за счет каких решений это достигается. Важ­но, что миссия формулируется не в терминах производимой продук­ции, а в терминах реализуемых базовых потребностей. Таким образом, в миссии должно быть отражено, какие конкретно интересы групп людей, с которыми организация взаимодействует, она учитывает. К этим группам относятся (V):

■ собственники организации;

■ ее сотрудники;

■ потребители;

■ деловые партнеры и конкуренты;

■ органы власти, средства массовой информации и другие обще­ственные организации;

■ общество в целом.

Возможны два вида миссии. Первый — это коротко и емко (весь­ма часто даже афористично) сформулированное утверждение, слоган по своему характеру, имеющий в основном имиджевую и рекламную направленность, так сказать, документ для всеобщего пользования.

Из примеров, широко представленных в литературе, можно при­вести два.

Фирма Derbit International действует на рынке покрытий для крыш и изготавливает битумные пленки. Она формулирует свою миссию следующим образом: «Мы в партнерстве с эксклюзивными дистрибь­юторами и квалифицированными кровельщиками продаем решения гарантированной водонепроницаемости крыш». Обратите внимание: компания продает не пленки, а решения водонепроницаемости. Очень грамотно! Четко указано на потребности, удовлетворяемые фирмой, а не на продукцию, которая может претерпевать изменения с течени­ем времени.

Фирма Otis Elevator работает на двух тесно связанных рынках:

1) разработка, изготовление и установка лифтов, эскалаторов и движущихся тротуаров;

2) обслуживание установленного оборудования.

Ее миссия такова: «Наш бизнес состоит в перемещении людей и материалов вертикально и горизонтально на короткие расстояния... и пока наши лифты работают хорошо, люди не замечают их... Наша задача — остаться незамеченным».


И здесь миссия устанавливает позицию фирмы по отношению к рынку, ориентируясь на его запросы. В миссии отражено не только то, чем собирается заниматься компания, но и то, чем заниматься она не предполагает («мы претендуем на организацию перемещений лишь на короткие расстояния»). Кроме того, в миссии закреплена основная идея; формирующая стиль работы компании — мы должны работать так хорошо, чтобы люди не замечали, что мы работаем. Это и есть выс­ший класс.

Второй вид миссии — документ для внутреннего пользования, называемый «Положение о миссии организации», который редко вы­носится на всеобщее обозрение.

В положении о миссии организации обычно содержатся следу­ющие разделы:

■ описание продуктов (услуг), предлагаемых компанией;

■ характеристика рынка — организация определяет основных по­требителей;

■ стратегические цели на прогнозируемый период (цели нулево­го уровня, непосредственно «замкнутые» на миссию);

■ технология — характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

■ философия — базовые взгляды и ценности организации, служа­щие основой для создания системы мотивации сотрудников;

■ внутренняя концепция, в рамках которой организация описы­вает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, ос­новные слабости, степень конкурентоспособности, факторы выжива­ния;

■ внешний образ, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потреби­телями, обществом в целом.

К сожалению, довольно часто в миссиях встречаются общие, на­бившие оскомину фразы, весьма напоминающие заклинания, типа «Мы с потребителями одна семья», «Мы не боимся трудностей, а преодоле­ваем их...» и т.п. Все это хорошо, если утверждения, содержащиеся в миссии, затем подкреплены соответствующими конкретными целя­ми, достижение которых как раз и подтверждает провозглашенные ло-унги. Скажем, объявляя в миссии трогательную заботу о благополу­чии сотрудников, неплохо включить в систему стратегических целей и такую, например: «Отказ от массовых сокращений сотрудников». Уве­ряя общество и партнеров в постоянном внимании к нуждам потреби­телей, стоит ^записать в числе целей конкретные задания по поддержа­нию регулярных контактов с корпоративными клиентами. Тогда





миссия действительно станет базой для установления целей организа­ции, определит направленность и допустимые границы ее функцио­нирования.

Отметим еще два обстоятельства. Миссия может разрабатывать­ся отдельно для каждой СОБ или для организации в целом. Это пер­вое. И второе: для миссии должен быть указан определенный времен­ной горизонт, в котором она и имеет смысл. В других временных рамках миссия будет выглядеть по-иному. Последнее означает, что миссия, как и система стратегических целей фирмы, должна периодически пере­сматриваться.

Осознание важности стратегического планирования порой приво­дит к таким казусам, когда отдельные руководители требуют разраба­тывать свою миссию от цехов и других подразделений фирмы. Неред­ки и другие картины: многие процветающие фирмы не только не имеют своей миссии, но даже слышать не слышали о том, что это такое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: