Вот примеры учения о бестелесности:
"Души, в сравнении со смертными телами, бестелесны" [19] (Святитель Ириней Лионский)
"Все души и все умные естества... по природе своей бестелесны" [20] (Ориген)
"... Душа, как нечто невещественное и бестелесное..." [21] (Святитель Григорий Нисский)
"Всякое тело движимо либо извне, либо изнутри; и если извне, то будет неодушевленным, если же изнутри - одушевленным. Если душа [есть] тело [и] если она движима извне, то она неодушевленна, если же изнутри - одушевленна. Но нелепо называть душу одновременно одушевленной и неодушевленной. Стало быть, душа - не тело" [22] (Епископ Немезий Емесский)
"...Душа - не тело" [23] (Преподобный Максим Исповедник)
"...Она [т.е. душа] есть субстанция (сущность) самоцельная и бестелесная" [24] (Епископ Немезий Емесский)
"Душа есть сущность мысленная (разумная), бестелесная, бессмертная" [25] (Псевдо-Афанасий)
Если принять оговорку святителя Иринея Лионского "в сравнении со смертными телами", то бестелесность надо понимать условно, что помогло бы понять прямо противоположные высказывания отцов.
|
|
"Душа имеет невидимое тело, имеет свой облик, границу" [26] (Тертуллиан)
"А души, будучи духовными телами, устроены Создателем и Творцом всего..." [27] (Священномученик Мефодий Патарский)
"...Душа, будучи тонким телом, обложилась и облеклась членами сего тела" [28] (Преподобный Макарий Египетский)
Противоречие это могло бы быть безысходным, если бы между двумя этими позициями не находилось бы нечто среднее.