Происхождение души Адама

Библейский текст (Быт.2:7), который считают основным откровением о сотворении человека, остается весьма загадочным, но иного - более значимого - нам не дано. Святоотеческая традиция толкования сотворения человека хотя и разнится в деталях, но все-таки имеет общее основание.

1. Прежде всего следует видеть, что душа и тело созданы по-разному: тело из "праха земного", а душа - от Бога. В этой разности святые отцы усматривали отличительную особенность души человека, ее божественную самобытность.

"Вдунул Бог в лицо человека дыхание жизни, и соделался человек душою живою, а дыхание жизни бестелесно" [48] (Святитель Ириней Лионский)

"Не находите ли нелепым, что вы, люди, ставшие творением Бога и от Него восприявшие душу... рабствуете иному владыке?" [49] (Климент Александрийский)

"Моисей говорит, что тело создано от земли... душа же разумная вдунута свыше в лицо от Бога" [50] (Он же)

Как видим, следование Книге Бытия почти буквальное. Но здесь возникают два вопроса: одновременно ли созданы душа и тело, а если нет, то каков в этом смысл - иерархический или нет? Святитель Иоанн Златоуст считал, что душа "вдунута" позже:

"...При... образовании человека прежде является тело, затем душа, которая драгоценнее..." [51]

Напротив, блаженный Феодорит Киррский считал их творением одновременным:

"Душа создана вместе с телом..." [52]

Так же и преподобный Исаак Сирин:

"Невозможно, чтобы душа получила бытие и была рождена без совершенного образования тела с его членами" [53]

Так же и святитель Григорий Нисский:

"...Неправильно думать, что душа произошла прежде тела, или тело создалось без души" [54].

Как мы уже видели (см. "Сущность души" - 5.2.1.), душа, согласно традиции античной философии, понималась и как качество, и как сущность. Если различать два эти понятия, то можно предположить, что как сущность душа сотворена и входит в тело позже, а как жизнь тела появляется вместе с ним. Понятия "позже", "вместе" или "прежде" у святых отцов нельзя понимать во временном контексте, они имеют иерархическое значение.

Иерархия строения человека прослеживается и в библейской, и в святоотеческой антропологии. Превосходство души не просто сущностное, но и функциональное, к нему относятся такие качества, какие есть у хозяина по отношению к своей собственности, у господина - к рабу. Например, святитель Ириней Лионский пишет:

"Душа - мастер, художник. Тело - орудие, инструмент" [55].

О соотношении души и тела мы поговорим далее, но отметим, что в самом творении души уже заложен иерархический принцип. Душа сотворена иначе, иным творческим Божиим актом; ее сущность иноприродна остальному космосу и соприродна божественной благодати, и в человека она вложена как высшее, лучшее, господское начало.

Что касается Адама, то вся антропология однозначна в том, что душа егосотворена Богом. О душе Евы Библия не говорит ничего, но вся святоотеческая традиция относит ее душу к такому же, как и у Адама, творческому акту Господа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: