Православные и баптисты

В чем наше отличие

Чтобы говорить об отличительности нашей церкви от других деноминаций, прежде всего, нужно сказать о том, что нас объединяет с другими христианами. Внешним определяющим фактором христианства является христианский символ веры (основные доктрины). Св. Августин как-то сказал об отличии разных взглядов внутри церкви: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, а во всем – любовь». Так вот, в главном (а это символ веры) мы едины со всеми истинными христианами.

Христианский символ веры (основные постулаты или учения веры)[1] является нашим «святая святых». Те, кто придерживаются этих истин в своем сердце, являются нашими братьями во Христе, как бы они не назывались, и как бы не складывались наши внешние отношения на практике. А те взгляды и учения, которые выходят за эти рамки, искажают одну или несколько христианских доктрин, псевдо-христианские или просто – лжеучения.

Но вот среди тех, кто признает христианский символ веры, есть различия. Это те вещи, как говорил Августин, в чем допустима определенная свобода. По большей части это касается традиций или тех богословских сторон, которые не несут основополагающую функцию в христианстве.

Поэтому для ясности, мы решили представить информацию об отличительности нашей церкви с разными христианскими группами. В этой книге мы будем говорить о нашем отличии с православными. При этом, важно отметить, что материал собран в контексте именно русского баптизма и русского православия, которых олицетворяет Российский Союз Евангельских христиан-баптистов и Московская Патриархия.

«Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса»

2-е Коринфянам 4:1-5


ПРАВОСЛАВНЫЕ И БАПТИСТЫ

Православие, как древняя историческая церковь имеет богатое наследие и в самом себе несет множество различных, порой даже трудно примиримых между собой взглядов. Среди них есть и те, которых придерживается баптистская церковь. Поэтому дотошный исследователь может обнаружить много родственного между нашими церквами и сказать: «Ну, и зачем нужно было расходиться? Ведь все – одно!». Тем более, что когда-то это была одна церковь. Просто постепенно разногласия внутри церкви привели к ее разделению. Поэтому, хотя символ веры у нас действительно один[2], мы все же, имеем отдельный, отличительный друг от друга христианский путь и практику веры, вследствие отличия акцентов.

Нужно отметить, что русское Православие и русский Баптизм явления уникальные. Как русское православие имеет свои отличительные черты от православия греческого (а греческое от Антиохийского и Иерусалимского)[3], так и русский баптизм имеет свою отличительность, поскольку это движение начиналось и развивалось на русской земле в среде православия, откуда оно и вышло[4]. При всем том, что всемирный баптизм имеет общие черты и характеристики, ясно сформулированные на одном из Всемирных Съездов Евангельских христиан баптистов в «Семи принципах баптизма[5]».

Наше сосуществование с православием имеет взаимное влияние и поныне. Мистицизм православия где-то отражается на баптистском восприятии на народном уровне. А рационализм баптизма имеет влияние на развитие богословской мысли в среде православия. Поэтому говорить об отличии наших деноминаций без споров о мнениях достаточно сложно, если вообще возможно. Хотя эти отличия очевидны невооруженным взглядом, все же, сложно их зафиксировать и правильно сформулировать, а тем более легализовать. Хотя с другой стороны, у нас намного больше общего, чем это может показаться при поверхностном изучении.

Итак, поскольку в силу многообразия богословской мысли в православии действительно можно найти себя и баптисту (когда то ведь это была одна церковь), мы не стали рассматривать все имеющиеся в православии мнения и взгляды, сохранившиеся после богословских дебатов во время самоопределения христианства на Руси. А постарались дать лишь ту информацию, которая влияет на понимание сути наших современных отличий и откуда они на наш взгляд происходят. Естественно, по этой причине мы затрагиваем лишь ту (официальную) часть православия, которая сегодня имеет наибольшую тенденцию, что именно разделяет нас, почему, собственно, мы не вместе.

Наши отличия с учением православной церкви можно разделить на два смысловых сегмента. Первый, это культурные или традиционные отличия. А второй, более важный, хоть и менее заметный невооруженным глазом, богословский подтекст этих отличий.

Культурные или традиционные отличия имеют отношение к архитектуре и основным характеристикам богослужебной и другой практики веры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: