Общее представление отношений Бога и человека от сотворения до вечности

Наша концепция. Мы понимаем, что человек изначально был создан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1:27) в положении правильных взаимоотношений с Богом и для них, а это значит, праведным/святым (см. Еккл. 7:29) и вечным (Быт. 2:16-17 ср. с 3:22-24). Человек и Бог имели общение друг с другом, что подразумевает и общность – единение (см. Быт. 2:15-17,19-20,28-30).

После грехопадения человека в отношениях с Богом произошел разрыв, вследствие чего в человеческой природе произошла кардинальная перемена, нечто в самом корне отличающееся от первоначального состояния. Бог называет это смертью (см. Быт. 2:17). Адам был живой, а теперь умер, хотя физически прожил после этого еще более 900 лет. Здесь явно говорится не о физической, а о духовной жизни и смерти. Духовно живой, значит соединенный с источником жизни – с Богом. А грехопадение привело Адама к духовной смерти – это состояние разделения с живым и вечным Богом, оторванность от источника жизни. И это не намек и не образ, а настоящая смерть[34]. С этого момента изменилась природа человека. Он стал грешным. Грех, как мы уже рассмотрели, это несоответствие с предназначением Божьим. Это относится ко всем сферам человеческого существа – дух, душа и тело. Исказились помышления, чувствования, намерения человека. Они стали не теми, какими их задумал Бог. Человек стал желать не только того, что хорошо и полезно, но и то, что плохо и вредно. И перестал отличать правду. Поэтому и поступки его перестали быть всегда правыми.

Здесь важно понять, что грех вошел в человека после согрешения Адама, а не был в нем до этого. Адам просто впустил грех. А с грехом пришла смерть и вечное разделение с Богом. Как написано, «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Бог не создал человека грешным, и Он не является автором греха (см. Еккл. 7:29).

Православный взгляд на Библейскую драму отношений между Богом и человеком. Православие считает, что человек не создан в совершенных отношениях с Богом, а создан для того, чтобы их достигать[35] – изначально поставлен в положение «спринтера». А во время грехопадения человек не умер (как это понимаем мы), а скорее просто утратил способность уподобляться Богу. Смерть Иисуса не принесла нам совершенное спасение, а вернула нас в положение, которое было у Адама. Теперь благодаря смерти Христа мы имеем возможность уподобляться Богу в своем духовном стяжательстве и приобрести спасение. Причем, все это происходит скорее благодаря таинствам церкви, чем личному духовному росту и познанию Бога. Вера, которая построена больше на таинствах (чувствах и некой тайне), чем на осмыслении (апофатический подход).

Православные верят, что при сотворении человечества не было ни общения с Богом, ни моральности, но только возможность их иметь. Величайший русский православный богослов 20-го века Владимир Николаевич Лосский пишет:

Творения, с момента их первоначального положения, разделены с Богом. А конец их или заключительное исполнение лежит в единении с Ним. Это изначальное положение не было богоподобием в единении с Богом. Но условие порядка совершения творения, которое стремилось к своему концу[36].

Основание для этой идеи – различение между словами «образ» и «подобие». В Быт. 1:26 для описания творения человека используется два слова – «образ» и «подобие», а в следующем стихе только одно слово «образ». Мы верим, что оба эти термина синонимы. Как первый термин (еврейское mlc) буквально означает тень, изображение. Так и второй (еврейское twmd) означает облик, образец, подобие, изображение. Стих 27 просто подтверждает то, что было сказано в предыдущем, когда планировалось творение.

Православие же настаивает, что раз действительное описание творения не содержит второго термина, значит, эти термины имеют различные значения, и подобие Бога человечество должно было приобрести после творения, хотя этой идеи нет никакого подтверждения во всей Библии.

Поначиоте Крестов[37] пишет:

образ (подчеркнуто здесь и дальше автором этой книги) не обладает совершенно всем, как мы увидели, но имеет склонность к совершенству. Недостаток исправлен способностью к подобию … "по подобию" говорит о тенденции к самоопределению способности приобретать совершенство в болезненной борьбе в направлении бесконечного развития. Это значит, что человек - не что-то совершенное, но то, что формируется борьбой.

Леонид Успенский[38] определяет это так: "Человек, сотворенный по образу Бога, призван последовательно реализовывать свое подобие Богу".

Первоначальной целью для Адама и Евы, согласно православным богословам, было приобретение божественного подобия, и этот процесс назван теосисом – обожение, термин, похожий на понятие обожествления или соединения с Богом – уподобления Ему.

Православная мысль о единении с Богом включает в себя 3 основных элемента:

1. приобретение качеств любви, милости, справедливости, и сострадания, которые характеризуют Бога.

2. приобретение бессмертия через восхождение в божественную сферу и единение с Ним.

3. обладание общением с Богом.

В православной вере даже до грехопадения человечество было несовершенным и нуждалось в борьбе за единение с Богом через богоподобие. Соответственно, падение не было резким отделением от первоначального совершенного положения (как это понимаем мы), а просто было неудачной попыткой достигнуть цели, поставленной Богом перед человечеством – отдаление от пути богоподобия.

Иеромонах Ауксентиус пишет: "Для православия падение человека было подобно удалению от пути, в действительности единственного пути, который вел к своему законному дому. Падение не было удалением от первоначальной совершенной природы, это было прерыванием – прекращением бесценного процесса".

Поэтому отношение православия к греху и грехопадению отличается от евангелического. По их мнению, барьер между людьми и Богом уже существовал, просто после падения, описанного в 3 гл. Бытие, люди потеряли способность уподобляться Богу и достигнуть единения с Ним собственными силами.

Лосский пишет: "определенная дистанция между сотворенным и несотворенным, естественное разделение человека от Бога, которое покрывается уподоблением Богу, стала непостижимой пропастью из-за того, что человек захотел нового положения, что является грехом и смертью, подобно положению несуществования".

В ответ православному пониманию творения и падения, баптисты подтверждают, что приобретение хороших качеств, удаление аморальности и развитие взаимоотношений с Богом – важные вещи, но они не относятся к способу приобретения спасения, а скорее к его результатам. Адам, может быть, и нуждался в поддерживании и развитии отношений с Богом, но вообще не нуждался в том, чтобы их достигать – он их уже имел. Бог определяет действия для людей и дает им прямое повеление наполнять землю (1:28-30). Мы видим взаимодействие с Адамом, когда Бог помещает их в рай (2:15-16, 19-20). В 2:16-17 Бог говорит Адаму: можешь есть, и т.д.

Человек не Бог, и конечно же, никогда не имел того совершенства, которым обладает Бог, но это не значит, что он не был святым (непорочным) и вечным. Богом человек никогда не станет. Бог – Творец, а человек творение. Он только образ Божий – есть определенные черты в человеческом начале, которые свойственны самому Творцу. Но как всякое творение Божие, Адам был совершенный, как человек.

Адам не нуждался в приобретении жизни (бессмертия), потому что он уже был живой. Общение с Богом, бессмертие и качества, которые характерны Богу, были для Адама и Евы естественным положением во время творения, а не предметом обретения или достижения. Другое дело, что он нуждался в росте и развитии, в отличие от совершенного Бога, и имел потенциал смерти (создан так, что мог умереть через свое грехопадение).

После грехопадения человек потерял доступ к дереву жизни (Быт. 3:22-24) и происходит кардинальная перемена – смерть. Это не намек и не образ, а буквально говорит об утрате бессмертия, а не о потере возможности его иметь. Бог сказал, что Адам умрет именно в тот самый день, в который вкусит запретный плод (Быт. 2:17), а не через более 900 лет спустя, как это произошло с его буквальной (физической) смертью. Бог имел в виду, что в этот день Адам потеряет бессмертие. Смерть – это вечное разделение с Богом, а не утрата возможности обрести с Ним отношения.

Быт. 3 описывает разрыв существовавших отношений с Богом, а не уклонение от пути, ведущего к этим отношениям.

Во время описания творения нет никакого конфликта между планированием и самим фактом творения человека (см. Быт. 1:26-27). Нет никаких оговорок, поправок, уточнений или противопоставлений. В первом стихе планируется: "давай сделаем так" (сотворим человека по образу нашему – по подобию нашему), а следующий подтверждает: "и сделали так" (сотворили человека так, как планировали). Слова, которые русский текст переводит как «образ» и «подобие» – синонимы. Этот прием свойственен в записывании откровений Божьих евреями. Идея об изначальном разрыве отношений с Богом слишком натянута. Нет ей никакого библейского обоснования, а только как философская концепция.

Изначально природа Адама была такая же, как у Иисуса Христа во время Его земной жизни. Не случайно, Иисус назван вторым (или последним) Адамом «… Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15:45 см. далее). Их отличие в том, что " Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба " (ст. 47). Праведность первого Адама была неискушенной, не прошедшей проверку или испытание, не реализована в жизни, как удачно выразился Успенский. А у Иисуса была искушенная праведность. Он подтвердил Свою праведность, пройдя все испытания, во всем исполнив волю Божью в своей жизни и таким образом за нас сделался праведным – ему нужно было пройти весь земной путь, чтобы сделать нас праведными, а не дать нам возможность стать праведными своими усилиями (см. Рим. 5:17; 10:4; 1 Кор. 1:30; 2 Кор. 5:21; Гал. 3:8,11,21-22; Флп. 3:9).

И потом, у разбойника на кресте не было ни возможности, ни времени для того, чтобы уподобиться Богу, чтобы затем, быть с Ним в Раю, как сказал о нем Иисус. Он просто уверовал, и в тот же момент перешел от смерти в жизнь (см. Лук. 23:43). Это не тот человек, который всю жизнь искал и достигал Бога. Наоборот, до конца дней он грабил и убивал. Но в последний момент все изменилось для его вечности. И в этом сыграли роль не таинства, не долгий путь духовного мытарства и стяжательства, и даже не собственная мученическая смерть на кресте (только смерть не имеющего греха Сына Божьего Иисуса Христа является искуплением грешников), а обычная вера. На примере разбойника Иисус показал природу спасения всем последующим поколениям.

Как во время творения, так и после искупления Бог не прячется, а Сам ищет отношений с нами. Первенство в этом всегда принадлежит Ему – Он первый делает шаг навстречу, «дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18, см. так же Деян. 2:39; 13:48; 1 Пет. 2:9; Рим. 8:30; 9:11-12…; Гал. 1:15; 2 Тим. 1:9 и др.).

Библия всегда говорит о спасаемых в пассиве. Вечная жизнь дается Богом даром, а не вследствие упорных усилий спасающегося (см. Рим. 3:20-21,24; 5:17; 6:23; 9:16; Еф. 2:8-9; Гал. 3:2-5 и др.).

То, какими терминами, в какой форме и в каком контексте описывает Библия спасение (оправдание, примирение, прощение грехов, избавление от власти тьмы, от суда и т.д.), не соотносится с длительным процессом, а с разовым моментом, юридическим провозглашением, имеющем не продолжительное, а совершенное, свершившееся действие. И всегда в Библии это имеет отношение к вере, а не к таинствам или достижению человеческими усилиями. Спасение всегда предполагает неспособность самостоятельного его достижения, а помощь извне.

Хотя мы и ждем, когда наше спасение станет явным (см. 1 Ин. 3:2). Потому что сейчас мы спасены в надежде (см. Рим. 8:23-25; 1 Кор. 15:47-57). Ведь мы и после обретения спасения не имеем бессмертных тел, как было у Адама до грехопадения, а носим в себе образ падшего Адама, пока не закончится время благодати и не «войдет полное число язычников» (Рим. 11:25) и наступит новая эра.

Качества в нас, которые характеризуют Бога – это не плод человеческих усилий, а плод Духа Святого, которого Бог дает тем, кто обращается к Нему за прощением грехов и обретает спасение (см. Гал. 5:22-23; Деян. 2:38).

По сути, нам нечем хвалиться. Все, что есть в нас доброе, это полученное нами вместе со спасением от Бога, как подарок (см. Иак. 1:17-18; Рим. 3:27-28; 1 Кор. 1:29; 4:7; Еф. 2:8-9; Флп. 3:3 и др.). Нам нужно только согласиться принять это для себя. И наша воля здесь не подавляется божественным действием, а учитывается в божественном предузнании (см. Рим. 8:29-30).

Мы верим, что даже после рождения свыше, все вышеописанные элементы богоподобия, это не то, чего мы достигаем сами своей силой и властью, а то, что производит в нас Бог Духом Святым «потому что БОГ ПРОИЗВОДИТ в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13; см. так же Флп. 1:6; 1 Пет. 1:2,22 и другие). Заметьте, что Бог производит в нас хотение и действие. Это говорит о личных и прямых отношениях с Богом, имеющих рациональные корни, а не о мистическом опыте или экстатических переживаниях, которые соединяют нас с Богом неописуемым образом через таинства. Но мы ответственны в том, чтобы сотрудничать с Богом и расти (сказано: «совершайте свое спасение» - Флп. 2:12), потому что во время крещения дали Богу обещание доброй совести (1 Пет. 3:21) – обет послушания.

Следует отметить, что призыв совершать свое спасение в Флп. 2:12 не означает, что спасение происходит от нашего действия. В этом тексте русский термин «совершайте» переводит греческое katergazomai. В отличие от ergazomai этот термин имеет оттенок действия в результате чего-то, а не произвольно само по себе. В этом контексте причиной, мотивацией или источником действия является именно спасение Божье. Поэтому здесь нужно понимать, как «реализуйте», «применяйте» или «практикуйте свое спасение», а не достигайте его. Спасение Божье производит в нас свой труд. Нам нужно только через свое послушание дать полный простор Богу, который, «производит» внутри нас свое действие.

В православии тоже присутствует идея о благодати Божьей для спасения[39], но она у них подается через таинства автоматически, у нас же напрямую, что выражается в обретении истинной веры, понимания (см. Еф. 2:8; Ин. 8:31-32). Только у них спасение это бесконечный процесс, а у нас разовый момент при рождении свыше (см. Титу 3:5), хотя сам процесс рождения может быть и продолжительным (см. Гал. 4:19). А православная идея об уподоблении Богу сродни нашему пониманию духовного роста или освящения, которые сопровождают верующих всю их жизнь (Флп. 4:12-17). Наше отличие лишь в том, что мы понимаем этот процесс, как удел живых (уже спасенных). А в православии – это скорее процесс обретения спасения тех, кто, по сути, еще мертвый, исходя из их логики, поскольку еще не достиг общности/общения с Богом, Его характеристик и бессмертия – окончательного обожения. По крайней мере, они не могут быть в этом уверенны, поскольку зависимы от внешних знаков, а не от личных отношений с Богом и утверждении сердца (Рим. 8:16). Иисус же сказал: «всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:26).

Важно отметить, что драму разрыва отношений человека с Богом Иисус описывает в притче о блудном сыне (Лук. 15 глава). Мы возвращаемся к этому образу, чтобы понять наши отношения с Богом. Отношения Отец-Сын – родственные изначально. Их не нужно достигать, доказывать или заслуживать, это естественное состояние. Заметьте, Иисус возвращает нас именно к Отцу, а не просто к тренеру, господину, судьи и даже Творцу… Сын – это тот, кто независимо от своих способностей или возможностей находится в родственных отношениях со своими родителями благодаря своему рождению в семье. Так же и рожденный духовно становится членом семьи Божьей (Ин. 1:12; 1 Ин. 3:1-2 и др.) или возвращается, опять становится «Свой Богу» (см. Еф. 2:19). Отсюда мы друг другу братья и сестры – члены одной большой христианской (Божьей) семьи. Я не могу называть других христиан братьями и сестрами, если сам не обрел спасение и не стал сыном Божьим. Интересно, что имеют в виду православные, когда называют друг друга «братья, сестры», если не уверены в своем спасении?

Указание на отношения «Отец-сын» прослеживается и в словах Иисуса, когда Он обучает учеников молитве: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9, см. так же ст. 8,14,15). Это не фикция и не образ, а объективная реальность. Нельзя назвать отцом того, кто для тебя им не является. Бог усыновил нас через Иисуса Христа (Ин. 1:12; Рим. 8:15; Еф. 1:5) и Дух Святой, который получают те, кто вернулся к Богу, получив духовное рождение, сообщает нам об этом родстве, заверяя нас в том, что мы дети Божьи (см. Рим. 8:15-17; Гал. 4:5-6). А это одно из описаний состояния спасенного человека[40].

Это важно понять, чтобы постигнуть значение смерти Сына Божьего, оставившего славу Небес и пришедшего в этот мир. Иисус своей смертью действительно возвращает нас к Отцу, а это значит, налаживает с Ним отношения, а не просто дает нам способность уподобляться Богу, как учат православные. Это в Библии описывается разными терминами. Мы были «отчужденными» с Богом (заметьте, не просто чужими, а ставшими такими, т.е. так было не всегда), а Он «Примирил» – вернул нас к Богу, наладил отношения (см. Рим. 5:10; 2 Кор. 5:18-19; Кол. 1:21-22) и теперь «м ы имеем мир с Богом» (Рим. 5:1), а не достигаем его.

Смерть Христа – это полный и окончательный выкуп за грехи наши. Своей смертью Иисус «искупил» нас (Отк. 5:9), «оправдал» (Рим. 3:28; 5:9), «спас» (см. Еф. 2:5,8; Титу 3:5), " примирил " (2 Кор. 5:18-19; Кол. 1:22) и т.д. чтобы привести нас к Богу (см. 1 Пет. 3:18). Заметьте, все это уже совершенное состояние (спасены, оправданы, искуплены, примирены, усыновлены…), а не то, что требуется достигать впоследствии. И причем, мы находимся в пассиве[41]. Нас спасли, нас оправдали, нас искупили, а не мы сами оправдались, спаслись, искупили свою вину… Утопающий не способен спасти себя сам.

«Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Это говориться о настоящем положении верующего, а не возможном будущем. Ключевое слово здесь «верующий». Нам нужно только уверовать, чтобы стать дитем Божьим, чтобы оправдаться, чтобы получить прощение грехов и стать своим Богу. Ничего больше не требуется, потому, что от нас это не зависит.

Чтобы обрести спасение, мы должны принять предлагаемое Иисусом спасение, как подарок от Бога (см. Еф. 2:8-9) – уверовать – обратиться/покаяться (см. Мф. 3:2; 4:17; Мк. 1:15; Лук. 13:3,5; 16:30; 24:47; Деян. 2:37-38; 3:19; 5:31; 9:35; 11:18,21; 14:15; 17:30; 26:18,20; 2 Пет. 3:9; 2 Тим. 2:25). Все вышеперечисленные отрывки показывают природу обращения, как разового момента в жизни человека в корне меняющего все. Это и есть тот самый момент, когда человек обретает спасение. А это всегда связано с верой, а не с делами или таинствами. С настоящей, истинной, живой, спасительной верой.

Это не значит, что ничего после спасения не происходит. Спасение – это воскресение к жизни человека, который был духовно мертв. Как мы умерли через Адама, так через Иисуса Христа оживаем (см. 1 Кор. 15:22). С оживлением в Боге с нами происходят такие же кардинальные перемены в человеке, как и во время грехопадения, только в обратную сторону (см. Ин. 1:12-13; 3:3-12; Титу 2:5-7). После духовного рождения человек становится чувствительным к водительству Бога, к духовным истинам, к духовной реальности с Божьей перспективы – ему открывается новый мир, неизведанный прежде. Меняются его мировоззрение, наклонности.

Как во время Адама в момент духовной смерти произошло изменение природы человека, так и во время духовного возрождения происходит глобальная перемена не только в положении перед Богом, но и в природе. Под воздействием Духа Святого изменяется наша внутренность – желания, вкусы, наклонности, понимание жизни...

Когда пророк Иеремия писал о нашем новозаветном времени, то описывал наши новые отношения с Богом как то, что кардинально меняет сердца: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (см. Иер. 31:31-34; Евр. 8:10-13; 10:16-18). Подобное описывает и Апостол Павел: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Это не значит, что нам все легко дается или не нужно применять никаких усилий, чтобы жить христианской жизнью. Ведь Бог спасает нас, учитывая нашу свободную волю (см. Рим. 8:29-30 – Его призвание основано на предузнании, в том числе и нашей верности Ему). С духовным рождением нам нужно жить в согласии с новой природой и званием, подчинять свою жизнь водительству Духа Святого (см. Еф. 4:1,30; 5:18; 1 Фес. 5:19). Потому что с момента духовного рождения в человеке происходит борьба старой природы и новой духовной жизни в нем: «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). А это требует от нас усилий. Нам приходится постоянно познавать волю Божью (см. Рим. 12:1-2; Еф. 5:17; 4:22-24), бороться с искушениями сил зла (см. Еф. 6:10-18), искоренять старые греховные привычки и развивать новые, для чего требуется время и усилия. Не случайно Варнава и Павел «… убеждали их (уверовавших из язычников) пребывать (оставаться) в благодати Божией» (Деян. 13:43). Когда человек обретает веру, он нуждается в утверждении и духовном росте (см. 2 Пет. 3:18; Флп. 1:9; Кол. 1:10), это еще описывается как духовная переодевалка (см. Еф. 4:20-32…; Кол. 3:8-15)[42]. В наших церквах это часто называется последующим освящением (ср. с. 1 Фес. 4:3). А это процесс долгий.

Но духовный рост – это не обретение спасения, а состояние спасенного человека. Таким образом проявляется духовная жизнь рожденного свыше. Начало новой жизни всегда предполагает рост. Духовно расти может только духовно живой, а духовно мертвому не в чем расти – он мертвый.

Не имеющий Духа, плотской человек или душевный не имеет для духовной жизни ни желания, ни сил, ни власти от Бога (см. Рим. 8:7-9; 1 Кор. 2:14-16; Иуд. 1:19). А живым человек становится только, когда обращается к Богу (см. Еф. 2:1,5-6,8; Кол. 2:13; Ин. 1:12; Деян. 11:21; 14:15; 26:18,20; 2 Кор. 3:16). Обращение в смысле полного разворота – переломный момент, характеризующий переход от неверия к живой вере, как мы уже обсуждали выше в главе «Понимание рождения свыше и спасения».

В православии же покаяние на практике (вследствие неверного отношения к спасению и другим доктринам) чаще всего похоже на наше раскаяние или исповедание (см. 1 Ин. 1:9), а не на разворот. Нередко можно услышать от православных «Я каждый день каюсь…». Поэтому они не могут нас понять, как это через покаяние может произойти спасение. А для нас фраза «я каждый день каюсь» звучит так же, как если сказать каждый день рождаюсь» или «каждый день заканчиваю университет»… Отсюда понятно, почему православный каждый день спасается, но так и не чувствует себя спасенным.

Часто можно услышать от православных служителей обвинение нашего богословия, что слишком легко нам досталось спасение – просто поверил и все. Но это из-за поверхностного знакомства с нашей верой. Во-первых, нам это досталось не даром, а неимоверно высокой ценой – кровью Сына Божьего Иисуса Христа (см. Мк. 14:24; 1 Ин. 1:7; Рим. 3:25; Евр. 9:14; 10:19). Во-вторых, это происходит не произвольно, а только благодаря действию Духа Святого (Тит. 3:5; 1 Пет. 1:2;1 Кор. 2:10; 2 Фес. 2:13 и др.). А в-третьих, такой вопрос возникает только когда есть неправильное понимание не только того, что было описано выше, но и неправильное понимание веры.

Вера – это не просто. Это великое таинство! Здесь сливаются воедино великий труд Божий для нашего спасения и наш поиск, борения. Довериться Богу – это не просто, это то, что захватывает дух. Вера требует от нас мужества – нам нужно отказаться от всего в этом мире с верой, что Бог прав, и что Он доведет нас в Свое Царство. Вера – это не просто состояние ума или созерцательность, как многие думают – это полное доверие себя и своей жизни Богу, а не своему мнению или чему-то/кому-то еще. Она не пассивна, а активна – «Вера же есть осуществление ожидаемого …» (Евр. 11:1). Вера – не просто слова, а убежденность, которая вовлекает труд (жизнь по тому образу, который составляет веру), как написано «… Вера без дел мертва…» (см. Иак. 2:20). Мертвая вера – ложная – по сути, неверие или суеверие.

Настоящая или живая вера руководит поступками, жизнью, побуждает к действию, не смотря на препятствия (см. 1 Фес. 1:4-6). Без вмешательства Божьего невозможно иметь такую веру. Ее дает Бог, открывая сердца наши для принятия духовных истин. Истинная вера основана не на человеческих достижениях, а на личном откровении Божьем. Потому, что «Начальник и совершитель» веры – Бог, Иисус Христос (см. Евр. 12:2; Ин. 6:44; Еф. 2:8-9). Невозрожденное сердце не способно воспринимать духовные истины и в истине призвать Бога (см. 1 Кор. 2:14; 12:3).

Христианство основано на откровениях и действиях Бога, а не на человеческих достижениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: