2.5.1. "Общение свойств"
Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и человеком. При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу: " Распяли Господа славы " (1 Кор.2,8). " Мы примирились с Богом смертию Сына Его " (Рим.5,10).
И наоборот, свойства Божеские приписываются Христу, как человеку: " Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах " (Ин.3,13). " Первый человек — из земли. Перстный; второй человек — Господь с неба " (1 Кор.15,47).
В богословии это явление получило наименование "общение свойств". Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: " …таков способ взаимного сообщения (свойств), когда каждое из обоих естеств передает другому свои свойства по причине тождества ипостаси… " (40).
Обожение человеческого естества во Христе
Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и таким образом пребывает таинственно обоженной. " Плоть же Господа, по причине…ипостасного …соединения с Богом — Словом обогатилась божественными силами, при этом ни мало не потеряв из Своих естественных свойств, ибо она совершала божественные действия не своею собственною силою, но по причине Бога — Слова…Ибо и раскаленное железо жжет не потому, чтобы оно силою жжения обладало от природы, но потому, что получает такое свойство от соединения с огнем " (41).
|
|
Следует иметь в виду, что когда мы приписываем Христу Божеские свойства (всеведение, всемогущество, вездесущие и т.д.), то усвояем их Христу как единому Лицв, но не Его человечеству в отдельности. Человечество Спасителя восприняло столько совершенств, сколько оно могло вместить, не превратившись в Божество, поэтому само по себе оно не может быть названо вездесущим, всемогущим и т.д.