Краткая предыстория догмата о Пресв. Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в Лицах, Церковь верила всегда. Однако, одно дело - исповедывать, что Бог "одновременно" есть и Троица, и Единица, и совсем другое - суметь выразить свою веру в четких формулировках. Поэтому догматическое учение о Пресв. Троице создавалось постепенно и, как правило, в условиях борьбы с различными еретическими заблуждениями.

Учение о Пресв. Троице всегда было тесно связано с учением о Христе, о Воплощении Сына Божия, второго Лица Троицы, поэтому тринитарные споры всегда имели под собой христологическое основание. Само учение о Троице стало возможным только благодаря Боговопдощению, Откровению Бога во Христе, именно во Христе "троическое явися поклонение"(51). Учение о Пресв. Троице изначально являлось камнем преткновения как для "строгого" иудейского монотеизма, так и для эллинского многобожия. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну троического бытия приводилик заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые стремились растворить Лица Троицы в единой Божественнойприроде, а вторые сводили Троицу к союзу трех неравных по достоинству существ.

Во II веке христианские апологеты, желая сделать христианское вероучение более понятным для греко-римской интеллигенции, создают учение о Христе как о воплощенном Божественном Логосе. Таким образом, Сын Божий сближается и даже отождествляется с логосом античной философии (стоики, Филон и др.). Согласно апологетам, Логос - истинный и совершенный Бог, но в то же время, утверждают они, Бог один и един. Естественно, у людей рационально мыслящих при этом не могло не возникнуть сомнения: не заключает ли учение о Сыне Божием как о Логосе скрытого двубожия? Ориген писал:

"Много любящих Бога и Ему искренне предавшихся смущает, что учение об Иисусе Христе, как Слове Божьем, как бы принуждает их верить в двух богов"(52).

Монархианство

Реакцией на учешге апологетов стало монархианство, еретическое учение, ставившее целью устранить из учения о Боге всякое подозрение в двубожии. Монархианство существовало в двух видах:

а) динамизм (от греч.динамис; - сила) или адопцианство (от лат. аdoptare - усыновлять),

б) модализм (от лат. modus -вид, способ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: