Отождествив понятия "ипостаси" и "лица", Каппадокийцы явились создателями нового понятия, которого не знал античный мир. Это понятие - "личность"."
Божественные Ипостаси обладают единой сущностью, поэтому нет никакого природного свойства или качества, по которому можно было бы их различать, однако Божественное Откровение не оставляет сомнения в том, что Отец, Сын и Святой Дух, будучи совершенно тождественны по природе, суть реально различные личностные существа.
В конечном счете выразить различие между личностью и природой можно Только посредством грамматических категорий "кто" и "что". Природа всегда отвечает на вопрос "что?" и обозначает некоторую качественность, тогда как личность, отвечая на вопрос "кто?", указывает на того, кто является субъектом Действия или состояния. На вопрос "кто?" мы отвечаем именем собственным. Имя собственное является в нашем языке единственным адекватным средством для указания на тайну личности. Одним из первых этим методом различения воспользовался свт. Григорий Богослов, согласно которому
|
|
"Сын не Отец, потому что Отец один, но то же, что Отец. Дух не Сын <...>, потому что Единородный один, но то же, что Сын. "(60).
В последствии в таком ключе высказывались и другие свв. отцы. Так в XII столетии свт. Николаи Мефонский говорил: "Отец и Сын не одно, а два, хотя по естеству - одно. потому что - иной и иной, хотя не иное и иное. (61)"
Учение великих Каппадокийцев о единосущии Божественных Лиц привело к отказу от попыток мыслить личность в категориях природы: личность не есть ни часть, ни свойство, ни функция природы. Соотношение между понятиями природы и личности можно выразить следующим образом. Бели природа есть некоторая качественность, то личность - конкретный носитель качеств. Личность, заключающая в себе природу(62), определяет способ ее существования или образ бытия (63), является принципом индивидуализации разумной природы, началом, в котором природа обретает свое действительное существование и в котором созерцается (64). Природа по отношению к личности является ее внутренним содержанием. Впрочем, следует иметь в виду, что это различие носит методологический характер, ибо как разумная природа вне личности есть всего лишь общее понятие, так и личность без природы - не более, чем абстрактный принцип.