Динамизм или адопцианство (53)

Динамисты понимали Бога с точки зрения Аристотеля, как единое абсолютное существо, чистую самодеятельную мысль, бесстрастную и неизменную. В такой философской системе для Логоса, в христианском его понимании, нет места. Христос для динамистов - простой человек, отличавшийся от других только степенью добродетели.

Бог, по мнению динамистов - адопциан, - личность с совершенным самосознанием, тогда как Логос и Святой Дух не имеют личностного существования, но являются лишь сипами, свойствами единого Бога. Логос как безличная, неипостасная Божественная сила, снизошел на человека Иисуса так же как и на ветхозаветных пророков.

Модализм (54)

Если динамисты не признавали Христа Богом, то медалисты, напротив, ставили целью обосновать Божественное достоинство Спасителя. Они рассуждали следующим образом: Христос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует некоторым образом отождествить Его с Отцом.

По учению наиболее яркого представителя этой ереси, римского пресвитера Савеллия (поэтому модализм называют также савелианством), Бог есть единое безличное существо, которое последовательно проявляет Себя в трех модусах или лицах. Отец, Сын и Святой Дух суть три Божественных модуса. Отец создал мир и даровал синайское законодательство, Сын воплотился и жил с человеками на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею. Однако, под всеми этими внешними личинами, последовательно сменяющими одна другую, скрывается один и тот же Бог. Модус Святого Духа, по Савеллию, не вечен. Он тоже будет иметь конец, при этом Божество вернется в изначальное безличное состояние, а созданный им мир прекратит свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: