Маркетинг

В процессе подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-12, ОК-15, ОК-17, К-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-18, ПК-23, ПК-27, ПК- 29, ПК- 30, ПК- 31, ПК- 36, ПК-48, ПК-49.

Содержание дисциплины

Социально-экономическая сущность маркетинга. Базовые понятия маркетинга: нужды, потребности, спрос, обмен, сделка, рынок. Концепции управления маркетингом. Состав комплекса маркетинга «4Р», расширенный комплекс маркетинга «7Р». Цели и задачи маркетинговой деятельности. Субъект и объект маркетинга. Принципы маркетинга. Функции маркетинга. Характерные черты и основные направления развития маркетинга в России.

Понятие маркетинговой среды. Основные элементы микро- и макро- окружения фирмы. Анализ маркетинговой среды при помощи SWOT- и STEP-анализа.

Организация службы маркетинга на фирме. Традиционные и современные организационные структуры управления службой маркетинга. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга. Задачи, права, обязанности и ответственность директора по маркетингу.

Основные направления исследований в маркетинге. Методы, правила и процедуры маркетинговых исследований. Конкурентоспособность товара и фирмы. Методы расчета показателей конкурентоспособности.

Понятия сегментирования рынка и сегмента рынка. Стратегии охвата рынка. Позиционирование товаров на рынке. Критерии позиционирования. Выбор наиболее перспективных конкурентных преимуществ.

Сущность, значение, виды и источники маркетинговой информации. Методы ее получения и анализа. Система маркетинговой информации, ее содержание и основные элементы. Маркетинговые исследования: цели, задачи, методы проведения. Организация маркетинговых исследований. Этапы маркетинговых исследований. Разработка плана маркетинговых исследований. Бенчмаркинг, его цели и задачи.

Поведение потребителей, принципы и методы его изучения. Основные характеристики покупателей. Система личных потребностей потребителей. Методы измерения и оценки потребностей. Потребитель и комплекс «4С». Формы воздействия на принятие решения о покупке. Права потребителей и их защита в современном обществе. Законодательство о защите прав потребителя.

Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. Услуги – особый вид товара. Содержание и основные направления товарной политики организации. Формирование товарного ассортимента и управление им. Товарная линия и товарная номенклатура. Понятие нового товара в маркетинге. Разработка нового товара, основные этапы его создания. Жизненный цикл товара (ЖЦТ). Стратегии маркетинга на разных стадиях ЖЦТ. Матрица БКГ. Качество и конкурентоспособность товаров. Оценка качества и конкурентоспособности товаров. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и конкурентоспособности.

Понятия торговая марка, марочное название, марочный знак, товарный знак, знак обслуживания, авторское право, бренд. Законодательство РФ о товарных знаках и знаках обслуживания. Фирменный стиль товара, основные элементы фирменного стиля. Мароч-ная политика организации. Упаковка: понятие, назначение. Виды и функции упаковки. Маркировка товаров: этикетки и ярлыки.

Понятие цены товара в маркетинге. Классификация цен. Основные ценообразующие факторы. Функции цен. Государственное регулирование цен. Ценовая эластичность спроса. Последовательность и методы расчета цен. Структура цены. Анализ безубыточности. Ценовая политика фирмы. Ценовые стратегии. Адаптация цен, ее виды. Скидки и надбавки, их виды, условия применения.

Понятия товародвижения и сбыта. Каналы распределения: функции и структура. Основные характеристики каналов распределения. Стратегии распределения. Выбор, построение и управление каналами сбыта. Вертикальные, горизонтальные и комбинированные маркетинговые системы. Оптовая торговля и организационные формы оптовых посредников. Розничная торговля. Логистика в маркетинге: цель, задачи и функции. Стратегии закупок. Маркетинг продаж. Организация продаж. Прямой маркетинг.

Комплекс маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, PR, личные продажи. Сущность системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), ее задачи и методы. Реклама: виды, функции, средства и носители. Правовое регулирование рекламной деятельности. Планирование и бюджет рекламы. Оценка эффективности рекламы. Мерчандайзинг, как форма маркетинговой работы в условиях товарного насыщения. Средства и методы PR в маркетинге. Ярмарки и выставки. Личные продажи. Требования, предъявляемые к продавцам.

Предпосылки, принципы и черты стратегического маркетинга. Стратегическое маркетинговое планирование. Построение и использование стратегических матриц. Классификация стратегий маркетинга.

Особенности международного маркетинга. Маркетинговые исследования международных рынков. Сегментирование международного рынка. Планирование продукта при выходе на международный рынок. Адаптации товаров на международных рынках. Продвижение товара на международных рынках. Ценообразование во внешнеторговых контрактах.

Список источников и литературы

Учебники и учебные пособия

Алексунин В.А. Маркетинг. Учебник. 5-е издание– М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012. – 216 с.

Басовский, Леонид Ефимович. Маркетинг: учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2012. - 420 с.

Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. 3-е изд. / Е. П. Голубков. - СПб. «Финпресс», 2011. - 496 с.

Бачило С.В., Есинова И.В., Мишина Л.А. Директ-маркетинг: Учебно-практическое пособие – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2014. – 212 с.

Бердников И.П., Стрижова А.Ф. PR-коммуникации: Практическое пособие, 2-е изд. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2015. – 208 с.

Годин А.М. Брендинг: Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012. – 184с.

Грачев А.С., Грачева С.А., Спирина Е.Г. PR-служба компании: Практическое пособие, 2-е изд. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2013. – 160с.

Кузнецов П.А. Pablic Relations. Связи с общественностью для бизнеса:практические приемы и технологии– М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012. – 296 с.

Романцов А.Н. EVENT-маркетинг: сущность и особенности организации: Практическое пособие, 2-е изд. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2015. – 116 с.

Вопросы для самоподготовки к экзамену

1. Маркетинг как философия ведения современного бизнеса.

2. Содержание и организация маркетинговой деятельности на предприятии.

3. Основные концепции управления маркетинга и их сравнительная характеристика.

4. Сегментирование рынка: основные понятия, виды и критерии.

5. Позиционирование продукта на рынке: понятие, правила, критерии и пути выявления маркетинговых приоритетов.

6. Понятие цены в маркетинге. Классификация цен.

7. Особенности продвижения товаров на международных рынках.

8. Планирование и контроль маркетинговой деятельности.

9. Ценообразование и определение цен во внешнеторговых контрактах.

10. Товар и товарная политика в системе маркетинга.

11. Матрица Ансофа, ее сущность и назначение.

12. Понятие и структура окружающей маркетинговой среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: