В процессе подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-5, ОК-8, ОК-13, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-13, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-27, ПК-30.
Содержание дисциплины
Стратегия как ключевой элемент управленческой деятельности современной орга-низации. Школы стратегии. Концепция «5 П» и сущность стратегического менеджмен-та. Сравнительный анализ оперативного и стратегического управления. Стратегическое управление как наука и искусство.
Этапы разработки стратегии. Характеристика процесса стратегического менедж-мента. Формирование стратегических целей и стратегия как средство их достижения. Пи-рамида разработки стратегии. Подходы к формированию стратегии. Участники стратеги-ческого процесса. Виды стратегических решений и требования к ним. Методы выбора и реализации стратегии.
Анализ отрасли и конкурентной ситуации. Характер конкуренции в отрасли. Мо-дель факторов конкуренции М. Портера: оценка степени их влияния и природы создавае-мых ими конкурентного преимущества. Барьеры вхождения в новую отрасль и пути их преодоления. Движущие силы конкуренции. PEST-/STEP-/GETS-анализ как инструмент мониторинга и сканирования среды.
|
|
Ключевые факторы успеха. Определение конкурентной позиции основных «игро-ков». Карта стратегических групп. Методика оценки привлекательности отрасли и конку-рентного статуса предприятия И. Ансоффа.
Оценка эффективности текущей стратегии. Исследование сильных и слабых сторон организации, внешних возможностей и угроз. SWOT-анализ. Стратегический анализ издержек. Понятие «цепочки ценностей». Традиционные расчёты издержек и оценка по видам деятельности.
Конкурентная устойчивость организации, ее стратегический потенциал и позицио-нирование на рынке. Подходы к созданию конкурентных преимуществ. Факторы конку-рентоспособности предприятия на рынке и слагаемые его конкурентного статуса. Оценка конкурентной силы организации. Особенности защиты конкурентных преимуществ.
Конкурентные стратегии и их виды. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) предприятия и матрица «привлекательность рынка – уровень совпадения с корневыми компетенциями бизнеса» как базовый инструмент ее выделения. Стратегии сохранения конкурентного преимущества. Эталонные стратегии бизнеса.
Жизненный цикл отрасли. Матрица жизненных циклов отраслей. Группировка ор-ганизаций и особенности их стратегий в зависимости от позиции в отрасли. Особенности стратегии быстро растущих фирм, компаний-лидеров, организаций-последователей, неконкурентоспособных предприятий, находящихся в состоянии кризиса.
|
|
Понятие, цели, типы и организационные формы интеграции. Стратегии сотрудни-чества: союзы и партнёрства, слияния и поглощения, обратные процессы (разделение, разъединение, распаковка).
Стратегии внешнеэкономической деятельности: непрямой и прямой экспорт, ли-цензирование, франчайзинг, стратегия сборочного завода, заключение контрактов на про-изводство, стратегические альянсы или совместные предприятия с участием зарубежных компаний, прямое инвестирование, мультинациональная и глобальная ориентация.
Диверсификация: понятие, сущность и основные виды. Стратегический анализ диверсифицированной организации. Матрица БКГ и модель GE. Стратегии диверсификации и роль корпоративного центра. Структура «портфеля» стратегий организации и механизмы их согласования. Типы стратегических соответствий.
Функциональные стратегии организации. Производственные, технологические, ресурсные, инновационные, финансовые, кадровые и др.
Операционные стратегии: виды, содержание особенности разработки.
Процесс реализации стратегии: составляющие, факторы и необходимые условия. Сопротивление системы стратегическим изменениям: его природа, источники, виды, воз-можности нейтрализации. Стратегия и организационная структура. Управление по це-лям. Управление по сильным и слабым сигналам. Проактивное и реактивное управление.
Процесс стратегического контроля.
Список источников и литературы
Учебники и учебные пособия
Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 296 с.
Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учебное пособие. – М.: Дело,2006. – 320 с.
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учебное пособие для ву-зов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, ТК «Велби», 2007. – 432 с.
Томпсон-мл. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. – 12-е изд. / А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2007. – 928 с.
Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учебник. – 2-е изд.– СПб.: Питер,2009.– 320 с.
Обязательная литература
Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. – 7-е изд. – СПб.: Пи-тер, 2007. – 496 с.
Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Олимп-Бизнес, 2006. – 320 с.
Минцберг Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стра-тегического менеджмента: пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского / Г. Минц-берг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. – М.: Питер, 2001. – 336 с.
Вопросы для самоподготовки к экзамену:
1. Понятие и сущность стратегического менеджмента.
2. Основные этапы и участники разработки стратегии развития организации.
3. Анализ отрасли и конкурентной ситуации.
4. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей организации.
5. Факторы конкурентоспособности организации на рынке и слагаемые её конкурентного статуса.
6. Конкурентные стратегии и их виды.
7. Диверсификация и её значение в современной хозяйственной практике.
8. Процесс реализации стратегии: его составляющие, факторы и необходимые условия.