Измерение уровня интенсивности конкуренции на исследуемом рынке направлено на оценку степени противодействия конкурентов в борьбе за рыночные ниши. Для такой оценки в маркетинге обычно пользуются показателем, отражающим уровень концентрации производства в отрасли. Он позволяет оценить монополизацию рынка и является величиной, обратной интенсивности конкуренции. Для расчета используется так называемый четырехдольный показатель концентрации (CR4 - Concentration Ratio):
где ОРi - объем реализации продукции i-ой организации, млн.руб.,
ОР - общий объем реализации продукции заданного ассортимента, млн.руб.,
OP1 = MAX {OPi}, для всех i= 1.. n,
OP2 = MAX {OPi \ OP1}, для всех i = 1.. (n - 1),
OP3 = MAX {OPi \ OP1,OP2}, для всех i = 1.. (n - 2),
OP4 = MAX {OPi \ OP1,OP2,OP3}, для всех i = 1.. (n - 3),
n - общее количество организаций, реализующих данную продукцию.
CR4 представляет собой общую долю четырех первых (наиболее крупных) организаций на рассматриваемом рынке. В настоящее время коэффициенты концентрации рассчитываются и отслеживаются национальной статистикой США и Франции для 4, 8, 20, 50, 100 ведущих компаний рынка. В Германии, Англии и Канаде - для 3, 6, 10. С середины 80 годов CR стал использоваться и в странах Восточной Европы, в частности, в Венгрии и Польше. С середины 90-х годов - в России.
|
|
Существенным недостатком показателя концентрации является "нечувствительность" к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, CR4 будет одинаковым и равным 0.8 в двух совершенно различных рыночных ситуациях: 1) одна организация контролирует 77% рынка, а остальные 23 - по 1%; 2) 5 равномощных организаций владеют 20%-ми долями рынка.
Оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов - индекса Херфиндала (Herfindahl Index) позволяет частично устранить этот недостаток:
- индекс Херфиндаля-Хиршмана,
qi - доля i-ой организации в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента.
Индекс Херфиндала увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии 1. В отрасли (на рынке), где действуют 100 равномощных организаций с равными долями = 0,01.
Расчеты индекса Херфиндала-Хершмана для российских отраслей промышленности свидетельствуют о высокой концентрации соответствующих рынков. Так для 72 подотраслей машиностроительного комплекса HHI превышает 0,2, что в соответствии с указаниями Министерства РФ по антимонопольной политике определяет их как рынки с высокой концентрацией производства и низкой конкуренцией. Для 20% подотраслей значения данного показателя находятся в критическом интервале 0,1 - 0,2 - это умеренно концентрированные рынки, которые также находятся под контролем антимонопольных органов.
|
|
Учет рангов организаций позволяет расчет индекса Розенблюта (Ir), который определяется с использованием порядкового номера организации, полученного на основе ранжирования долей от максимума к минимуму (i):
где НТ – ранговый индекс концентрации;
Ri – ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1);
qi – доля фирмы.
НТ изменяется в пределах от 1/n до 1, где n – число фирм отрасти. Чем меньше показатель, тем меньше концентрация на рынке.
Когда при оценке распределения долей необходимо взвесить рыночные доли не на основе их рангов, а с помощью натуральных логарифмов, рассчитывается показатель энтропии (е):
i = 1,..., n
Аналогичные результаты, дает расчет показателя, являющегося количественной интерпретацией графика Лоренца - коэффициент Джини (G):
где n – число индивидов;
yi – индивидуальные доходы в порядке их убывания.
- средний для данного числа индивидов доход.
Коэффициент Джини оценивает равенство фирм на рынке, при G =1 на одну фирму приходится весь объем выпуска, при G=0 каждая фирма производит одинаковую долю отрасли (или одинаковый процент фирм производит одинаковый процент совокупного выпуска). Этот коэффициент обладает существенным недостатком – он требует статистических данных по межотраслевым пропорциям, что существенно осложняет процедуру расчета.