384. Вначале мало сказать: "Нельзя!"
Одним словом "нельзя" вы ребенка не остановите, по крайней меревначале. Даже потом это будет зависеть от тона вашего голоса, от того,насколько часто вы повторяете это слово, и от того, действительно ли вызапрещаете или говорите "нельзя" лишь по привычке. Нельзя полагаться толькона это слово до тех пор, пока ребенок на собственном опыте не узнает, чтооно означает и какова будет ваша реакция, если он не послушается. Не кричитеему "Нельзя!" предупреждающим тоном из соседней комнаты. Это ставит егоперед выбором. Он как будто думает про себя: "Или я сдамся и буду трусом,или я буду взрослым и сделаю, как я хочу". Помните, что натура ребенкапобуждает его все испытывать и противоречить приказаниям. Вероятно, он будет продолжать делать по-своему, искоса наблюдая,рассердитесь вы или нет. Гораздо разумнее, как только ребенок попытаетсясделать что-либо недозволенное, быстро подойти к нему и оттащить в другуючасть комнаты. Таким образом вы скажете "Нельзя!" и немедленнопродемонстрируете, что это означает. Сразу же дайте ребенку журнал, пустуюкоробку из-под конфет или любой безопасный и интересный предмет. Нет смысласовать ему старую погремушку, которая ему давно уже надоела. Но предположим, через несколько минут ребенок снова берется за свое.Опять сразу же отвлеките его внимание. Делайте это уверенно и весело.Посидите с ним минутку, другую, покажите ему, как можно играть с новойигрушкой. Если нужно, уберите то, что он пытается взять, вопреки вашемузапрещению, или уведите его из комнаты. Таким образом вы тактично, но твердодаете ему понять: вы абсолютно убеждены, что с этим предметом играть нельзя. Не прибегайте к спорам, ультиматумам, грозным взглядам и не сердитесь.Этим вы вряд ли достигнете цели и только усилите упрямство ребенка. Вы можете сказать: "Но он никогда не поймет, что можно делать, а чтонельзя, если я не буду учить его". Не беспокойтесь, ребенок поймет. Емугораздо легче усвоить урок, если вы преподадите его твердым "само собойразумеющимся" тоном. Если вы неодобрительно грозите пальцем с другого концакомнаты ребенку, который еще не понял, что "Нельзя!" действительно значит"нельзя", то вы только подстрекаете его на непослушание. Вы поступите не лучше, если поставите его перед собой и хорошенькоотчитаете, потому что тем самым лишите его возможности отступить сдостоинством или просто отвлечься чем-нибудь другим. Ему придется малодушносдаться или бросить вам вызов. Я помню, одна моя знакомая жаловалась на свою полуторагодовалую дочь,называя ее капризной. В этот момент Сюзи вошла в комнату. На лице материмоментально появилось неодобрительное выражение и она сказала: "Не смейподходить к радиоприемнику". Сюзи и не думала о радиоприемнике, но матьнапомнила ей о нем, и девочка сейчас же повернулась и медленно направилась крадиоприемнику. Мать впадала в отчаяние всякий раз, когда ее дети проявлялипризнаки самостоятельности. Она приходила в ужас от мысли, что она не сможетими управлять. Чувствуя себя неуверенно, она видела проблемы там, где ихнет. Аналогичное состояние испытывает неопытный велосипедист, который видитдалеко на дороге камень. И это его так беспокоит, что он едет прямо на этоткамень. Если ваш ребенок приближается к горячей плите, вы не будете сидетьспокойно и издалека кричать ему: "Нельзя!". Вы, разумеется, вскочите иоттащите его. Это естественный способ остановить ребенка, если выдействительно хотите его остановить, а не просто проявляете характер.





