Процесс канонизации святых между Поместными Церквями XX - нач. XXI века

Здесь стоит сказать, что святые, канонизированные одной Поместной Церкви, признается и другими. Так в советский период в святцы Русской Церкви были внесены Иоанн Русский и прп. Силуан Афонский, канонизированные Константинопольским Патриархом. А так же прославленный в Америке прп. Герман Аляскинский[120]. Ряд святых был причислен по ходатайству Синода РПЦЗ, например, Иннокентий Вениаминов. По просьбе Православной Миссии в Японии прошла канонизация Николая Японского[121]. Особенно нужно упомянуть канонизацию Царской Семьи, которая была осуществлена РПЦЗ в 1983 году, а далее и у нас в 2000-м. Это во многом послужило объединению РПЦ и РПЦЗ.

Источники:

  1. Григорий Богослов, свт. Избранные творения. М. 2010.
  2. Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. М. 2005. Т.2.
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М. 2006.
  4. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, М, 1904
  5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве // Творения Т.2: Аскетические опыты, М., 1993.
  6. Филарет (Дроздов), свт. Творения: Слова и речи в 5 т., М. 2003.
  7. Общая Минея. М. 2006

Литература:

  1. Андроник (Трубачев), игум. Агиология. // ПЭ., М. 2001. С. 252-253.
  2. Антоний (Блум), митр. Быть христианином.М.2009 [ ]http://www.mitras.ru/be/a_main.htm
  3. Воробьев В., прот. Некоторые проблемы канонизации святых сегодня // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ., М. 2002.
  4. Давыденков. О., иер. Догматическое богословие.
  5. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., Гносис, 1994.
  6. Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М. 2002.
  7. Мансуров С. свщ. Очерки из истории Церкви. М. 2007.
  8. Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009.
  9. Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма. К. 1899.
  10. Попов И. В. Идея обожения в древневосточной Церкви. М., 1909
  11. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М. 1913.
  12. Федотов Г. Святые Древней Руси, СПб. 2004.
  13. Феодор (Поздеевский), архиеп. Смысл православного подвига. Серг. П., 1911
  14. Цыпин А., прот. Церковное право. М. 2011.
  15. Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 //Канонизация святых. М. 1988.
  16. Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад по канонизации святых на Архиерейском Соборе 2000 года. [Электронный ресурс]: <http://www.patriarchia.ru/db/text/422558.html>.
  17. По иконографии были использованы материалы сайта: http://ru-icons.ru/

.


[1] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 //Канонизация святых. М. 1988. С. 3-4.

[2] Там же. С. 5-6.

[3] Лк. 1:49, Ин. 17:11, 1Пет. 1:15, Откр. 4:8, 6:10, Мк. 1:24, Лк. 1:35, 4:34, Деян. 3:14, 4:27, 30, Евр. 7:26, Откр. 3:7).

[4] Там же. С. 3-4.

[5] Там же. С. 7.

[6] Давыденков О., иер. Догматическое богословие. М. 1997. С. 98-99.

[7] Там же. С. 98-99.

[8] Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М. 2002. [Электронный ресурс]: http://st-jhouse.narod.ru/biblio/kontsevich/pn_1.htm#1_7

[9] Иоанн Дамаскин., прп. Точное изложение православной веры. М. 2007. С. 384.

[10] Там же. С. 385.

[11] Там же. С. 388.

[13] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 //Канонизация святых. М. 1988. С. 8.

[14] Там же. С. 10.

[15] Там же. С.12.

[16] Там же. С. 15.

[17] Цит. по: Никулина Е. Н. Агиология. М. 2009. С. 9.

[18] Книга правил. Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных и Святых Отец. К. 2009. С. 124.

[19] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 //Канонизация святых. М. 1988. С. 15.

[20] Там же. С. 16.

[21] Там же. С. 16.

[22] Там же. С. 17. Стоит два слова сказать о канонизации святых в Русской Церкви. В целом, процесс канонизации схож с Константинопольским. Основным признаком было наличие чудотворений или при жизни, или по смерти. Обычно канонизации предшествовала епархиальная работа: исследование достоверности чудес и жизни, а так же написание иконы, составление службы и жития. Часто еще напраславленных святых почитали служением за них панихиды, она иногда служила первым шагом к канонизации. Говоря о периоде до Макарьевских соборов, можно сказать, что основным принципом канонизации было чудотворение, так же осталось и при митрополите Макарии, только свидетельства чудотворений зачитывались на соборах. С данного времени до учрежедния Синода было много прославлено угодников, которые потрудились в «церковном строительстве и миссионерском просвещении». В данный период хотя есть акцент на чудотворении, однако выделяются заслуги перед Церковью и личный подвиг святого. В Синодальный период было мало канонизаций и критерием служили как чудотворения, так и заслуги, причем присутствие обоих было не обязательно. Там же. С. 17-23.

[23] Там же. С. 25-26. Стоит еще сказать, что в XVII веке три вещи давали основание считать человека истинно святым: 1) безукоризненное православие, 2) стяжание всех добродетелей и 3) явление чудес. Там же. С 26.

[24] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С. 26. Житие начинается введением, в котором автор говорит о своем недостоинстве, испрашивает помощи Божией на написание подвигов святого. Приводятся параллели из Писания. Основная часть посвящена похвале родителям святого, чудесном появлении его на свет, святости его уже в детском возрасте. Святой чуждается детских игр, хорошо учится, далее отказывается от образования ради подвига. Затем описываются искушения и окончательный поворот на путь спасения, его подвиги, кончина, посмертные чудеса. В заключении автор благодарит Бога за помощь, призывает к восхищению подвигом и чудесами святого, молится о покровительстве данному святому. Заканчивается житие словом «Аминь». Там же. С. 26-27.

[25] Там же. С. 27.

[26] Там же. С. 28.

[27] Там же. С. 30. Стоит сказать и то, что когда житие вышло из богослужения, то стало приобретать литературные черты (т.е. написание жития стало во многом сводиться к биографии, которая не описывает идеального образа святого, а говорит о пути искушений и ошибок, которым идет подвижник Там же. С 32), и появились попытки вместить его в богослужебные песнопения (напр., в тропарь и т.д.). Там же. С. 30-31.

[28] Каллист Уэр. Духовнй отец в Православии. [Электронный ресурс]: http://krotov.info/history/20/krivova/ware15.html

[29] Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пасторскому богословию. К. 2009. С. 8-9.

[30] Там же. С. 35.

[31] Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М. 2004.С. 18.

[32] Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пасторскому богословию. К. 2009. С. 32-33.

[33] Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М. 2004.С. 228.

[34] По поводу святости Церкви мы приведем слова митр. А. Сурожского, ярко отражающее триадологический аспект святости Церкви: «святость Церкви заключается в том, что она - место, где Бог в Своей полноте присутствует среди Своего народа. Христос Богочеловек, как человек и как Бог, заполняет Собой Церковь; Дух Святой дышит в ней, и во Христе и во Святом Духе мы являемся уже не приемными, а родными детьми Бога и Отца». Антоний (Блум), митр. Быть христианином.М.2009 [ ]http://www.mitras.ru/be/a_main.htm.

[35] Мансуров С. свщ. Очерки из истории Церкви. М. 2007. [Электронный ресурс]: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Istoriya_Tcerkvi.Mansurov.htm

[36] Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М. 2002. [Электронный ресурс]: http://st-jhouse.narod.ru/biblio/kontsevich/pn_1.htm#1_7

[37] Григорий Богослов, свт. Избранные творения. М. 2010. С. 225. Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Да станем подражать вере их, любви, надежде, ревности, жизни, твердому перенесению страданий, терпению даже до крови, чтобы и мы вместе с ними получили венцы славы» Иоанн Дамаскин., прп. Точное изложение православной веры. М. 2007. С. 389.

[38] Мансуров С. свщ. Очерки из истории Церкви. М. 2007. [Электронный ресурс]: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Istoriya_Tcerkvi.Mansurov.htm

[39] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С 34.

[40] Там же. С. 35.

[41] Там же. С. 36. Это прежде всего: 1) им открываются Божественные тайны (это и догматическое учение, и Таинства и все, что касается домостроительства нашего спасения, и это знание они получают непосредственно от Бога), 2) дар языков, с помощью которого преодолеваются любые языковые преграды, 3) особая духовная власть: а) пастырская (руководство Церковью, вязать и решить грехи, совершение Таинств и т.д.) и б) власть творить чудеса (исцеления, воскрешения мертвых, власть над злыми духами). Там же. С. 36-38.

[42] Там же. С. 38-41.

[43] Там же. С. 53.

[44] См. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, Июль 29 (12).

[45] Октоих. Глас 5. Четверг. Седален свв. Апостолам по 1-м стихословии.

[46] Октоих. Глас 1. Среда. Вечерня. Стихиры на Господи воззвах.

[47] Минея Общая. Служба апостолам. Вечерня. Стихира на Господи воззвах.

[48] Минея Общая. Служба апостолу. Вечерня. Стихира на Господи воззвах

[49] Октоих, в среду вечера. Стихиры на Господи воззвах, глас 1.

[50] Октоих. Глас 7. Утреня. Канон свв. Апостолам. Песнь 4.

[51] Минея Общая. Служба апостолу. Утреня. Канон апостолу. Песнь 1.

[52] Минея Общая. Служба апостолам. Утреня. Канон апостолу. Песнь 6.

[53] Минея Общая. Служба апостолам. Стихиры на стиховне.

[54] Минея Общая. Служба апостолам. Стихиры на стиховне.

[55] Минея Общая. Служба апостолу. Канон. Песнь 5.

[56] Минея Общая. Служба апостолу. Канон. Песнь 9.

[57] Минея Общая. Служба апостолу. Стихира на стиховне.

[58] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru. Вообще иконография имеет особое значение в Православной Церкви. Здесь можно привести слова прп. Иоанна Дамаскина: «Станем воздвигать им памятники и изображения, которые видимы, и сами да сделаемся одушевленными памятниками их и изображениями через подражание их добродетелям» Иоанн Дамаскин., прп. Точное изложение православной веры. М. 2007. С. 388.

[59] «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

[60] Матфей, Марк и Лука изображаются во время написания ими Евангелия, сидящими за книгами и пишущими. Также их изображают с соответствующими символами (человек, лев, телец, орел).

[61] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С 92.

[62] Там же. С. 93.

[63] Там же. С. 94.

[64] Там же. С. 95.

[65] См. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, Декабрь 20 (2 января).

[66] Октоих. Глас 1. Суббота. Утреня. Канон. Песнь 7.

[67] Минея Общая. Служба мученице единой. Вечерня.

[68] Октоих. Глас 1. Пятница. Вечерня. Стихира на Господи воззвах.

[69] Октоих. Глас 2. Пятница. Вечерня. Стихира на Господи воззвах.

[70] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru.

[71] Это можно увидеть из слов Христа богатому юноше (Мф. 19:17,24), в котором были указаны два пути спасения: в миру, и в уединении. Там же. С. 137.

[72] Т.е. «непреодолимое внутреннее желание всецело посвятить себя Богу».

[73] Нестяжание необходимо, т.к. оно уводит от мира и приводит к всецелому упованию на Бога, т.о. подвижник возвышается над миром, несет крест (т.е. постоянные лишения и страдания). А путем безбрачия подвижник отрекается от своего естества, выходит на ангельскую высоту. Там же. С. 138.

[74] Телесное делание состоит из следующий вещей: постоянное посещение церковных служб, соблюдение поста, не должно искать уединения (новоначальным), в свободное время следует заниматься «душеполезным чтением и рукодением». Там же. С. 139.

[75] Душевное состоит из: 1) изучение Евангелия и св. Отцов, 2) «смирение и любовь к ближнему», 3) молитва келейная и Иисусова, 4) «богомыслие и память о смерти», 5) «терпение скорбей», 6) трезвенния, 7) борьбы с падшими духами и 8) покаяния. Там же. С. 140.

[76] Там же. С. 139.

[77] См. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, Сентябрь 25 (8 октября).

[78] Минея Общая. Служба преподобному. Стихира на Господи, воззвах.

[79] Минея Общая. Служба общая преподобным. Утреня. Канон. Песнь 5.

[80] Минея Общая. Служба преподобному. Утреня. Канон. Песнь 9.

[81] Минея Общая. Служба преподобному. Стихира по 50-м псалме.

[82] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru.

[83] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С 145.

[84] Там же. С. 154.

[85] Там же. С. 224.

[86] Там же. С. 228.

[87] См. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, Декабрь 6 (19).

[88] Минея Общая. Служба святителю. Тропарь святителю.

[89] Минея Общая. Служба святителю. Кондак святителю.

[90] Минея Общая. Служба святителю. Икос.

[91] Минея Общая. Служба святителю. Седален по полиелее.

[92] Минея Общая. Служба святителю. Утреня. Канон. Песнь 5..

[93] Минея Общая. Служба святителю. Стихиры на Господи, воззвах.

[94] Минея Общая. Служба святителю. Тропарь святителю

[95] Минея Общая. Служба святителю. Стихира на Господи, воззвах.

[96] Минея Общая. Служба святителю. Седален по полиелее.

[97] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru/

[98] Константин, Феодосий I, Феодосий II, Маркиан, Юстиниан, императрица Ирина.

[99] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С 241.

[100] Там же. С. 242.

[101] Там же. С. 244. Образ русского святого князя состоял из: преданности Церкви, молитве, в устроении храмов, заботе о нищих и угнетенных, военные подвиги. Но главная идея княжеского подвига – в жертвенной любви за свое отечество и народ. Там же. С. 245. Использована также работа: Федотов. Г. Святые Древней Руси. М. 1991. [Электронный ресурс]: http://www.vehi.net/fedotov/svyatye/

[102] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С. 246.

[103] Этим безумством для мира является тайна Креста Христова. «Мудрости человеческой казалось, что Крест – свидетельство немощи, и веровать в него – неразумие, а на самом деле было совсем по-другому: верующие в него исполнялись силою и премудростию». Там же. С. 247.

[104] Там же. С. 248.

[105] Там же. С. 250.

[106] Там же. С. 252.

[107] Там же. С. 253.

[108] Там же. С. 254-255.

[109] См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm.

[110] Минея Общая. Служба юродивому. Канон. Песнь 8.

[111] Минея Общая. Служба юродивому. Кондак.

[112] Минея Общая. Служба юродивому. Тропарь.

[113] Минея Общая. Служба юродивому. Стихиры на Господи, воззвах.

[114] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru/

[115]Воробьев. В. Некоторые проблемы канонизации святых сегодня. С. 157.

[116] С. 156.

[117] С. 158.

[118] С. 161.

[119] С. 161. Например, служба великим святым совершается повсеместно, а малым только на местах их подвигов. Нельзя и служить все время полиелей только греческим святым и древним, а новых оставлять без торжественной службы.

[120] Никулина. Агиология. С. 20.

[121] Канонизация святых. С. 24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: