Здесь стоит сказать, что святые, канонизированные одной Поместной Церкви, признается и другими. Так в советский период в святцы Русской Церкви были внесены Иоанн Русский и прп. Силуан Афонский, канонизированные Константинопольским Патриархом. А так же прославленный в Америке прп. Герман Аляскинский[120]. Ряд святых был причислен по ходатайству Синода РПЦЗ, например, Иннокентий Вениаминов. По просьбе Православной Миссии в Японии прошла канонизация Николая Японского[121]. Особенно нужно упомянуть канонизацию Царской Семьи, которая была осуществлена РПЦЗ в 1983 году, а далее и у нас в 2000-м. Это во многом послужило объединению РПЦ и РПЦЗ.
Источники:
- Григорий Богослов, свт. Избранные творения. М. 2010.
- Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. М. 2005. Т.2.
- Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М. 2006.
- Жития святых свт. Димитрия Ростовского, М, 1904
- Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве // Творения Т.2: Аскетические опыты, М., 1993.
- Филарет (Дроздов), свт. Творения: Слова и речи в 5 т., М. 2003.
- Общая Минея. М. 2006
Литература:
- Андроник (Трубачев), игум. Агиология. // ПЭ., М. 2001. С. 252-253.
- Антоний (Блум), митр. Быть христианином.М.2009 [ ]http://www.mitras.ru/be/a_main.htm
- Воробьев В., прот. Некоторые проблемы канонизации святых сегодня // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ., М. 2002.
- Давыденков. О., иер. Догматическое богословие.
- Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., Гносис, 1994.
- Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М. 2002.
- Мансуров С. свщ. Очерки из истории Церкви. М. 2007.
- Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009.
- Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма. К. 1899.
- Попов И. В. Идея обожения в древневосточной Церкви. М., 1909
- Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М. 1913.
- Федотов Г. Святые Древней Руси, СПб. 2004.
- Феодор (Поздеевский), архиеп. Смысл православного подвига. Серг. П., 1911
- Цыпин А., прот. Церковное право. М. 2011.
- Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 //Канонизация святых. М. 1988.
- Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад по канонизации святых на Архиерейском Соборе 2000 года. [Электронный ресурс]: <http://www.patriarchia.ru/db/text/422558.html>.
- По иконографии были использованы материалы сайта: http://ru-icons.ru/
.
[1] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 //Канонизация святых. М. 1988. С. 3-4.
[2] Там же. С. 5-6.
[3] Лк. 1:49, Ин. 17:11, 1Пет. 1:15, Откр. 4:8, 6:10, Мк. 1:24, Лк. 1:35, 4:34, Деян. 3:14, 4:27, 30, Евр. 7:26, Откр. 3:7).
[4] Там же. С. 3-4.
[5] Там же. С. 7.
[6] Давыденков О., иер. Догматическое богословие. М. 1997. С. 98-99.
[7] Там же. С. 98-99.
[8] Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М. 2002. [Электронный ресурс]: http://st-jhouse.narod.ru/biblio/kontsevich/pn_1.htm#1_7
[9] Иоанн Дамаскин., прп. Точное изложение православной веры. М. 2007. С. 384.
[10] Там же. С. 385.
[11] Там же. С. 388.
[13] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 //Канонизация святых. М. 1988. С. 8.
[14] Там же. С. 10.
[15] Там же. С.12.
[16] Там же. С. 15.
[17] Цит. по: Никулина Е. Н. Агиология. М. 2009. С. 9.
[18] Книга правил. Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных и Святых Отец. К. 2009. С. 124.
[19] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 //Канонизация святых. М. 1988. С. 15.
[20] Там же. С. 16.
[21] Там же. С. 16.
[22] Там же. С. 17. Стоит два слова сказать о канонизации святых в Русской Церкви. В целом, процесс канонизации схож с Константинопольским. Основным признаком было наличие чудотворений или при жизни, или по смерти. Обычно канонизации предшествовала епархиальная работа: исследование достоверности чудес и жизни, а так же написание иконы, составление службы и жития. Часто еще напраславленных святых почитали служением за них панихиды, она иногда служила первым шагом к канонизации. Говоря о периоде до Макарьевских соборов, можно сказать, что основным принципом канонизации было чудотворение, так же осталось и при митрополите Макарии, только свидетельства чудотворений зачитывались на соборах. С данного времени до учрежедния Синода было много прославлено угодников, которые потрудились в «церковном строительстве и миссионерском просвещении». В данный период хотя есть акцент на чудотворении, однако выделяются заслуги перед Церковью и личный подвиг святого. В Синодальный период было мало канонизаций и критерием служили как чудотворения, так и заслуги, причем присутствие обоих было не обязательно. Там же. С. 17-23.
[23] Там же. С. 25-26. Стоит еще сказать, что в XVII веке три вещи давали основание считать человека истинно святым: 1) безукоризненное православие, 2) стяжание всех добродетелей и 3) явление чудес. Там же. С 26.
[24] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С. 26. Житие начинается введением, в котором автор говорит о своем недостоинстве, испрашивает помощи Божией на написание подвигов святого. Приводятся параллели из Писания. Основная часть посвящена похвале родителям святого, чудесном появлении его на свет, святости его уже в детском возрасте. Святой чуждается детских игр, хорошо учится, далее отказывается от образования ради подвига. Затем описываются искушения и окончательный поворот на путь спасения, его подвиги, кончина, посмертные чудеса. В заключении автор благодарит Бога за помощь, призывает к восхищению подвигом и чудесами святого, молится о покровительстве данному святому. Заканчивается житие словом «Аминь». Там же. С. 26-27.
[25] Там же. С. 27.
[26] Там же. С. 28.
[27] Там же. С. 30. Стоит сказать и то, что когда житие вышло из богослужения, то стало приобретать литературные черты (т.е. написание жития стало во многом сводиться к биографии, которая не описывает идеального образа святого, а говорит о пути искушений и ошибок, которым идет подвижник Там же. С 32), и появились попытки вместить его в богослужебные песнопения (напр., в тропарь и т.д.). Там же. С. 30-31.
[28] Каллист Уэр. Духовнй отец в Православии. [Электронный ресурс]: http://krotov.info/history/20/krivova/ware15.html
[29] Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пасторскому богословию. К. 2009. С. 8-9.
[30] Там же. С. 35.
[31] Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М. 2004.С. 18.
[32] Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пасторскому богословию. К. 2009. С. 32-33.
[33] Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М. 2004.С. 228.
[34] По поводу святости Церкви мы приведем слова митр. А. Сурожского, ярко отражающее триадологический аспект святости Церкви: «святость Церкви заключается в том, что она - место, где Бог в Своей полноте присутствует среди Своего народа. Христос Богочеловек, как человек и как Бог, заполняет Собой Церковь; Дух Святой дышит в ней, и во Христе и во Святом Духе мы являемся уже не приемными, а родными детьми Бога и Отца». Антоний (Блум), митр. Быть христианином.М.2009 [ ]http://www.mitras.ru/be/a_main.htm.
[35] Мансуров С. свщ. Очерки из истории Церкви. М. 2007. [Электронный ресурс]: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Istoriya_Tcerkvi.Mansurov.htm
[36] Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М. 2002. [Электронный ресурс]: http://st-jhouse.narod.ru/biblio/kontsevich/pn_1.htm#1_7
[37] Григорий Богослов, свт. Избранные творения. М. 2010. С. 225. Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Да станем подражать вере их, любви, надежде, ревности, жизни, твердому перенесению страданий, терпению даже до крови, чтобы и мы вместе с ними получили венцы славы» Иоанн Дамаскин., прп. Точное изложение православной веры. М. 2007. С. 389.
[38] Мансуров С. свщ. Очерки из истории Церкви. М. 2007. [Электронный ресурс]: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Istoriya_Tcerkvi.Mansurov.htm
[39] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С 34.
[40] Там же. С. 35.
[41] Там же. С. 36. Это прежде всего: 1) им открываются Божественные тайны (это и догматическое учение, и Таинства и все, что касается домостроительства нашего спасения, и это знание они получают непосредственно от Бога), 2) дар языков, с помощью которого преодолеваются любые языковые преграды, 3) особая духовная власть: а) пастырская (руководство Церковью, вязать и решить грехи, совершение Таинств и т.д.) и б) власть творить чудеса (исцеления, воскрешения мертвых, власть над злыми духами). Там же. С. 36-38.
[42] Там же. С. 38-41.
[43] Там же. С. 53.
[44] См. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, Июль 29 (12).
[45] Октоих. Глас 5. Четверг. Седален свв. Апостолам по 1-м стихословии.
[46] Октоих. Глас 1. Среда. Вечерня. Стихиры на Господи воззвах.
[47] Минея Общая. Служба апостолам. Вечерня. Стихира на Господи воззвах.
[48] Минея Общая. Служба апостолу. Вечерня. Стихира на Господи воззвах
[49] Октоих, в среду вечера. Стихиры на Господи воззвах, глас 1.
[50] Октоих. Глас 7. Утреня. Канон свв. Апостолам. Песнь 4.
[51] Минея Общая. Служба апостолу. Утреня. Канон апостолу. Песнь 1.
[52] Минея Общая. Служба апостолам. Утреня. Канон апостолу. Песнь 6.
[53] Минея Общая. Служба апостолам. Стихиры на стиховне.
[54] Минея Общая. Служба апостолам. Стихиры на стиховне.
[55] Минея Общая. Служба апостолу. Канон. Песнь 5.
[56] Минея Общая. Служба апостолу. Канон. Песнь 9.
[57] Минея Общая. Служба апостолу. Стихира на стиховне.
[58] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru. Вообще иконография имеет особое значение в Православной Церкви. Здесь можно привести слова прп. Иоанна Дамаскина: «Станем воздвигать им памятники и изображения, которые видимы, и сами да сделаемся одушевленными памятниками их и изображениями через подражание их добродетелям» Иоанн Дамаскин., прп. Точное изложение православной веры. М. 2007. С. 388.
[59] «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).
[60] Матфей, Марк и Лука изображаются во время написания ими Евангелия, сидящими за книгами и пишущими. Также их изображают с соответствующими символами (человек, лев, телец, орел).
[61] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С 92.
[62] Там же. С. 93.
[63] Там же. С. 94.
[64] Там же. С. 95.
[65] См. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, Декабрь 20 (2 января).
[66] Октоих. Глас 1. Суббота. Утреня. Канон. Песнь 7.
[67] Минея Общая. Служба мученице единой. Вечерня.
[68] Октоих. Глас 1. Пятница. Вечерня. Стихира на Господи воззвах.
[69] Октоих. Глас 2. Пятница. Вечерня. Стихира на Господи воззвах.
[70] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru.
[71] Это можно увидеть из слов Христа богатому юноше (Мф. 19:17,24), в котором были указаны два пути спасения: в миру, и в уединении. Там же. С. 137.
[72] Т.е. «непреодолимое внутреннее желание всецело посвятить себя Богу».
[73] Нестяжание необходимо, т.к. оно уводит от мира и приводит к всецелому упованию на Бога, т.о. подвижник возвышается над миром, несет крест (т.е. постоянные лишения и страдания). А путем безбрачия подвижник отрекается от своего естества, выходит на ангельскую высоту. Там же. С. 138.
[74] Телесное делание состоит из следующий вещей: постоянное посещение церковных служб, соблюдение поста, не должно искать уединения (новоначальным), в свободное время следует заниматься «душеполезным чтением и рукодением». Там же. С. 139.
[75] Душевное состоит из: 1) изучение Евангелия и св. Отцов, 2) «смирение и любовь к ближнему», 3) молитва келейная и Иисусова, 4) «богомыслие и память о смерти», 5) «терпение скорбей», 6) трезвенния, 7) борьбы с падшими духами и 8) покаяния. Там же. С. 140.
[76] Там же. С. 139.
[77] См. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, Сентябрь 25 (8 октября).
[78] Минея Общая. Служба преподобному. Стихира на Господи, воззвах.
[79] Минея Общая. Служба общая преподобным. Утреня. Канон. Песнь 5.
[80] Минея Общая. Служба преподобному. Утреня. Канон. Песнь 9.
[81] Минея Общая. Служба преподобному. Стихира по 50-м псалме.
[82] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru.
[83] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С 145.
[84] Там же. С. 154.
[85] Там же. С. 224.
[86] Там же. С. 228.
[87] См. Жития святых свт. Димитрия Ростовского, Декабрь 6 (19).
[88] Минея Общая. Служба святителю. Тропарь святителю.
[89] Минея Общая. Служба святителю. Кондак святителю.
[90] Минея Общая. Служба святителю. Икос.
[91] Минея Общая. Служба святителю. Седален по полиелее.
[92] Минея Общая. Служба святителю. Утреня. Канон. Песнь 5..
[93] Минея Общая. Служба святителю. Стихиры на Господи, воззвах.
[94] Минея Общая. Служба святителю. Тропарь святителю
[95] Минея Общая. Служба святителю. Стихира на Господи, воззвах.
[96] Минея Общая. Служба святителю. Седален по полиелее.
[97] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru/
[98] Константин, Феодосий I, Феодосий II, Маркиан, Юстиниан, императрица Ирина.
[99] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С 241.
[100] Там же. С. 242.
[101] Там же. С. 244. Образ русского святого князя состоял из: преданности Церкви, молитве, в устроении храмов, заботе о нищих и угнетенных, военные подвиги. Но главная идея княжеского подвига – в жертвенной любви за свое отечество и народ. Там же. С. 245. Использована также работа: Федотов. Г. Святые Древней Руси. М. 1991. [Электронный ресурс]: http://www.vehi.net/fedotov/svyatye/
[102] Никулина Е. Н. Агиология, М. 2009. С. 246.
[103] Этим безумством для мира является тайна Креста Христова. «Мудрости человеческой казалось, что Крест – свидетельство немощи, и веровать в него – неразумие, а на самом деле было совсем по-другому: верующие в него исполнялись силою и премудростию». Там же. С. 247.
[104] Там же. С. 248.
[105] Там же. С. 250.
[106] Там же. С. 252.
[107] Там же. С. 253.
[108] Там же. С. 254-255.
[109] См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm.
[110] Минея Общая. Служба юродивому. Канон. Песнь 8.
[111] Минея Общая. Служба юродивому. Кондак.
[112] Минея Общая. Служба юродивому. Тропарь.
[113] Минея Общая. Служба юродивому. Стихиры на Господи, воззвах.
[114] Написан на основе материалов с сайта http://ru-icons.ru/
[115]Воробьев. В. Некоторые проблемы канонизации святых сегодня. С. 157.
[116] С. 156.
[117] С. 158.
[118] С. 161.
[119] С. 161. Например, служба великим святым совершается повсеместно, а малым только на местах их подвигов. Нельзя и служить все время полиелей только греческим святым и древним, а новых оставлять без торжественной службы.
[120] Никулина. Агиология. С. 20.
[121] Канонизация святых. С. 24.