Интерпретации второго правила

Я уже говорил, что поскольку фразы „преимущества для всех" и „равно открыты для всех" — неоднозначны, обе части вторе' принципа имеют два естественных смысла. Поскольку оба смысла независимы друг от друга, принцип имеет четыре возможных зна­чения. Предполагая, что первый принцип равной свободы имеет везде один и тот же смысл, у нас есть четыре интерпретации двух прин­ципов. Они указаны в приведенной ниже таблице.

Я по очереди набросаю три интерпретации: систему естественной свободы, либеральное равенство и демократическое равенство. В не­которых отношениях такая последовательность более интуитивна, но если предварить ее интерпретацией природной аристократии, это тоже будет представлять некоторый интерес, и поэтому я кратко остановлюсь на ней. При разработке справедливости как честности мы должны решить, какая из интерпретаций является более пред­почтительной. Я приму демократическое равенство, объяснив в сле­дующем параграфе, что это значит. Аргументы в пользу этой интер­претации в исходном положении появятся лишь в следующей главе.

Первая интерпретация (в любой последовательности), с которой я буду иметь дело, — это система естественной свободы. Первая


часть второго принципа понимается как принцип эффективности, в применении к институтам, или, в данном случае, к базисной структуре общества. Вторая часть понимается как открытая социальная система, в которой, используя традиционную фразу, карьеры открыты всем талантам. Во всех интерпретациях я предполагаю, что выполняется первый принцип равной свободы и что экономика представляет в общих чертах систему свободного рынка, хотя средства производства могут быть в частной собственности, а могут и не быть. Система естественной свободы утверждает, что удовлетворяющая принципу эффективности базисная структура общества, в котором положения открыты тем, кто способен и желает бороться за них, приведет к справедливому распределению. Приписывание прав и обязанностей таким способом мыслится в качестве схемы честного выделения бо­гатства и доходов, власти и ответственности, каким бы это выделение ни было. Доктрина включает важный элемент чисто процедурной справедливости, который переносится на другие интерпретации.

В этом месте необходимо сделать краткое отступление для того, чтобы объяснить принцип эффективности. Этот принцип есть просто принцип оптимальности Парето (так его называют экономисты), сфор­мулированный так, чтобы быть применимым к базисной структуре7. Я буду использовать термин „эффективность" вместо „оптималь­ность", потому что литературно это более правильно, так как термин „оптимальность" предполагает более широкую концепцию, каковой она не является8. Вообще-то, этот принцип был изначально предназ­начен к применению к конкретным конфигурациям экономических систем, например, к распределению товаров среди потребителей, или же к видам производства, а не институтам. Принцип утверждает, что конфигурация эффективна, когда невозможно изменить ее так, чтобы сделать лучше одним людям (по крайней мере одному человеку) без того, чтобы в то же время не сделать хуже другим людям (по крайней мере одному человеку). Таким образом, распределение то­варов среди индивидов эффективно, если не существует такого пере­распределения этих товаров, которое улучшает условия, по крайней мере одного из индивидов, без ухудшения условий другого. Органи­зация продукции эффективна, если нет такого способа ее изменения, при котором увеличение производства одного из товаров не сопро­вождалось бы уменьшением производства другого товара. Если бы мы сумели произвести большее количество одного товара без однов­ременного уменьшения другого, большее количество товара могло бы быть использовано для улучшения условий одних людей без ухуд­шения условий других. Подобные применения принципа показывают, что это в самом деле принцип эффективности. Распределение товаров или схема производства продукции неэффективны, когда есть способы улучшить ситуацию -одним индивидам, не делая хуже при этом другим. Я предположу, что стороны в исходном положении принимают этот принцип для того, чтобы судить об эффективности экономиче­ского и социального устройств (см. следующее ниже обсуждение принципа эффективности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: