Разновидности рынка

Лекция 1. Рыночная экономика

Рынок. Понятие и разновидности.

Основные условия функционирования рыночного механизма

Сегментация и емкость рынка.

Понятие рынка

Рынок- это саморегулируемая, основанная на экономической свободе деятельности система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар с передачей юридического права собственности после его оплаты.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на ключевые вопросы: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Ценообразующая – в результате взаимодействия производителей и потребителей на рынке формируется цена на товар.

Информационная – постоянно меняющиеся цены дают информацию о потребном количестве товара, его качестве, ассортименте и т.д.

Регулирующая – рынок воздействует на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство.

Посредническая функция – рынок выступает посредником между продавцом и покупателем.

Санирующая функция – рынок постоянно проводит отбор среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.

Разновидности рынка.

Рыночная система дифференцируется по интересам товаропроизводителей и покупателей. Деление или группировка рынков основана на функциях рыночных отношений. На первом этапе рынок представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный.

Производственный рынок обслуживает совокупность отраслей материального производства и личного интереса общества. Производственный рынок делиться на рынок средств производства и потребительский рынок.

рынок средств производства - это купля- продажа материальных ресурсов основного производства (сырья, материалов, топлива, оборудования, инструмента и т.д.).

Рынок потребительский -купля-продажа предметов потребления, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных и коллективных нужд.

Рынок труда – сфера купли – продажи рабочей силы на основе договоров между работодателем и работником.

Финансовый рынок –совокупность операций по ссудам и займам, купле-продаже иностранной валюты, ценных бумаг. Финансовый рынок включает: рынок капитала, ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

По территориально- географическому признаку рынок может быть внутренним (региональный, местный, национальный) и внешним( мировой, европейский).

Деление товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке. Есть рынок промежуточных продавцов – это рынок посреднических операций.

2.Основные условия функционирования рыночного механизма:

  1. Перечень товаров и услуг, которые будут реализованы для удовлетворения потребностей общества;
  2. Оценка потребностей в ресурсах (трудовых, материальных, финансовых);
  3. Управление процессом реализации товаров и услуг.

План номенклатуры товаров и услуг – это составная часть плана перспективного развития любой организации (бизнес-план), который формируется на основе оценки конкурентоспособности товара. Определяется количество товара, которое можно реализовать за планируемый период. Реализованное количество товара должно обеспечить запланированный доход производителя и продавца. Для этого должно выполняться по крайней мере три требования:

  • Величина спроса должна быть равна или превышать величину предложения;

(см. копированные таблица и график);

  • Изменения в потребительском спросе;
  • Ценовая эластичность спроса должна обеспечивать соответствующую величину выручки (больше чем сумма затрат). В=Ц*Q

Увеличение выручки может быть достигнуто при:

-росте цен и неизменном объеме реализации, т.е.. Цн>Цс; Qн=Qс

-росте цен и росте объема реализации, т.е. Цн>Цс; Qн>Qс

-снижении цен и росте объема реализации, т.е. Цн<Цс; Qн>Qс

Первые два варианта не вызывают сомнения в увеличении выручки. Последний вариант обеспечит рост выручки только при определенных соотношениях изменения объема и цены. Эластичность – это такое соотношение цены и объема реализации, когда потери, возникающие в результате снижения цены (или объема реализации), покрываются дополнительной выручкой от увеличения объема реализации (или роста цен). Спрос не эластичен, когда потери превышают величину дополнительной выручки.

Итак, эластичность товаров и услуг характеризуется условием, когда темпы роста количества покупаемых товаров или услуг (спрос) опережают темпы снижения цены.

Эластичность может быть выражена отношением относительного изменения объема реализации к темпам относительного изменения цен.

Относительные показатели изменения объема реализации tQ и tЦ определяются по формуле.

tQ=1+2(Qн-Qс)/(Qн+Qс)

tЦ=1+2(Цн-Цс)/(Цн+Цс)

данные показатели могут быть как положительными, так и отрицательными. Независимо от этого они принимаются с положительным значением.

Э=tQ/tЦ

Эластичность может быть меньше единицы, т.е. отсутствовать. При этом выручка снижается. Это состояние, когда спрос меньше предложения.

Эластичность может быть равна единице. Состояние равновесной цены. Спрос равен предложению.

Эластичность может быть больше единицы, т.е. товар эластичен и приносит продавцу дополнительную выручку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: