Структура и функции рынка

Современная рыночная экономика отличается сложными связями между всеми участниками рыночных взаимоотношений. Поэтому рынки можно классифицировать по различным признакам, формирующим разнообразные структуры.

1. По экономическому назначению объектов:

* рынки благ и услуг

* рынки средств производства

* рынки идей и ноу-хау

* рынки рабочей силы

* рынки финансов.

2. По географическому положению:

· местные

· региональные

· национальные

· мировой.

3. По степени ограничения конкуренции:

* совершенной конкуренции

* монополистической конкуренции

* олигополистический

* монополистический.

4. По характеру продаж:

* оптовый

* розничный.

5. По степени контроля со стороны государства:

* регулируемый

* нерегулируемый.

6. По отношению к законодательству:

* легальный

* нелегальный (теневой, чёрный).

Можно выделить также отраслевые рынки, рынки по отдельным товарным группам, различные финансовые рынки, классифицировать их по продолжительности периода сделки (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

Наряду со структурой существует также рыночная инфраструктура. Инфраструктура - это учреждения, организации, институты, выполняющие вспомогательные функции, обеспечивающие нормальную работу рыночной экономики. Инфраструктурные подразделения бывают универсальные (работающие в любой сфере) и специализированные (обслуживающие только определённые рынки).

Универсальные: информационные центры, рекламные агентства, консалтинговые, юридические и аудиторские конторы.

Специализированные:

На рынке благ и ресурсов: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, торговые дома, ярмарки, аукционы.

На финансовом рынке: банки, страховые компании, фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и др. Фонды.

На рынке труда: биржи труда, агентства по найму.

Функции рынка:

1. Посредническая. Рынок сводит покупателей и потребителей, владельцев ресурсов и предпринимателей. Многочисленность участников рыночных сделок обеспечивает возможность выбора той и другой стороне, делая взаимодействие между ними взаимовыгодным.

2. Информационная. На рынке человек получает необходимую информацию о количестве и качестве предлагаемой продукции (благах и ресурсах), установившемся уровне цен, наличии товаров-заменителей и т.п. Чем конкурентнее рыночная среда, тем достовернее и оперативнее информация. Изменение цен на блага и ресурсы также несёт в себе информацию об общественных потребностях и перспективах производства.

3. Ценообразующая. Интересы покупателя и продавца противоположны. Покупатель стремиться купить как можно дешевле, продавец - продать как можно дороже. Рыночная цена представляет собой компромисс, выражение взаимной заинтересованности в осуществлении сделки. Рыночная цена формируется на таком уровне, который приемлем для большинства покупателей и продавцов. Она должна быть приемлема для доходов покупателей и должна компенсировать затраты продавцов.

4. Санирующая. Санация - оздоровление. Рыночная цена компенсирует общественно необходимые затраты - то есть характерные для большинства предприятий. Фирмы, у которых уровень индивидуальных затрат выше, чем общественно необходимый, вынуждены либо совершенствовать производство, либо закрываться. Рынок жесток к отсталым, нежизнеспособным предприятиям, на нём выживают только наиболее предприимчивые и эффективные. В результате непрерывно повышается уровень экономического развития общества в целом.

5. Регулирующая. Рынок воздействует на все сферы экономики. Посредством ценового механизма он регулирует условия производства и потребления, делая их более рациональными. Внутриотраслевая конкуренция обеспечивает снижение затрат и рост производительности труда. Межотраслевая конкуренция регулирует распределение ресурсов между отраслями, формирует оптимальную структуру экономики. Несмотря на частичные сбои в регулирующих механизмах, рыночная экономика и сегодня продолжает сохранять способность к саморегуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: