Для функционирования механизма конкуренции необходимо:
- Равенство экономических агентов, действующих на рынке продаж;
- Однородный характер продаваемой продукции;
- Свобода входа на рынок и выхода с него (отсутствие препятствий для входа в виде организационных структур).
Различают несколько видов конкуренции, или так называемых рыночных структур.
Совершенная (чистая) конкуренция – имеется большое число продавцов однородной продукции, которые находятся в равных условиях. Потребителю безразлично у кого покупать. Нет ограничения к доступу информации о состоянии рынка. Нет препятствий к вхождению на рынок.
Рынок чистой монополии - товар представлен на рынке единственным производителем или производитель имеет льготы и привилегии со стороны государства. Цены диктуются без анализа платежеспособности потребителей.
Mono-один, poleo –продаю; греч.
Монополистическая конкуренция- вся номенклатура товаров представлена большим числом продавцов, но товары различаются по качеству, типу маркам и т.д. в отличии от чистой монополии не предусматривает ограничений для вхождения на рынок. Этот вид конкуренции стоим как бы между чистой конкуренцией и чистой монополией. Часто встречается в практике.
|
|
Олигополия – существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Фирмы принимают совместные решения о ценах на продукцию.
Для формирования конкурентных рынков должна работать институциональная среда, которая обеспечила бы защиту национальных производителей.
Тема 3. Денежный капитал.