Значимость отдельных видов ресурсов изменяется по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от неё— к постиндустриальной технологии.
В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном— материальным, в постиндустриальном — интеллектуальным и информационным ресурсам рис.1.
Рис.1 Схема направлений развития общества
Функции экономики заключаются в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей. Чтобы создать такое богатство, люди используют имеющиеся у них для этого возможности «ресурсы». Для обозначения многообразия форм этих богатств в современной экономике используются понятия:
«ценность» (value),
«богатство» (wealth),
стоимость — benefit,
польза,
благо,
извлечение выгоды,
извлечение прибыли.
В настоящее время технологическая революция с информационными технологиями в центре заново формирует материальную основу общества. В новой информационной экономике — экономике, основанной на знаниях, источник производительности заключается в технологии генерирования знаний.
|
|
Главным богатством стран, народов, территорий и организаций было принято считать физический капитал, включающий плодородные земли, полезные ископаемые, заводы, фабрики, оборудование и т.д. В современном обществе основой богатства становятся знания. Именно они во многом определяютконкурентоспособность организаций, стран и регионов, выступают ключевым ресурсом развития.
Управление знаниями – достаточно молодая концепция, появившаяся лишь в последние 10 лет. Одна из первых книг по управлению знаниями была опубликована в 1987 г. Тогда же состоялась первая научная конференция, посвященная этому вопросу.
В 1991 г. страховая компания Скандия учредила пост директора по управлению знаниями. В том же году такие авторитетные издания, как Форчун и Гарвард бизнес-ревью публикуют первые статьи, посвященные менеджменту знаний.
С 1994 г. на Западе крупные консалтинговые фирмы предлагают для своих клиентов услуги и семинары в сфере менеджмента знаний.
Стало выходить множество периодических изданий, специально посвященных данному управлению. Рынок консалтинговых услуг вырос с 400 млн долл. в 1994 г. до 2,6 млрд долл. в 1996 г.
В 1996 г. было проведено около 40 международных конференций на тему управления знаниями.
С 2000 года известны случаи применения данной методологии крупными организациями, такими как ООН, BBC.
Интерес к интеллектуальной собственности прежде всего связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и лицензий.
|
|
Классиками данной теории можно назвать японских исследователей Икуджиро Нонака, Хиротака Такеучи, которые объясняют сногсшибательный успех японских компаний их стремлением к созданию нового знания и использованию его в своих продуктах и технологиях.
Задачи управления знаниями УЗ:
1. диагностика и анализ,
2. приобретение знаний,
3. создание системы,
4. поддержка.
В зависимости от того, на какой стадии делается акцент, теорию УЗ можно разбить на два подхода: управленческий и технологический.
Управленческий подход отвечает за эффективность применения cистемы управления знаниями(CУЗ), т. е. за обучение персонала, проведение сопутствующих мероприятий, отслеживание новых потребностей и устранение ненужных функций, установление своеобразной корпоративной информационной культуры.
В основе технологического — акцент на компьютерных технологиях, обеспечивающих создание системы, хранение и обработку данных, знаний и документов.
В целом, можно сказать, что УЗ — это область, находящаяся на пересечении трех блоков дисциплин: управление бизнесом, гуманитарные науки и информационные науки (рис. 1):
1. Науки об управлении бизнесом — область, с точки зрения управления знаниями отвечающая на вопрос «Как создавать добавленную стоимость и обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний?». Главным объектом управления в данной области является компания как открытая социально-экономическая система.
2. Науки об информации, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос «Как эффективно работать с информацией?». Соответственно названию наук, главным объектом изучения и управления в данной области является информация.
3. Гуманитарные науки, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос «Как обеспечить необходимое поведение людей?». Главным объектом изучения в данной области является человек.