Появление теории управления знаниями

Значимость отдельных видов ресурсов изменяется по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от неё— к постиндустриальной технологии.

В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном— материальным, в постиндустриальном — интеллектуальным и информационным ресурсам рис.1.

 
 


Рис.1 Схема направлений развития общества

Функции экономики заключаются в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей. Чтобы создать такое богатство, люди используют имеющиеся у них для этого возможности «ресурсы». Для обозначения многообразия форм этих богатств в современной экономике используются понятия:

«ценность» (value),

«богатство» (wealth),

стоимость — benefit,

польза,

благо,

извлечение выгоды,

извлечение прибыли.

В настоящее время технологическая революция с информационными технологиями в центре заново формирует материальную основу общества. В новой информационной экономике — экономике, основанной на знаниях, источник производительности заключается в технологии генерирования знаний.

Главным богатством стран, народов, территорий и организаций было принято считать физический капитал, включающий плодородные земли, полезные ископаемые, заводы, фабрики, оборудование и т.д. В современном обществе основой богатства становятся знания. Именно они во многом определяютконкурентоспособность организаций, стран и регионов, выступают ключевым ресурсом развития.

Управление знаниями – достаточно молодая концепция, появившаяся лишь в последние 10 лет. Одна из первых книг по управлению знаниями была опубликована в 1987 г. Тогда же состоялась первая научная конференция, посвященная этому вопросу.

В 1991 г. страховая компания Скандия учредила пост директора по управлению знаниями. В том же году такие авторитетные издания, как Форчун и Гарвард бизнес-ревью публикуют первые статьи, посвященные менеджменту знаний.

С 1994 г. на Западе крупные консалтинговые фирмы предлагают для своих клиентов услуги и семинары в сфере менеджмента знаний.

Стало выходить множество периодических изданий, специально посвященных данному управлению. Рынок консалтинговых услуг вырос с 400 млн долл. в 1994 г. до 2,6 млрд долл. в 1996 г.

В 1996 г. было проведено около 40 международных конференций на тему управления знаниями.

С 2000 года известны случаи применения данной методологии крупными организациями, такими как ООН, BBC.

Интерес к интеллектуальной собственности прежде всего связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и лицензий.

Классиками данной теории можно назвать японских исследователей Икуджиро Нонака, Хиротака Такеучи, которые объясняют сногсшибательный успех японских компаний их стремлением к созданию нового знания и использованию его в своих продуктах и технологиях.

Задачи управления знаниями УЗ:

1. диагностика и анализ,

2. приобретение знаний,

3. создание системы,

4. поддержка.

В зависимости от того, на какой стадии делается акцент, теорию УЗ можно разбить на два подхода: управленческий и технологический.

Управленческий подход отвечает за эффективность применения cистемы управления знаниями(CУЗ), т. е. за обучение персонала, проведение сопутствующих мероприятий, отслеживание новых потребностей и устранение ненужных функций, установление своеобразной корпоративной информационной культуры.

В основе технологического — акцент на компьютерных технологиях, обеспечивающих создание системы, хранение и обработку данных, знаний и документов.

В целом, можно сказать, что УЗ — это область, находящаяся на пересечении трех блоков дисциплин: управление бизнесом, гуманитарные науки и информационные науки (рис. 1):

1. Науки об управлении бизнесом — область, с точки зрения управления знаниями отвечающая на вопрос «Как создавать добавленную стоимость и обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний?». Главным объектом управления в данной области является компания как открытая социально-экономическая система.

2. Науки об информации, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос «Как эффективно работать с информацией?». Соответственно названию наук, главным объектом изучения и управления в данной области является информация.

3. Гуманитарные науки, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос «Как обеспечить необходимое поведение людей?». Главным объектом изучения в данной области является человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: