Обоснование программы

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка» (т.1 – М.,1979 г.).

Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие ребенка, является работа по декоративно-прикладному искусству. Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества, способствует развитию индивидуальных способностей, вызывает у детей стремление овладевать знаниями сверх школьной программы.

Что же такое декоративно-прикладное искусство? Вот как определено это понятие в кратком словаре по эстетике под редакцией М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного: «Декоративно-прикладное искусство – «вид искусства (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенным художественно-эстетическими свойствами, но в это же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения…»

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых древних видов искусства. Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, ели. В бескрайних степях Казахстана основным мотивом для составления узоров были разнообразные ветвистые рога баранов.

Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках, в украшении архитектурных сооружений.

Техника выполнения работ по декоративно-прикладному искусству располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно и аккуратно приклеивать, сшивать детали и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.

Работу с группой детей дошкольного и младшего школьного возраста можно организовать как увлекательный и познавательный процесс обучения. Сенсорное восприятие дает возможность детям, выполняющим работу, сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Малыши определяют, что фигуры расположены высоко, низко, в центре, слева, справа. Выполняя аппликацию из геометрических фигур разных по размеру и цвету, можно учить детей счету, умению составлять фигуры: выбирать одинаковые по форме, размеру и цвету. Составляя, конструируя из прямоугольников, квадратов, треугольников, кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности. Анализ выполненной работы способствует развитию устной речи у дошкольников.

Для достижения поставленной цели на занятиях ввожу игровую драматургию, сказку, путешествие по изучаемой теме (соленое тесто – «Колобок», композиция из камней – «Путешествие Камешка», работа с тканью – «Подарки от Лоскутика»).

Цель: способствовать формированию и развитию художественного вкуса, фантазии, мышления, пробуждать творческую активность ребят через разные виды работ; развивать мелкую моторику рук; формировать первоначальные представления о мире профессий; воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Задачи:

o Создать благоприятную обстановку для свободы творчества детей.

o Познакомить ребят с различными технологиями.

o Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к малой Родине.

o Подготовить ребят к участию в выставке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: