Черных Григорий Николаевич

(председатель Удмуртской республиканской организации

Всероссийского профсоюза работников

оборонной промышленности)

Выпускная работа на тему:

«Субъекты социального партнерства, их роль в системе регулирования социально-трудовых отношений»

У государства как главного социального партнера в лице правительства должна быть выработана политика в развитии предприятий, управлении производством. Без поддержки правительства предприятия развиваться не могут. На всех уровнях между социальными партнерами должен вестись постоянный диалог, который бы регулировал все социально-трудовые отношения, а на уровне Российской трехсторонней комиссии влиял бы еще и на принимаемые политические решения.

Мы знаем, что у каждого из субъектов социального партнерства имеются различные цели, интересы. У работодателей – получение прибыли, при этом с наименьшими расходами, а у работников – большую зарплату с меньшими затратами. В этих отношениях и должна проявляться роль профсоюзов, как представителя работников, а роль государства – создать им условия и законные взаимоотношения для достижения более эффективной работы предприятий всех форм собственности.

Профсоюзы готовы сотрудничать со всеми слоями общества, вести переговоры по защите интересов с теми, кто даже и не разделяет их взгляды.

Считаю необходимым для пользы дела законодательно закрепить юридическую силу принимаемых соглашений, коллективных договоров. Государство в лице своих представителей является социальным партнером, и поэтому содержание соглашений должно выражаться в конкретных обязательствах и ответственности за их выполнение.

Дальнейшему развитию социального партнерства в целом в рыночных условиях препятствует отсутствие полномочных объединений работодателей и соответствующих законов. Так, вместо полноценных соглашений и коллективных договоров, этих «законов жизни трудовых коллективов», появляются на свет декларации о добрых намерениях, не предполагающие должной ответственности за их исполнение и реализацию.

Пришла пора жестко спрашивать с тех, кто смотрит на них, как на декларацию о добрых намерениях. Интересы миллионов наемных тружеников требуют того, чтобы коллективным договорам и тарифным соглашениям был придан статус правового акта, закона, обязательного для выполнения теми, кого он касается.

У профсоюзов всегда была и есть четкая позиция в отношении заработной платы:

– минимальная зарплата – не ниже прожиточного минимума;

– средняя зарплата – не ниже уровня, превышающего прожиточный минимум в четыре раза.

Правительство критикует и не хочет выполнять требования профсоюзов, объясняя это тем, что требования завышены, их выполнение разрушит стабильность отношений и приведет к невыплате заработной платы.

В данной ситуации профсоюзы формулируют задачу следующим образом:

– выдвигать требования по повышению минимальной заработной платы, добиваться ее закрепления в нормативных актах;

– проводить активные компании по заключению колдоговоров, в которых на первое место ставить величину зарплаты.

Если чего сегодня не хватает профсоюзам в отстаивании интересов трудящихся, то это в первую очередь:

– отсутствие единства действий;

– настойчивости в решении поставленных вопросов;

– слабая экономическая и юридическая подготовка профсоюзных кадров среднего и низшего звена.

Много недостатков содержится в соглашениях – они носят общий характер и не увязаны с результатами деятельности предприятий и отраслей. Всем сторонам социального партнерства необходимо занять свою нишу в сфере регулирования рынка труда. Профсоюзы, и только они, должны быть реальным представителем работников, они могут обеспечить более выгодные условия при продаже рабочей силы. Работодатели должны отказаться от одностороннего механизма формирования цены на труд. Это почти невозможно. Но государство с помощью депутатов должно разработать и принять закон о регулировании заработной платы, ее зависимости от результатов труда.

За профсоюзами, работодателями и властью должно быть признано право бороться за установление более выгодных, в сравнении с остальными работниками, условий труда для членов профсоюза. Работник вступает в профсоюз для того, чтобы коллективно продать свой труд на более выгодных условиях. Если профсоюзы будут лишены этого рыночного принципа, то мотивация профчленства будет разрушена, а профсоюзы будут противниками рыночной экономики. Формирование забастовочной угрозы должно вывести социальное партнерство на новый уровень баланса интересов.

Роль государства в социальном партнерстве должна быть главной, оно не может быть сторонним наблюдателем за происходящими процессами внутри общества. Американские предприятия, как и российские, ориентированы на получение прибыли, но в то же время их минимальный размер оплаты труда в 50 раз превышает наш, российский. Таким образом, у них законодательно закреплено распределение дохода на зарплату и прибыль. Предпринимателей заставляют работать не только на себя, но и на других людей. Поэтому страна богатая. Подобным образом можно освободиться от мелких неэффективных собственников, ликвидировать эксплуатацию наемных работников и повысить эффективность социального партнерства.

В целях дальнейшего социально-экономического развития республики и повышения жизненного уровня населения необходимо:

– считать приоритетной задачей рост заработной платы;

– обеспечить развитие договорных форм регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства;

– принять совместные меры по созданию территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

– способствовать созданию объединений работодателей на всех уровнях социального партнерства;

– объединить усилия по созданию первичных профсоюзных организаций в организации всех форм собственности.

Для контроля за развитием социального партнерства необходимо ввести государственную отчетность по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений.

Практика работы организаций, где принимается коллективный договор, показывает, что это наиболее эффективный и цивилизованный метод согласования действий двух социальных партнеров – работников и работодателя. Необходимо понимать пользу договоренности в виде коллективного договора не только для работника, но и для работодателя:

· это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации. Он необходим в качестве нормального обоснования действий руководителя, например, по оплате труда персонала;

· коллективный договор оказывает положительное влияние на мотивацию труда. Люди всегда трудятся с большей отдачей, если видят, что руководитель считается с их мнением и интересами;

· наличие коллективного договора – признак солидарности организации, уверенно смотрящей вперед, заботящейся о своем кадровом потенциале;

· в процессе работы над проектом коллективного договора у руководителя появляется возможность иметь точное представление о реальных интересах и потребностях работников;

· заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения с профсоюзом и делает его заинтересованным помощником руководителя в работе с персоналом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: