Направлением социальной работы являются реабилитационные мероприятия в отношении подростков с девиантным поведением и их семей, позволяющие создать условия для формирования социально приемлемого поведения как самого несовершеннолетнего, так если это необходимо и членов его семьи.
Макартычева Г.И. считает, что работу с подростками, имеющими девиантное поведение, целесообразно организовывать в соответствии со следующими этапами:
1) информационный этап, связанный со сбором первичной информации о среде жизнедеятельности ребенка;
2) диагностический этап, на котором происходит изучение причин возникновения девиантного поведения;
3) организационный этап, на котором на основании данных диагностики разрабатывается план сопровождения подростка;
4) реабилитационный этап, на данном этапе осуществляются мероприятия в соответствии с планом сопровождения;
5) завершающий этап – проведение повторной диагностики с целью определения результативности проделанной работы [12].
|
|
Реабилитационная работа на перечисленных этапах осуществляется по следующим основным направлениям – психолого-социальное, социально-педагогическое, направление по работе с родителями и тренинговое направление. Они представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые элементы технологии реабилитационной работы. Деятельность в рамках этих направлений осуществляется согласно индивидуальному плану социального сопровождения подростка при взаимодействии всех специалистов, работающих с подростками с девиантным поведением.
Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех специалистов, работающих с детьми с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [8].
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
|
|
3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [8].
Приемы коррекционно-воспитательного взаимодействия специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, в общеобразовательном учреждение, следующие:
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [7.].
После психологического анализа намечаются перспективы жизнедеятельности воспитанника, пути его самоутверждения, строится наиболее оптимальный план коррекции или перестройки личности. Построение этого плана исходит из положительного фонда личности и закономерностей распада отрицательных ее свойств, а также последующего формирования положительных качеств.
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с подростками девиантного поведения. Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняют собственное целевое, локальное назначение:
- во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
- во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
- в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия. Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка [7.].
При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних необходимо:
– поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной
реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;
– оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;
– оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи;
– содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
– включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей.
Анализ литературы показал, что существуют различные технологии социальной работы с подростками группы риска, в которую попадают «девиантные» подростки. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей детей и ситуации, в которой они оказались.