Принципы и содержание социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

Создать условия для «внутренней» деятельности и общения подростков, которые бы привели к развитию у них социально одобряемого поведения и позволили руководствоваться позитивными смыслами собственной жизни, призвана работа по социальной реабилитации подростков, понимаемая как их возвращение, включение, реинтеграцию в общество (в семью, школу, коллектив сверстников, в систему учебно-трудовых и позитивных досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта [16].

Педагогическая реабилитация представляет собой меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятиями ресоциализации и перевоспитания.

Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений [2].

Понятие «социальная реабилитация» можно рассматривать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с клиентом тактических задач на пути к достижению стратегической цели - восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на клиента [3].

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности [2].

Результат процесса реабилитации качественно характеризует эффективность тех действий, которые были заложены в реабилитационную программу. Отслеживать результаты реабилитационного процесса следует по количеству ресурсов, вложенных в программу, по качественным изменениям в состоянии субъекта.

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

1) своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению;

2) дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи;

3) последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем;

4) индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер;

5) доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Содержание практической деятельности по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением включает следующие напраления:

- профилактическая работа, основанная на общих механизмах возможного предотвращения девиантного поведения;

- реализация технологий социальной реабилитации, направленных на коррекцию конкретных виды девиантного поведения подростков [10].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: