Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии) выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также технология выбора оптимальной стратегии действий, целевые подготовительные, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.
Структуру общей социально-педагогической технологии, с определенной долей допущения, можно применить и к частным. Однако при этом нужно помнить, что в каждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особенностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии, когда в рамках ее идет реализация частной технологии.
Необходимость рассмотрения структуры частных (функциональных) технологий обусловлена тем, что нередко отдельные из них носят самостоятельный характер. Например, диагностико-прогностическая, реализационная, экспертно-оценочная технологии часто применяются вполне самостоятельно. В специализированных центрах нередко каждая частная технология также осуществляется отдельно и имеет самостоятельное значение. При этом специалисты накапливают опыт, варианты технологий реализации функциональной деятельности с различными категориями клиентов. Для них формирование банка функциональный технологий просто необходимо. Все это позволяет рассматривать структуру как важное условие классификации функциональных технологий. Рассмотрим структуру основных частных (функциональных) технологий.
|
|
I. Структура диагностико-прогностической технологии.
Такая технология состоит из двух этапов: диагностики и прогнозирования, каждый из которых имеет свои подэтапы деятельности.
Диагностический этап направлен на общую или частную диагностику и выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что всякая социально-педагогическая технология носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность, на определенную целевую установку и условия их реализации. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления, диагностика предусматривает выявление:
|
|
– индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и возникших в связи с ними социальных проблем;
– состояния здоровья;
– индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направленной на компенсационное или иное наиболее целесообразное преодоление недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;
– особенностей позиции человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию, активности и устремленности в самостоятельном достижении социально-педагогических целей в работе над собой, а также его отношения к воспитателю;
– условий среды, в которых он живет, имеет или не имеет возможности для самореализации.
Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия в ней нескольких специалистов (их иногда называют бригадой специалистов): врачей различных направлений, психологов, педагогов. Такой подход позволяет осуществить более полную диагностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать рекомендации социальному педагогу, необходимые для его социально-педагогической работы с данным клиентом:
· показания;
· предостережения (главное их назначение – «не навреди»);
· советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его окружением.
Структурно этап диагностики включает ряд подэтапов. Среди них следует выделить такие:
1– анализ первичной информации тех сведений, которые специалист получает при первом знакомстве и которые нужны для принятия решения о необходимости диагностики объекта;
2– формулирование выводов – определение объекта (что), предмета (содержание) диагностики и того, как ее следует обеспечить (способ диагностики);
3 – подготовка к диагностической деятельности (техническая и методическая, субъекта и объекта);
4 – собственно диагностика – реализация методов и методик диагностики;
5 – анализ результатов диагностики и постановка диагноза.
На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем несколько.
Определение социально-педагогической проблемы клиента позволяет специалисту подумать о том, как ее можно решить, какие для этого в перспективе могут понадобиться специалисты. Он переходит к следующему этапу социально-педагогической технологии.
Этап социально-педагогического прогнозирования. С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность направленного прогнозирования. Предметом его выступают:
а) направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекция развития и воспитания человека, социального
воспитания, перевоспитания, исправления, педагогической реабилитации, адаптации, при необходимости стимулирование дезадаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ориентации и подготовки (начальной, средней);
б) возможности человека в целостном развитии либо по определенным направлениям;
в) возможная зона ближайшего развития, воспитания объекта в интересующей социального педагога области. Зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого). Понятие введено Л.С. Выготским. Оно отражает реальные потенциальные возможности человека в развитии.
|
|
Идея «зоны ближайшего воспитания» была сформулирована еще А.С.Макаренко – как ближайшая цель работы по перевоспитанию человека. Он обращал внимание на умение педагогически правильно формулировать ближайшую цель как посильную и реальную в конкретной ситуации. Затем воспитатель должен обеспечить ее наиболее полное достижение. Это позволит ему поставить следующую – большую, несущую в себе и большие требования к воспитаннику цель, и так до полного решения всей проблемы перевоспитания в соответствии с перспективными целями;
г) возможности создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию возможностей зоны ближайшего развития, воспитания.
На основе систематизации опыта прогностической деятельности специалистов в ней выделены основные структурные подэтапы. K ним следует отнести:
1 – анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы (проблем) объекта прогнозирования;
2 – выводы по результатам анализа – определение объекта, предмета (что нуждается в прогнозировании и его содержание) и способа прогнозирования;
3 – подготовку к прогнозной деятельности (техническая и методическая);
4 – собственно прогнозную деятельность – прогнозирование зоны ближайшего развития, воспитания; перспектив позитивного изменения; перспективы ближайшей динамики изучаемой проблемы и пр.;
5 – анализ прогнозного материала и формулирование выводов.
Рассмотрим структуру следующей частной (функциональной) технологии.
II. Структура технологии выбора оптимального варианта деятельности.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед специалистом в процессе организации социально-педагогической работы с клиентом, является выбор варианта использования социально-педагогической технологии, наиболее оптимального для конкретного объекта и условий реализаций. При необходимости и достаточной профессиональной компетенции специалист корректирует, индивидуализирует имеющуюся технологию либо разрабатывает новую.
|
|
Основными структурными компонентами (подэтапами) технологии по выбору оптимального варианта деятельности являются следующие:
1 – анализ исходных материалов, необходимых для выбора наиболее оптимального варианта технологии. Прежде всего, анализу подвергаются данные диагностико-прогностической деятельности. Усваиваются индивидуальные особенности, возможности объекта, осмысливаются его социально-педагогические проблемы;
2 – выводы по результатам анализа информации и определение цели, к которой следует стремиться в социально-педагогической работе с клиентом в данной ситуации: развитие навыков социального общения; социальная адаптация; педагогическая коррекция, педагогическая реабилитация, перевоспитание, исправление и др. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной (прогнозируемой) цели;
3 – социально-педагогическое моделирование; под ним понимается эмпирическое создание образа целенаправленной социально-педагогической деятельности, отражающей определенную социально-педагогическую технологию, которая обеспечивает достижения прогнозируемой цели с учетом возможностей среды. В процессе моделирования социальный педагог мысленно прослеживает возможность практического использования имеющейся технологии, разных видов технологий. Главное назначение социально-педагогического моделирования – помочь социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант социально-педагогической деятельности, который позволит ему обеспечить в данной ситуации, с учетом его личного опыта, достижение оптимального прогнозируемого результата;
4 – выбор социально-педагогической (целевой) технологии. Социально-педагогическая технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или вновь выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели. Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных социально-педагогических центрах будут формироваться банки технологий по различным социально-педагогическим проблемам. Каждая технология включает: особенности объекта и социально-педагогической проблемы; описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению (технологии достижения цели); методические рекомендации к ее практической реализации;
5 – анализ соответствия результата моделирования и выбранной социально-педагогической технологии. Он направлен на выявление соответствия построенной социально-педагогической модели выбранной технологии объекту, условиям реализации и педагогическим возможностям специалиста. Одновременно анализ позволяет представить технические, организационные и методические возможности реализации проблемы, а полученные данные помогут предусмотреть сложности, трудности, недостатки, резервы и пр. Именно анализ подсказывает необходимость следующего этапа деятельности;
6 – принятие решения – подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вывод: соответствует выбранная целевая технология ситуации или не соответствует. При соответствии варианта следует вывод о завершении выбора. В социально-педагогической технологии общего типа это означает возможность перехода к следующему этапу деятельности. В случае несоответствия варианта принимается решение провести корректировку выбранной целевой технологии (если это возможно) либо разработать новую – индивидуальную – целевую технологию, наиболее полно отвечающую данной ситуации. Коррекционная деятельность или разработка новой целевой технологии позволяет социальному педагогу формировать наиболее индивидуально ориентированную целевую технологию;
7 – выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии – подэтап подготовки к практической деятельности. Как уже отмечалось, социально-педагогическая технология может быть одна, а вариантов ее реализации несколько. Они зависят от опыта исполнителя (субъекта), его инициативности, творчества, гибкости в педагогической деятельности. Выбранный вариант, собственно, свидетельствует о завершении выбора и позволяет перейти к следующей частной социально-педагогической деятельности – непосредственной подготовке к практической работе по реализации целевой технологии.
III. Структура технологии непосредственной подготовки к реализации социально-педагогической цели.
От того, насколько тщательно проведена подготовка к практической деятельности, во многом зависит достижение прогнозируемого результата. Она позволяет предупредить многие возможные упущения, упрощения, недочеты, а также подготовить и организационное, и методическое обеспечение практической реализации поставленной социально-педагогической цели.
К основным подэтапам непосредственной подготовки к реализации цели следует отнести:
1 – анализ информации, отражающей потребности подготовки к практической реализации технологии (содержание технологии и методики ее реализации; диагностико-прогностические данные; условия реализации; собственные возможности социального педагога и др.). Особое внимание уделяется самой технологии и методике ее реализации;
2 – выводы по результатам анализа, включающие объем и содержание материальных, технических, организационных и методических проблем, которые необходимо решить в процессе подготовки;
3 – практическую деятельность по решению выявленных материальных (обеспечение необходимых материальных средств для подготовки и практической реализации технологии), технических (приобретение, наладка, обеспечение функционирования необходимых для технологии технических устройств, средств, приспособлений и пр.), организационных (согласование компонентов целевой технологии, подготовка учебно-практических мест для социально-педагогической работы, уточнение возможностей исполнителей и порядок их практической деятельности, особенности руководства практической деятельностью исполнителей и пр.), методических (подготовка необходимых методических пособий, рекомендаций, дидактических материалов, методическая подготовка исполнителей и пр.) проблем;
4 – апробацию социально-педагогической технологии или ее элементов (репетиция реализации) – проводится, если есть такая необходимость и возможность;
5 – планирование реализационной деятельности. Оно предусматривает разработку графика реализации цели по времени, месту и видам занятий. План показывает вариант регламентационной социально-педагогической деятельности всех специалистов, обеспечивающих реализацию технологии. На его основе в процессе реализации осуществляется мониторинг практической деятельности и ее результатов;
6 – постановку задач исполнителям по организации деятельности. Это заключительный подэтап деятельности, предшествующий практической работе специалистов. В ходе его уточняются порядок реализации плана социально-педагогической работы, вопросы согласования, взаимодействия различных специалистов, снимаются нерешенные проблемы, уточняются особенности мониторинга деятельности и другие вопросы.
IV. Структура технологии реализации социально-педагогической цели.
Это ведущее звено социально-педагогической работы специалистов (социальных педагогов) с клиентами. Непосредственная практическая деятельность по реализации социально-педагогической цели включает свои этапы, каждый из которых имеет свое назначение и качественно-количественное отличие. В нее входят поэтапная реализация основного метода (совокупности методов), оценка результата каждого из этапов, необходимая коррекция последующей цели, содержания и методики деятельности, переход к следующему этапу.
Первый этап занимает особое место в практической деятельности. В ходе этапа осуществляется адаптация в социально-педагогической деятельности и субъекта, и объекта. Это необходимо для налаживания педагогического взаимодействия между субъектом и объектом, достижения основы для единства, согласованности, взаимопонимания, взаимоучастия, взаимосогласия. В зависимости от уровня решения проблемы на данном этапе во многом зависит эффективность последующей педагогической деятельности.
Второй этап включает реализацию специалистом намеченных в плане работы с клиентом социально-педагогических мер, в том числе посреднической помощи.
Практика показывает, что элементы решения данной задачи далеко не всегда могут быть реализованы социальным педагогом. Особенно это характерно при работе с проблемными детьми по их индивидуальному развитию и воспитанию, перевоспитанию, исправлению. Достаточно трудно она решается также в работе по педагогической коррекции детей, имеющих отклонения умственного развития, эмоциональной или активно-волевой сферы.
Затем на третьем этапе осуществляется включение объекта в процессы саморазвития, самовоспитания. По завершении реализации задач первого этапа следует оценка его результата. Она позволяет оценить действенность проделанной работы и принять решение о коррекции последующей цели (следующего этапа) и методики ее реализации как составной части деятельности по реализации цели. При плановом протекании процесса реализации сразу (без коррекции) принимается решение о переходе к следующему этапу деятельности.
В процессе социально-педагогической работы, направленной на реализацию этапов целевой деятельности, решается важнейшая проблема – постепенное включение объекта в работу над собой, решение своих социально-педагогических проблем, превращение его в субъекта самосо-вершенствования. По мере того как растет его активность и уверенность в успешности работы, он все больше проникается верой в социального педагога, становится его союзником в решении своих проблем. Постепенно объект превращается в субъекта, а социальный педагог становится его союзником в последующей социально-педагогической работе над собой, достижении целей самосовершенствования.
На завершающем этапе реализации цели делается общий вывод о качестве выполнения социально-педагогической работы, достижении ранее спрогнозированной цели.