Количественными показателями, характеризующими рыночную концентрацию, являются следующие:
Индекс Херфиндаля – Хиршмана (1)
(1)
где - объем страховой премии i – ой компании на рынке страховых услуг
- общий объем страховой премии на данном рынке.
- число фирм в отрасли
Для России данный показатель равен 0,11, данный показатель стремится к нулю, что означает наличие крупного числа компаний в отрасли, конкурирующий между собой.
3. Дисперсия рыночных долей (2)
(2)
где - доля i – ой компании на рынке страховых услуг
- средняя доля страховой компании на рынке
- число фирм в отрасли
Данный показатель характеризует неравномерность распределения долей фирмы в отрасли, т.е. характеризует неравенство их размеров. Дисперсия рыночных долей в Тюменской области составила 0,0048, значение показателя довольно небольшое, что говорит о сравнительно равномерном распределение страховых премий компаний в совокупном объеме.
Наиболее точную информацию дает индекс концентрации, поскольку страховой рынок в России сосредоточен в руках небольшого круга страховых компаний.
|
|
4. Индекс концентрации (3)
(3)
где - объем страховой премии i – ой компании на рынке страховых услуг
- общий объем страховой премии на данном рынке.
- число наиболее крупных фирм в отрасли
Для России можно выделить 10 крупных страховых компаний: «РГС», «СОГАЗ», «ИНГОССТРАХ», «РЕСО-ГАРАНТИЯ», «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ», «ВСК», «СОГЛАСИЕ», «РОСНО», «МСК», «МАКС». В ходе расчетов, мы получаем индекс концентрации, равный 0,57, что говорит о высокой концентрации страхового на территории РФ.
Таким образом страховой рынок России можно отнести к олигополистическому рынку, из-за высокого показателя концентрации. Однако данный рынок нельзя назвать «чистой» олигополией, поскольку на рынке существует большое количество фирм (597 по данным 1 полугодия 2011 года), однако большая часть контролирует не более 1 % страховых премий РФ, что свидетельствует о том что «маленькие» компании не может контролировать рынок и оказывать конкуренцию крупным компаниям.