Барьеры страхового рынка в России

Барьеры для входа на рынок - это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам фирмы, уже действующие на рынке, могут практически не опасаться конкуренции, в результате чего данный рынок становится рынком несовершенной конкуренции.

Согласно классификации основоположника гарвардской традиции в теории организации промышленности Дж. Бэйна, по высоте и эффективности барьеров входа различают четыре вида рынков.

· Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами; обеспечивается полная мобильность ресурсов; цена в отрасли устанавливается на уровне предельных затрат.

· Рынки с неэффективными барьерами для входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде.

· Рынки с эффективными барьерами для входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли.

· Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.

Рассматриваемый рынок можно отнести к рынку с эффективными барьерами для входа.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).Одним из административных барьеров входа на рынок страховых услуг является необходимость лицензирования страховой деятельности. Лицензия выдается на осуществление добровольного, обязательного, имущественного страхования. В лицензии обязательно указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

По законодательству в России действует 25-процентная квота на участие капитала нерезидентов в суммарном уставном капитале российских страховщиков. Весной 2011 года квота была полностью исчерпана, в результате иностранцы не могут выйти на российский рынок, а те, что уже здесь работают в партнерстве с российскими компаниями, не имеют возможности увеличить уставный капитал.

Против квоты выступают и российские страховщики, и иностранные компании. Если квота будет отменена, то российский потребитель только выиграет: страховые продукты станут интереснее и разнообразнее, надежность страхового рынка повысится. Выиграет и российская экономика: увеличится приток инвестиций

Необходимость закона об увеличении размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организациях обусловлена, по нашему мнению, рядом сложившихся на российском страховом рынке факторов:

§ Совокупный уставный капитал 597 страховых организаций по данным государственного реестра на 30.06.2011 г. составил 161,2 млрд. рублей. Из них у 388 компаний размер капитала не соответствует новым требованиям закона, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

§ Объем недокапитализации российского рынка страховых услуг на 30.06.2011 г., по нашим оценкам, составил 45,3 млрд. рублей или 1,1 млрд. EUR.

§ Объем недокапитализации крупнейших страховых организаций с иностранным участием составил 4,3 млрд. рублей, преимущественно это компании, специализирующиеся на страховании жизни и универсальные страховщики (страхование иное, чем страхование жизни, и перестрахование). Таким образом, деятельность данных компаний находится под угрозой, так как по заявлениям представителей регулирующих и надзорных органов власти размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций в настоящий момент исчерпана и составляет порядка 40,3 млрд. рублей.

§ Совокупный уставный капитал страховых организаций на 31.12.2011 г., может составить порядка 202,2 млрд. рублей, в случае увеличения всеми компаниями с российскими активами уставного капитала до требуемого законодателем уровня.

§ В 2012 г. оценочно свободный размер участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций составит лишь 10,2 млрд. рублей или порядка 300 млн. EUR (400 млн. USD), что сопоставимо с покупкой иностранными инвесторами 1-2 российских страховщиков из Топ-40.

§ В случае принятии законопроекта об увеличении квоты до 50% и увеличения капитала всеми российскими страховщиками до требуемой величины, по нашим оценкам, свободный размер участия иностранного капитала составит 60,8 млрд. рублей или порядка 1,5 млрд. EUR (2 млрд. USD).

§ Отсутствие иностранных инвестиций на российском рынке страховых услуг негативно отразится в частности на рынке страхования жизни, представленном достаточно большим числом иностранных страховщиков.

Также «Законом об организации страховой деятельности в РФ» устанавливаются квалификационные и иные требования к штату создаваемой страховой компании:

Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Также барьером входа на рынок страховых услуг является минимальный объем уставного капитала, который с 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.04.10 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен быть увеличен.

Если сейчас для компаний, занимающихся общим страхованием, минимальный уставный капитал составляет 30 миллионов рублей, для страховщиков жизни – 60 миллионов рублей, а для перестраховщиков – 120 миллионов рублей, то уже с 1 января 2012 г он должен будет достигать 120, 240 и 480 миллионов рублей соответственно.

К барьеру экономического характера можно отнести уровень расходов на ведение дел страховщиков, отношение суммы расходов по ведению страховых операций и управленческих расходов к страховым взносам. У компаний, которые давно существуют на рынке данный показатель составляет в среднем 43%, тогда как у компаний, входящих на рынок данный показатель может достигать и 90%. Соответственно, новые игроки на рынке не могут установить такие тарифы, которые бы могли окупать все расходы страховой компании. Тогда как крупнейшие страховщики за счет масштаба собранных премий способны устанавливать невысокие тарифы при сохранении прибыльности компании.

В качестве барьеров выхода можно привести следующее: до истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;

2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

При выходе страховщик с рынка, например, в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии, в течение месяца со дня вступления уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора. Орган страхового надзора направляет решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: