Доля обязательных видов страхования в общей премии выросла по сравнению с 1 полугодием 2010 года – с 54,8% до 55,2%. ОМС занимает 46,8% рынка, страхование имущества – 25,7%, личное – 13,8%,ОСАГО – 7,2%. Значительных изменений в структуре премии по сравнению с 1 полугодием 2010 года непроизошло.
Рис. 2. Динамика структуры страхового портфеля по видам страхования в 1 полугодии 2010-2011 гг.
По наибольшему объему страховых премий 1 место из в идов страхования занимает обязательное медицинское страхование, что составляет 292031820 тыс. руб. На втором месте стоит имущественное страхование и составляет 165311012 ты. Руб. На третьем месте по сбору страховой премии, личное страхование (кроме страхования жизни) и равен 86225241 тыс.руб.
Рис. 7 Структура видов страхования в России полугодии 2011 года в тыс. руб.
.
В начале 2011 года сборы среди аутсайдерами стали страхование военных, туристов и страхование гос. Налоговой службы РФ.
3. Страховой маркетинг в России.
Страховой маркетинг является частью общей маркетинговой науки и представляет собой систему взаимодействия страховщика и страхователя, направленную на взаимный учет интересов и потребностей. Страховой маркетинг, с одной стороны, - явление страхового рынка, в значительной мере определяющее лицо страхования, а с другой - практический инструмент работы страховых организаций. Данный инструмент направлен на изучение рынка и оптимизацию работы с потребителями.
|
|
В структуре страхового маркетинга в настоящее время выделяются два самостоятельных направления:
- товарный, или рыночный, маркетинг;
- структурный, или организационный, маркетинг.
Цель рыночного маркетинга – совершенствование деятельности страховщика и повышение прибыльности страховых организаций за счет анализа состояния внешней среды и изменения товарной среды. Рыночный маркетинг включает:
- изучение и сигментацию рынка, а также собственного страхового портфеля самим страховщиком;
- определение потребностей рынка в страховой продукции и концентрацию усилий на наиболее прибыльных направлениях;
- более точное определение уровня риска для групп клиентов или каждого страхователя индивидуально;
- учет потребностей страхователей при разработке страхового продукта, т.е. совершенствование страховой продукции в соответствии с требованиями рынка.
Организационный маркетинг нацелен на повышение эффективности деятельности страховой организации за счет оптимизации ее внутреннего устройства:
- выбора оптимальной системы сбыта страховой продукции исходя из особенностей потребительского поведения, свойств страхового продукта;
|
|
- стимулирования сбыта;
- совершенствования и развития структуры страховых организаций исходя из ее задач с учетом особенностей и квалификации персонала, специфики рынков в связи с организацией системы сбыта страховой продукции;
- совершенствования разделения труда по горизонтали и вертикали.
Страховой маркетинг не может быть эффективным, если он не основывается на анализе потенциальных и имеющихся страховых рынков (клиентов). Поэтому страховой маркетинг выполняет следующие функции:
- исследование рынков и изучение собственного страхового портфеля;
- разработку требований к страховым продуктам (услугам);
- продвижение страховых продуктов на рынок
Исследование рынков и собственной клиентской базы – это изучение потенциальных и нынешних клиентов с целью выявления таких потребительских групп, привлечение которых в страховых организациях в качестве страхователей принесет страховщику наибольшую прибыль. Исследование рынков подразумевает также его сегментацию и выделение целевых (наиболее предпочтительных) участков.
Данный процесс должен осуществляться с учетом свойств потенциальных клиентов и имеющейся у страховщика клиентуры, к которым относятся:
- ее страховые потребности – требуемое страховое покрытие;
- географическое и социально-демографическое распределение;
- платежеспособность потребителей;
- возможность воздействия на клиентуру при помощи рекламы и иными способами с целью убедить ее приобрести страховой продукт;
- стоимость привлечения клиентуры в страховые организации – затраты на содержание сбытовых звеньев;
- возможные направления эволюции страховых потребностей и предпочтений клиентов – динамика потребительского сегмента в плане его платежеспособности, потребностей и способов привлечения в страховые организации;
- конкурентность страховых рынков и возможные перспективы действия конкурентов;
- оценка уровня риска наступления страхового случая для различных типов страхователей;
- оценка средней стоимости страхового события и стоимости страховых случаев для различных групп потенциальных клиентов.
Исследование собственного страхового портфеля страховщика – это анализ вероятности наступления страховых событий и стоимости страховых случаев для фирм в зависимости от различных характеристик клиентуры (страхователей):
- географического положения;
- профессии;
- характера деятельности;
- пола;
- возраста;
- характера застрахованных рисков и взятого на страхование имущества или иных интересов.
Анализ страхового портфеля позволяет оценить потребности клиентуры в страховом покрытии, изучить факторы привлекательности продукта и страховые организации в целом, разработать методики удержания клиентуры.
Разработка требований к страховым продуктам – это процесс определения их свойств, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности страхователей, а также соответствующих потребительским предпочтениям в отношении формы организации страхового продукта. В этот процесс должны входить:
- принимаемые на страхование имущественные интересы;
- страхуемые рынки;
- цена страхового продукта;
- дополнительные услуги, предоставляемые страховщиком;
- качество и полнота обслуживания клиента на стадии продолжения страхового договора.
Страховой маркетинг в России в последнее время становится довольно популярным направлением развития большинства отечественных страховщиков. Появляется все больше теоретико-методологического и прикладного научного материала, где в той или иной степени затрагиваются проблемы страхового маркетинга.
Наиболее узнаваемый бренд среди лидеров «гонки» оказался «РОСГОССТРАХ», на втором месте «РОСНО» и «ИНГОССТРАХ», получившие по 10 %.
|
|
Табл. 7. Знание брендов страховщиков без подсказки (от общего числа респондентов)