double arrow

II. Изучение нового материала

Конспект лекции с элементами беседы

«Энергетический обмен

(бескислородное и кислородное дыхание)»

Й класс

Цели и задачи:

- продолжить формирование научного мировоззрения;

- способствовать дальнейшему развитию логического мышления, памяти, пространственного воображения, аналитико-синтетических способов обработки информации, умений проводить сравнительную характеристику;

- способствовать формированию основных понятий по данной теме (см. ниже);

- сформировать знания о сущности энергетического обмена (катаболизме);

- раскрыть сущность и особенности трех этапов энергетического обмена;

- способствовать пониманию значимости возникновения аэробного этапа для организмов и развития жизни на Земле

- провести сравнительный анализ бескислородного и кислородного дыхания.

Демонстрации: таблицы

Основные понятия: энергетический обмен, анаэробы, аэробы, гликолиз, брожение, коферменты НАД, ФАД, цикл Кребса, АТФ-синтетаза, окислительное фосфорилирование.

Этапы урока

I. Проверка знаний

Ø Опрос по карточкам

Ø Решение задач на доске:

1. Определите массу образованной при фотосинтезе глюкозы, если на это израсходовано 88 г СО2. Относительная молекулярная масса глюкозы равна 180, СО2 – 44.

2. Определите массу образованного при фотосинтезе кислорода, если при этом процессе синтезировано 45 г глюкозы. Относительная молекулярная масса глюкозы равна 180, О2 – 32.

Ø Устный индивидуальный опрос с использованием следующих вопросов:




1. Сравнительная характеристика анаболизма и катаболизма.

2. В чем заключается взаимосвязь энергетического и пластического обмена?

3. Характеристика организмов по типу питания.

4. Общая характеристика фотосинтеза (определение, для кого характерен, общее уравнение, в какой структуре осуществляется). Схематический рисунок структуры, в которой осуществляется фотосинтез.

5. Реакции, инициируемые светом.

6. Результаты световой фазы фотосинтеза.

7. Темновая фаза фотосинтеза.

8. Каким образом повлияют на синтез глюкозы изменения освещенности, влажности, содержания углекислого газа?

Ø Устный фронтальный опрос в форме диалога в качестве обобщения.

Ø Дополнительные вопросы повышенного уровня сложности:

1. В каком конечном продукте можно обнаружить изотоп О18, если водоросль выращивать в воде, содержащей изотоп О18?



2. В каком продукте фотосинтеза можно обнаружить метку изотопом О18, если растение выращивать в закрытой камере, воздух которой содержит СО2, меченый изотопом О18?

II. Изучение нового материала

План лекции:

1. Сравнительная характеристика энергетического обмена у анаэробов и аэробов.

2. Подготовительный этап энергетического обмена.

3. Бескислородный этап (бескислородное дыхание)

- гликолиз

- молочнокислое брожение

- спиртовое брожение.

4. Кислородный этап дыхания

- понятие о цикле Кребса

- понятие о дыхательной цепи

- окислительное фосфорилирование

5. Суммарное уравнение аэробного дыхания.

Мы знаем, что для поддержания жизни организму требуется энергия.

- В какой форме запасается энергия в клетке?

- Что представляет собой это вещество?

- Почему именно АТФ является универсальным источником энергии для клетки?

- В ходе какого обмена осуществляется синтез АТФ?

В зависимости от способа осуществления энергетического обмена все организмы делятся на 2 группы – анаэробы (энергетический обмен протекает без участия кислорода) и аэробы (энергетический обмен протекает с участием кислорода).

Проведем сравнительную характеристику энергетического обмена у анаэробов и аэробов (совместное с учащимися создание схемы на доске и в тетрадях).

Энергетический обмен (катаболизм)
У анаэробов У аэробов
Без участия кислорода С участием кислорода
2 этапа 3 этапа
1-й этап - подготовительный
2-й этап - бескислородный
Молочнокислое или спиртовое брожение Гликолиз
   
  3-й этап - кислородный





Сейчас читают про: