Состав Библии

С

остав и текст Ветхого завета не полностью совпадают в иудаизме и христианстве. Состав Танаха уже был нами рассмотрен выше[745]. Некоторые книги, входящие в православный Ветхий завет, в Еврейской Библии отсутствуют, как-то: Вторая и Третья книги Ездры, три книги Маккавейские, книги Товита, Иудифи и Варуха, Послание Иеремии, книги Премудрости Соломона и Иисуса сына Сирахова. Эти книги в католической традиции называются второканоническими, в православной — неканоническими.

Помимо этого существуют апóкрифы (от греческого слова ¢pÒkrufoj — тайный), которые в Библию не включены. Появилось это название в период борьбы основных христианских течений с распространенной во втором веке сектой христиан-гностиков. Гностики сами называли свои писания секретными, тайными. Именно эта “секретность” и дала основание христианскому писателю Иринею назвать сочинения гностиков апокрифами (тайными); а так как он полемизировал с гностиками, то их сочинения были для него не только тайными, но и подложными. После установления состава книг христианской Библии ко всем не включенным в нее сочинениям религиозного содержания стало применяться слово апокрифы, хотя многие из них вовсе не были тайными[746]. К ветхозаветным апокрифам относятся: Вознесение Моисея, Книга Еноха, Завещание двенадцати патриархов и др. К новозаветным — Евангелие Евреев, Дидахэ, Деяния Петра, Евангелие от Фомы и др.

С

остав и последовательность книг православной Библии Ветхого завета следующий:

Пятикнижие Моисеево — так христиане называют пять первых книг Библии, составляющих одно целое, которое по-еврейски обычно называется Торá (hfrUT), что может быть переведено как Закон. Первое свидетельство об употреблении этого слова в указанном смысле встречается в предисловии книги Премудрости Иисуса сына Сирахова (132 г. до н.э.). Эти книги именуются следующим образом: Бытие (Быт), Исход (Исх), Левит (Лев), Числа (Чис) и Второзаконие (Втор)[747]. Традиция (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 а) полагает, что Тору написал Моисей (he$om — Мошé); однако Пятикнижие, как доказали научные исследования[748], это компиляция, основанная на разных источниках; его не мог написать один человек, в том числе и Моше. Время создания самых древних фрагментов Торы, возможно, следует отнести ко второму тысячелетию до нашей эры. Второзаконие, вероятно, было написано около 870 года до н.э., во времена царствования иудейского царя Иосафата (+fpf$Ohºy — Й’hошапáт) (ср. 2 Паралипоменон.19:4-11 и Второзаконие.16:18-20; 17:8-12; 2 Паралипоменон.17:7-9 и Второзаконие.17:18-20). Окончательную редакцию Пятикнижие получило в жреческих кругах Иерусалимского храма, очевидно, под руководством Хелкии (UhæYiq:lix — Хилькиййáhу), и было опубликовано в 622 или 621 г. до н.э. (4 Царств.22:8).

Отметим, что К.Граф (1815 - 1869) и Ю.Вельхаузен (1844 - 1918), опираясь на теорию Г.Рейсса (1804 - 1891), окончательную редакцию и публикацию Торы относят к 444 г. до н.э. Однако, принимая теорию Графа - Вельхаузена, как отметил И.Ш.Шифман, трудно объяснить, каким образом Пятикнижие проникло к самаритянам: ведь реформы Ездры были направлены на отделение иудеев Иерусалимской храмовой общины от остального населения Палестины и прежде всего от самаритян. В условиях ожесточенной вражды иудеев с самаритянами, которая заполняет собой всю вторую половину первого тысячелетия до нашей эры, трудно представить, чтобы самаритяне именно тогда могли воспринять Тору в качестве богодухновенной книги. Очевидно, к тому времени, когда иудеи начали возвращаться из плена и стала складываться ситуация иудейско-самаритянского конфликта, Пятикнижие уже было в руках самаритян и уже играло роль Священного Писания. Получить ее они могли только до вавилонского пленения иудеев, то есть до 587 года до нашей эры.

Следует также отметить, что в иудаистском понимании Тора гораздо шире Пятикнижия Моисеева. Каждую из пяти первых книг Библии иудаисты иногда называют словом Хум-мáш ($fMõx — пятая часть). При этом они относят к Торе Танах, Мишну, Талмуд и многочисленные комментарии к ним. Каббалисты, кроме того, включают в Тору ее тайную часть, которую называют словом Каб-ба-лá [749](hflfBaq — предание). Каббала — это мистическое учение, возникшее c V по IX вв. н.э. и развившееся в XIII веке в Андалусии (Andalucía)[750]. Примечательной книгой Каббалы является книга Зо-háр (rahoz — сияние), авторство которой традиция приписывает законоучителю второго века нашей эры Шим’ону бар-Йохаи (yi)fxOy raB }O(:mi$), хотя, по всей вероятности, автором Зоhара был каббалист Моше де-Лион, живший в XIII веке в Кастилии (Castilla)[751]. Слово, давшее название этой книги, взято из книги Данийель (Даниил.12:3, PX):
a(yiqfrfh rahoz:K Urih:zay {yiliK:&aMahºW — “И разумеющие воссияют, как сияние на тверди [неба]”.

Иудаисты утверждают, что вся Тора, записанная в период от Синайского откровения и вплоть до составления Талмуда и комментариев, была дана Богом непосредственно Моисею: “Моше получил Тору с Синая и передал ее Й’hошуа, Й’hошуа — старейшинам ({yÉn"qºz), старейшины — пророкам, а пророки передали ее Мужам Великой Синагоги ” (Мишна.Пиркей Абот.1:1). ВеликаяСинагога (hflOdºgah tesån:K — К’н э сет hагдолá) — это совет из 120 старейшин, функционировавший после возвращения иудеев из вавилонского плена до 291 года до н.э. Таким образом, согласно иудаистской традиции, Великая Синагога была связующим звеном между пророками, завершившими Танах, и мудрецами ({yi)æNaT [танна и м] — излагатели) Мишны, которые унаследовали Тору и передали ее последующим законоучителям иудаизма.

З

а Пятикнижием Моисеевом в православном Ветхом завете следуют книги, которые обычно называют историческими. К ним относятся:

Книга Иисуса Навина (Нав)[752]. Иисус Навин (}Un }eB a(õ$Ohºy — Й’hошýа бен-Нун) не является автором данной книги, составленной после 931 г. до н.э. и отредактированной в середине VI века до н.э., хотя традиция (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 а) утверждает: “Й’hошуа написал книгу свою и восемь [последних] стихов Торы”.

Книга Судей Израилевых (Суд)[753] является компиляцией, хотя традиция (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 а) приписывает ее авторство пророку Самуилу. Самые древние фрагменты относятся к XIII веку до н.э. Окончательную редакцию книга получила после 538 года до н.э.

Далее следует Книга Руфи (Руф)[754], написанная в IV веке до н.э. Традиция (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 а) приписывает ее авторство пророку Самуилу. Моавитянка Руфь (Рут) — мифологическая праматерь царя Давида.

Первая и Вторая книги Царств (1 Цар и 2 Цар) в древнееврейских сборниках составляли одну Книгу Самуила, которого, по традиции, считают их автором: “Ш’муэль написал книгу свою и книги Шоп’тим и Рут” (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 а). Разделение на две книги восходит к Септуагинте, в которой эти книги названы Первой и Второй книгами Царств. В Вульгате первые две книги сохранили название книг Самуила (Samuel I и Samuel II). В XVI веке деление Вульгаты было заимствовано и масоретской Библией. Третья и Четвертая книги Царств (3 Цар и 4 Цар)[755] в древнееврейских сборниках составляли одну книгу Царей (М’лаким), которую, согласно традиции (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 a), написал пророк Иеремия: “Йирм’йа написал книгу свою, книги М’лаким и Эйка”. Разделение на две книги восходит к Септуагинте, в которой эти книги названы Третьей и Четвертой книгами Царств. В Вульгате они сохранили название книг Царей (Regum I и Regum II). В XVI веке деление Вульгаты было заимствовано и масоретской Библией. Книги Царств возникли, вероятно, в царствование Иосии (UhæYi$)oy — Йошиййáhу), то есть в последние десятилетия VII века до н.э. Впоследствии они были дополнены рассказом о гибели Иудейского царства, который был заимствован у пророка Иеремии (ср. 4 Царств.25 и Иеремия.52). Произошло это дополнение, по-видимому, в середине VI века до н.э.

Первая и Вторая книги Паралипомéнон (1 Пар и 2 Пар)[756] дополняют книги Царств (paraleipÒmenon — пропущенное). В Септуагинте содержатся две книги Паралипоменон, но в древнееврейских сборниках они составляли одну книгу под названием Дибрей hаййамим. Составитель данных книг — некий иерусалимский левит, живший во второй половине IV или в начале III века до н.э.

Первая книга Ездры (1 Езд), или просто Книга Ездры (Езд), и Книга Неемии (Неем)[757] продолжают историю книг Паралипоменон, но написаны были раньше — в середине или во второй половине IV века до н.э. Согласно традиции (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 а), “Эзра написал книгу свою и родословия в Дибрей hаййамим до времени своего”. Некоторые исследователи считают, что автором книг Ездры и Неемии, которые до христианской эпохи составляли одну книгу (в изданиях Септуагинты она обычно названа Второй книгой Ездры), был Неемия (ср. 2 Маккавейская.2:13). Из трех книг Ездры канонической считается только Первая. Вторая книга Ездры (2 Езд), дошедшая до нас на греческом языке (в изданиях Септуагинты она обычно именуется просто Книгой Ездры[758]), написана, по всей вероятности, в I веке нашей эры. Соглашаясь с точкой зрения Иеронима, Тридентский собор не включил ее в канон, и в официальных изданиях Вульгаты ее или нет совсем, или она помещена в виде приложения. Третья книга Ездры (3 Езд), которая в изданиях Вульгаты обычно разделена на две книги, написана в 97 году нашей эры палестинским евреем, знакомым с зарождавшимся христианством; этой книгой, этим, по сути своей, апокалипсисом, завершается Ветхий завет православной Библии.

Книга Товита (Тов)[759] написана около 200 года до н.э., вероятно, в Палестине.

Книга Иудифи (Иф)[760], созданная в Палестине не ранее середины второго века до н.э., но не позднее нашего летоисчисления, написана на семитском языке, но сохранилась в нескольких греческих и латинских вариантах.

Книга Есфири (Есф)[761] дошла до нас в кратком еврейском и более пространном греческом вариантах. Есфирь (Эстэр) не автор, а героиня книги. Еврейский вариант книги написан в послепленный период, но не позднее II века до н.э. (по всей вероятности, еще до похода Александра Македонского, то есть в V - IV вв. до н.э.), евреями, жившими в Месопотамии. Греческий вариант книги составлен не позднее I века до н.э.

Книги Маккавейские не вошли в Танах[762], а в православной Библии они предшествуют Третьей книге Ездры. Первая книга Маккавейская (1 Макк) написана в период с 134 по 63 гг. до н.э. палестинским евреем. Вторая книга Маккавейская (2 Макк), составленная около 124 г. до н.э., представляет собой сокращенное произведение некоего Иасона Киринейского. Третья книга Маккавейская (3 Макк) написана никак не ранее второй половины второго века до нашей эры — вероятно, в конце 30-х гг. I века нашей эры.

К

следующему разделу православного Ветхого завета относятся так называемые учительные книги:

Книга Иова (Иов)[763] написана неизвестным евреем в период с 538 по 200 гг. до н.э., вероятно, в V в. до н.э. Традиция (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 a) приписывает авторство этой книги Моисею: “Моше написал книгу свою [Тора], главу о Биль’áме [{f(:liB, то есть о Валааме] и Иййоб”.

Псалтирь (Пс)[764] формировалась постепенно, включая в себя различные собрания псалмов, и приняла современную форму в середине второго века до нашей эры. Согласно традиции (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 a), “Давид написал Т’hиллим при содействии десяти старейшин”.

Книга Притчей Соломоновых (Прит)[765] создавалась в течение многих веков и приобрела известный вид приблизительно в III веке до нашей эры. Традиция (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 a) приписывает авторство этой книги Иезекиилю и “собратьям его”.

Книга Екклесиáста (Екк)[766] написана в III веке до н.э. или в первой половине II века до н.э. палестинским евреем, возможно, Иисусом, который именуется сыном Сираха. Традиция же гласит: “Й’хезкэль и собратья его написали Й’шайаhу, Мишлей, Шир hашширим и Коhэлет” (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 а).

Книга Песни Песней Соломона (Песн)[767] представляет собой собрание любовно-эротических песен и свадебных гимнов и приобрела современный вид, вероятно, в середине V века до н.э.

Книга Премудрости Соломона (Прем)[768] написана в Александрии в I веке н.э. неизвестным автором.

Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова (Сир)[769] была написана около 180 года до н.э.; предисловие — в 132 году до н.э. Автором книги является иерусалимский еврей по имени Иисус, сын или внук Сираха. Изъятие этой книги из иудейского канона (Тосефта.Йадаййим.2:13) сопровождалось запрещением ее читать (Мишна.Санхедрин.10:1).

К

следующему разделу православного Ветхого завета относятся пророческие книги:

Книга пророка Исáии (Ис)[770] окончательно сформировалась не ранее конца V века до н.э., но не позднее II века до н.э. Исаия сын Амоса (jOmf)-}eb Uhæy:(a$ºy — Й’шайáhу бен-Амóц) является автором только первых 12-ти глав. Главы 13 - 39 принадлежат его ученикам, хотя, возможно, главы 15 - 23 и 28 - 32 тоже написаны Исаией. Этот пророк родился в 765 году до н.э., пророческую деятельность начал в 740 году, жил в Иерусалиме, имел жену-пророчицу и двух сыновей. О деятельности Исаии после 700 года ничего неизвестно; в апокрифической книге Мученичество и вознесение Исаии, возникшей уже в христианскую эпоху, сказано, что пророка распилили деревянной пилой на куски по приказу царя Манассии (he<án:m — М’нашшé) (ср. Юстин. Разговор с Трифоном иудеем.120). Вторая часть книги (главы 40 - 55) написана последователем Исаии VI века до н.э., уведенным в вавилонский плен. Его условно называют Второисаией, или Девтероисаией. Состав последней части книги (главы 56 - 66) довольно разнообразен и представляет собой произведение школы Исаии, продолжавшей дело пророка после плена.

Книга пророка Иеремии (Иер)[771] получила окончательную редакцию в III веке до н.э. Пророк Иеремия (UhæYiq:lix-}eB Uhæy:m:réy — Йирм’йáhу бен-Хилькиййáhу) жил спустя столетие после Исаии. Его деятельность продолжалась с 626 по 587 гг. до н.э. Родом он был из селения Анатóт (tOtænA() и происходил из священнического сословия (Иер.1:1). В 605 году Иеремия свел все свои до того прочитанные проповеди в книгу, которую он продиктовал Варуху (Иер.36:1-4). Когда же Варух предпринял попытку читать эту книгу в Храме, она была отобрана по приказу царя Иоакима ({yiqæyOhºy — Й’hояк и м), и тот ее собственноручно уничтожил (Иер.36:21-23). Иеремия заново продиктовал Варуху свою книгу, значительно расширив ее. После падения Иерусалима в 587 году Иеремия по приказанию царя Навуходоносора II был освобожден из вавилонского плена. Впоследствии Иеремия ушел вместе со множеством переселенцев из Иудеи в Египет и там же умер.

Плач Иеремии (Плач)[772] самому Иеремии, по всей вероятности, не принадлежит. Ее авторы неизвестны. Окончательную редакцию книга получила около 515 года до н.э.

Послание Иеремии (Пос. Иер)[773] написано неизвестным автором во II веке до н.э.

Книга пророка Варуха (Вар)[774] написана, вероятно, во II веке до н.э. Варух (|Urfb — Барýк), сын Нирии (hæYir¢n-}eB — бен-Нериййá) и сподвижник Иеремии, не является автором этой книги.

Книга пророка Иезекииля (Иез)[775]. Пророк Иезекииль (yézUB-}eB l)"qºzexºy — Й’хезк э ль бен-Буз и) происходил из священнического рода, был депортирован в Вавилонию в 597 году до н.э. Его пророческая деятельность приходится на период с 593 по 571 гг. Не исключено, что в книге скомпоновано не только учение Иезекииля, но и других проповедников, ибо традиция гласит: “Мужи Великой Синагоги написали [книги] Й’хезкэль, Ш’нэм Асар, Данийель и Эзра” (Вавилонский Талмуд.Бава Батра.15 a).

Книга пророка Даниила (Дан)[776] написана в 164 году до н.э. неизвестным автором. Пророк Даниил — мифологический персонаж; легенда о нем сложилась еще в VII веке до н.э. (Иез.14:14,20; 28:3); впоследствии, однако, предположили, что он жил во времена вавилонского плена. В Танахе книга Данийель отнесена не к разделу Пророки (Н’биим), а к разделу Писания (К’тубим).

Книга пророка Осии (Ос)[777] открывает список Малых пророков. Oсия — последний пророк Израильского царства. Его деятельность началась около 750 года до н.э. Он был женат (на блуднице) и имел троих детей. Возможно, он пережил разорение Израиля в 721 году. Записи пророка были собраны в Иудейском царстве вскоре после смерти Осии.

Книга пророка Иоиля (Иоил)[778] была создана в период с V по III вв. до н.э. О пророке по имени Иоиль (Йоэль) ничего неизвестно.

Книга пророка Амóса (Ам)[779] написана (возможно, кроме эпилога) самим пророком. Амос, чья пророческая деятельность протекала в Израиле в период с 783 по 743 гг. до н.э., родился в Иудее, в селении Т’кóа (a(Oq:T), и был пастухом.

Книга пророка Áвдия (Авд)[780] создана в VI веке до н.э., вероятно, все же после 587 года. О пророке по имени Авдий (Обадйá) ничего неизвестно.

Книга пророка Иóны (Ион)[781] написана в период между 400 и 200 гг. до н.э. Пророк Иона (Йонá) (4 Цар.14:25), который был современником Амоса и Осии, не является автором данной книги.

Книга пророка Михéя (Мих)[782] написана в период между VII и VI вв. до н.э., так как авторство эпилога (7:8-20) принадлежит писателю, жившему позднее Михея. Пророк Михей Морасфитин (yiT:$aroMah hfkyim — Микá hамморашт и) жил во второй половине VIII века до н.э.

Книга пророка Наýма (Наум)[783] составлена в конце VII века до н.э., вероятно, в Иерусалиме. Пророк Наум пророчествовал в годы ослабления Ассирии, падения ее столицы Ниневии (612 г. до н.э.).

Книга пророка Аввакýма (Авв)[784] была, вероятно, составлена в период между 609 и 597 гг. до н.э., хотя некоторые исследователи относят время ее создания к более позднему периоду — ко времени правления Селевкидов. О пророке по имени Аввакум (Хабаккýк) ничего неизвестно.

Книга пророка Софóнии (Соф)[785]. Пророк Софония (Ц’панйá) пророчествовал в Иудее с 640 по 625 гг. до н.э., но его книга была дополнена после 538 года до н.э.

Книга пророка Аггéя (Агг)[786] датируется периодом с августа по сентябрь 520 года до н.э. Пророк Аггей (Хаггáй) — первый из ряда пророков, деятельность которых приходилась на послепленный период.

Книга пророка Захáрии (Зах)[787]. Пророк Захария (З’карйá), начало общественного служения которого относится к 520 году до н.э., был сподвижником пророка Аггея. Первая часть книги (главы 1 - 8) написана самим пророком Захарией, вторая (главы 9 - 14), вероятно, другим проповедником. Окончательную редакцию книга получила в III веке до н.э.

Книга пророка Малáхии (Мал)[788] замыкает список Малых пророков. Имя “Малахия” (Мальаки) в переводе с еврейского языка означает “Ангел Мой”, или “Посланец Мой”; и многие толкователи полагают, что это — псевдоним. О жизни и деятельности автора ничего неизвестно. Иероним считал, что автором книги был сам Ездра. Книга была создана около 450 года до н.э.

С

остав и последовательность книг Нового завета православной Библии следующий:

Евангелие от Матфея (Мф) — Kat¦ Maqqa‹on.

Евангелие от Марка (Мк) — Kat¦ M©rkon.

Евангелие от Луки (Лк) — Kat¦ Louk©n.

Евангелие от Иоанна (Ин) — Kat¦ 'Iw£nnhn[789].

Деяния апостолов (Деян) — Pr£xeij 'ApostÒlwn — написаны в 90-х годах I века.

Послание Иакова (Иак) — 'Iakèbou — написано на рубеже I и II веков неким иудеохристианином. Ни один из троих апостолов Иаковов (Зеведеев, Алфеев и брат Господень) не мог быть автором данного произведения (Евсевий. Церковная история.II.23:25). Мартин Лютер (1483 - 1546) при переводе Библии на немецкий язык не включил Послание Иакова в свою работу, назвав его соломенным.

Первое послание Петра (1 Петр) — Pštrou a/ — написано в конце I века, вероятно, в Риме. Второе послание Петра (2 Петр) — Pštrou b/ — написано в начале II века и, по-видимому, является самым поздним произведением Библии[790]. Ни одно из двух посланий Петра не мог написать сам апостол Петр (ср. Евсевий. Церковная история.III.3:4).

Первое послание Иоанна (1 Ин) — 'Iw£nnou a/ — написано автором Евангелия от Иоанна, вероятно, в 90-х годах. Второе и Третье послания Иоанна (2 Ин и 3 Ин) — 'Iw£nnou b/ и 'Iw£nnou g/ — написаны неизвестным автором, возможно, в конце 60-х годов (Евсевий. Церковная история.III.24:18).

Послание Иуды (Иуд) — 'IoÚda — написано на рубеже I и II веков, и поэтому ни Иуда Алфеев, ни Иуда брат Господень не могли быть его авторами (Евсевий. Церковная история.II.23:25).

Послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды в церковной традиции именуются соборными (“Сorpus Catholicum”), так как они обращены не к отдельному лицу или к одному поместному христианскому собранию, а к более широким кругам верующих, отвечая на запросы общецерковного характера[791]. В западных изданиях Библии соборные послания обычно даются после посланий, авторство которых традиционно признаётся за апостолом Павлом.

Послание к римлянам (Рим) — PrÕj `Rwma…ouj — открывает цикл из четырнадцати посланий, автором которых назван Павел (“Corpus Paulinum”). В наши дни аутентичность Послания к римлянам обычно сомнению не подвергается, однако, возможно, во II веке оно было дополнено. Павел написал его около 58 года.

Первое и Второе послания к коринфянам (1 Кор и 2 Кор) — PrÕj Korinq…ouj a/, b/ — написаны апостолом Павлом около 57 года.

Послание к галатам (Гал) — PrÕj Gal£taj — Павел написал около 58 года. Впрочем, некоторые исследователи относят дату создания этого послания к 52 году.

Послание к ефéсянам (Еф) — PrÕj 'Efes…ouj — написано, по-видимому, учениками Павла уже после смерти апостола.

Послание к филиппийцам (Флп) — PrÕj Filipphs…ouj — написано, пожалуй, самим Павлом в период между 56 и 63 годами.

Послание к колóссянам (Кол) — PrÕj Kolossae‹j — написано, возможно, в 63 году. Авторство Павла не бесспорно.

Первое послание к фессалоникийцам (1 Фес) — PrÕj Qessalonike‹j a/ — является, по всей вероятности, самым ранним документом Нового завета, написанным Павлом около 52 года. Второе послание к фессалоникийцам (2 Фес) — PrÕj Qessalonike‹j b/ — написано Павлом в 53 году, однако, возможно, оно было дополнено на рубеже I и II веков.

Первое и Второе послания к Тимофею (1 Тим и 2 Тим) — PrÕj TimÒqeon a/, b/. Возможно, Павел написал некоторые части этих посланий около 65 года, однако аутентичность данных произведений весьма сомнительна, и дату их написания следует отнести к концу I века. Отметим, что лжепавловые послания возникали еще при жизни апостола Павла (2 Фес.2:2). Кроме того, под именем Павла ходили послания к лаодикийцам и к александрийцам. Canon Muratori приписывает эти и “многие другие” подложные послания Павла ереси Маркиона: “Fertur etiam ad Laodicenses, alia ad Alexandrinos, Pauli nomine finctae ad haeresem Marcionis, et alia plura quae in catholicam ecclesiam recipi non postest”.

Послание к Титу (Тит) — PrÕj T…ton — написано, по-видимому, в конце I века, то есть после смерти Павла.

Послание к Филимону (Фил) — PrÕj Fil»mona — написано, вероятно, самим апостолом Павлом в 63 году.

Еще Ориген подвергал сомнению аутентичность Послания к евреям (Евр): “Кто был настоящий его автор, ведомо только Богу”, — говорит он (Евсевий. Церковная история.VI.25:14; ср. III.3:5). Тертуллиан, например, цитирует это произведение как послание Варнавы (О стыдливости.20). Климент Александрийский, однако, считал, что Павел написал это послание по-еврейски, а Лука перевел на греческий язык (Евсевий. Церковная история.VI.14:2). Евсевий, в свою очередь, полагал, что “Павел писал евреям на родном языке, и [...] Климент [Римский] перевел его на греческий” (Евсевий. Церковная история.III.38:2-3). Неизвестный автор написал Послание к евреям (PrÕj `Ebra…ouj) в 90-х годах I века. По всей вероятности, он был александрийским евреем[792] и “последователем Филона, обращенным в христианство”[793].

Откровение Иоанна Богослова (Отк) — 'Apok£luyij 'Iw£nnou — было написано в 68 или 69 году[794]. Вероятно, оно было отредактировано и дополнено в середине 90-х годов I века (Ириней. Против ересей.V.30:13; Евсевий. Церковная история.III.18:3), а потом в первой половине II века[795]. Нет достаточных причин утверждать, что автором основной части Апокалипсиса является не апостол Иоанн Зеведеев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: