Канонизация

С

писок христианских канонических книг Ветхого завета был заимствован Иеронимом от канона иудаистского, который, как мы отметили выше, был составлен в начале II века н.э. при Акибе бен-Йосэпе. Впрочем, первый раздел Танаха — Тора — был окончательно отредактирован и установлен еще при Эзре около 444 года до н.э. (Неем.8:1-12; 2 Езд.9:37-48; ср. Вавилонский Талмуд.Санhедрин.21 б). По-видимому, вскоре после этого был канонизирован и раздел Н’биим; во всяком случае, уже в 132 году до нашей эры Священное Писание подразделялось на три раздела: Закон (Ð nÒmoj), Пророки (oƒ profÁtai) и “остальные” книги (Сирах, предисловие). Первые два раздела часто упоминаются и в Евангелиях (Мф.5:17; 7:12; Лк.24:27 и др.), а в одном месте назван и третий раздел — “Псалмы”: “de‹ plhrwqÁnai p£nta t¦ gegrammšna ™n tù nÒmJ Mwãsšwj kaˆ to‹j prof»taij kaˆ yalmo‹j perˆ ™moà” (Лк.24:44).

П

роцесс отбора христианских книг, которые должны были составить новый (в противоположность еврейским книгам — ¹ palai¦ diaq»kh) завет, был сложным процессом. Название Новый завет по отношению к собранию канонических книг стало применяться со второй половины II века, хотя само понятие Нового завета, или Нового союза (с Богом), восходит к Книге пророка Иеремии: “Вот, дни пришли, — говорит Яхве, — и заключил Я с домом Исраэля и с домом Й’hуды завет новый [hf$fdAx tyir:B — б’рит хадашá ]” (Иер.31:31, РХ). В собственно христианских книгах понятие Новый завет (¹ kain¾ diaq»kh) впервые встречается у апостола Павла в словах Иисуса: “Toàto tÕ pot»rion ¹ kain¾ diaq»kh ™stˆn ™n tù ™mù a†mati” (1 Кор.11:25; cp. Лк.22:17-20).

Самым первым известным списком почитаемых книг считается Canon Muratori, cоставленный, по мнению многих исследователей, в Риме около 200 года. В нем отсутствуют оба послания Петра, Послание Иакова, Третье послание Иоанна, Послание к евреям, но присутствует апокриф Апокалипсис Петра ('Apok£luyij Pštrou). Впрочем, общепринятая точка зрения, что утерянный греческий оригинал латинского перевода Канона Муратори возник в Риме около 200 года, была убедительно оспорена в пользу более позднего его происхождения (IV в.) и другой родины (Восток)[796].

В IV или V веке был составлен Александрийский кодекс, который включает в себя, кроме основных книг Нового завета, следующие книги: Дидахэ, “Пастырь” Гермы, Апокалипсис Петра, послания Варнавы и Климента Римского.

Синайский (Sinaiticus) и Ватиканский (Vaticanus) кодексы, составленные в IV веке, являются сводами книг Ветхого и Нового заветов. Синайский кодекс, обозначающийся в науке буквой À, — это единственная известная нам унциальная рукопись, содержащая текст Нового завета полностью (часть Ветхого завета утеряна). Данный кодекс долгое время хранился в Ленинграде, но в 1934 году, в числе многих других культурных ценностей, был продан советским правительством Великобритании и с тех пор хранится в Британском музее (Лондон). Ватиканский кодекс, обозначающийся в науке буквой B, хранится в библиотеке Ватикана, куда попал не позднее XV века: первый раз кодекс упоминается в каталоге 1415 года. По непонятным причинам руководство библиотеки в XIX веке постоянно препятствовало исследователям в изучении рукописи, и впервые она была опубликована лишь в конце прошлого века. Синайский кодекс, кроме основных книг Нового завета, включает в себя сочинение Гермы “Пастырь” и Послание Варнавы. В Ватиканском кодексе отсутствуют послания к Тимофею, Титу и Филимону, а также Откровение Иоанна.

В первой четверти IV века Церковь не признавала богодухновенности большинства так называемых соборных посланий и Послания к евреям (Евсевий. Церковная история.VI.13:6).

Согласно Лаодикейскому собору 363 года, в состав Нового завета вошли 26 книг (кроме Откровения Иоанна). После этого вопрос о новозаветном каноне подвергался обсуждению еще на двух соборах — Гиппонском (393 г.) и Карфагенском (419 г.), — пока, наконец, не был окончательно решен в 692 году на Трулльском соборе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: