Тема 8. Рыночное ценообразование.
План.
1. Основы ценообразования.
2. Ценообразование в образовательном учреждении.
3. Ценовая стратегия образовательного учреждения.
1 вопрос. Основы ценообразования.
Цена – это сумма денег, которую уплачивает покупатель за приобретаемый им товар, предоставленный в виде материального продукта или услуги. Цены товаров в рыночной экономике непосредственно устанавливаются под воздействием спроса и предложения, в результате конкуренции покупателей и продавцов.
Ценообразование- процесс установления величины цены. При данном объеме выпуска объективно существуют две цены на продукцию предприятия.
Первая, называемая ценой спроса – это та максимальная цена, которую согласились бы заплатить покупатели за тот объем продукции, который им предлагает производитель.
Вторая - цена предложения – это та минимальная цена, за которую согласился бы продать свою продукцию производитель. Эти две цены могут не совпадать.
Если цена спроса больше цены предложения, то организация может манипулировать ценами в образовавшемся ценовом коридоре.
Равенство цены спроса и цены предложения означает, что существует единственный вариант цены, безубыточный для продавца и приемлемый для покупателя.
И, наконец, если цена предложения превышает цену спроса, производитель вынужден продать имеющийся у него объем продукции по цене спроса. Он может не получить прибыль или понести убытки, далее – либо пытаться минимизировать себестоимость, либо изменять объем производства.
Методы ценообразования.
Методика расчета цен по формуле «Издержки плюс прибыль».
Этот метод заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Например, производство и сбыт некоторого изделия могут обходиться организации в 20 руб. и она хочет получить прибыль, исходя из нормы 10%. В этом случае цена продажи товара будет 22 руб.
Эта методика остается достаточно популярной по 3 причинам:
Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. В этом смысле, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходиться слишком часто корректировать цены в зависимости от спроса.
Во-вторых, если этим методом пользуются все организации отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому, ценовая конкуренция сводится к минимуму.
В-третьих, продавец считает, что он установил «справедливую» цену как для себя, так и для покупателя.
Метод расчета цены, обеспечивающий определенный размер валовой прибыли.
Это более сложный, но и более гибкий метод. Он предполагает сравнение различных сочетаний цен и объемов продаж и выбор того варианта, который позволит преодолеть уровень безубыточности и получить запланированную прибыль. Применяется крупными организациями, имеющими большие специализированные отделы, отвечающие за ценовой маркетинг.