По возрастной лестнице

Человек продвигается не только по социальной (повышение статуса, уве­личение дохода), служебной (продвижение в должности), но и возрастной лестнице (старение). Если первые два типа восхождения сопровождаются скорее чувством радости, то второе больше связано с огорчениями, разоча­рованием и потерями.

Перемещение по возрастной лестнице во многом напоминает движение по социальной, только вместо должностей, новых мест работы и жительства здесь учитываются периоды жизни. В первой половине жизни, когда происходит взросление человека, такое движение напоминает восхождение вверх, а во второй — спуск по ступенькам вниз, поскольку старость представляет собой, помимо всего прочего, расставание со все большим числом социальных ста­тусов, которые были приобретены в трудоспособном возрасте.

Перемещение по социальной (повышение статуса, увеличение дохода) и служебной (продвижение в должности) лестнице, в отличие от продвиже­ния по возрастной (старение), сопровождается скорее чувством радости, а не горести и огорчениями в связи с уходящими годами (рис. 17).

43 См.: Огонек. 1997. № 39.

Перемещение по возрастной лестнице сопровождается:

1) биологическими изменениями организма;

2) психологическими кризисами;

3) нравственным взрослением и изменением мировоззрения;

4) обретением новых социальных статусов, предписанных обществом
каждому следующему возрасту.

Рис. 17. Возрастная лестница. Человек продвигается не только по социальной, но и возрастной лестнице

Каждому возрасту присущи свои особенности. Траектория человеческой жизни намечается уже в зародышевой клетке, а в дальнейшем она протека­ет благодаря уникальному взаимодействию трех факторов: генетического наследства, культурной среды, обстоятельств жизни, — комбинация кото­рых у каждого своя определяет неповторимость индивидуальных судеб.

В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирова­ния личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, огра­ничениями своей активности со стороны взрослых, собственной беспомощ­ностью, неумением выразить свои чувства и стремления. По данным запад­ных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психологически неблагополучными, и чтобы в дальнейшем создать в себе чувство «о'кей», требуется большая внутренняя работа, которая удаст­ся не всем.

И юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентично­сти и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных соци­альных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, ко­торые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выб­ранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хо-

рошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответ­ствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают.

Зрелые годы обычно омрачаются борьбой за существование, конкуренци­ей, неудовлетворенным амбициями, конфликтами в семье, несбывшимися надеждами в отношении детей, материальными проблемами. И это далеко не полный перечень возможных ударов и неудач, которыми сопровождает­ся жизненный путь большинства людей.

По мере движения по возрастной лестнице, при переходе от зрелости к

старости нерешенные проблемы все острее заявляют о себе.

В старости изменяется характер че­ловека: уменьшается энергичность, по­является осторожность, бережливость, а иногда и скупость. По мнению многих ученых, в старости обычно заостряют­ся те черты, которые были у человека и раньше, поскольку ослабление контро­лирующей функции коры головного мозга обнажает то, что человек старался скрывать. Становится более заметной раздражительность, болтливость, жад­ность, все то, что раньше удавалось сдерживать или маскировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: